Учитель русского императора-Освободителя

Поэт и педагог Василий Андреевич Жуковский (1783–1852 г.г.) подготовил главу Российской империи Александра II к его исторической миссии, и с его помощью изменил страну.
История отечественной педагогической науки полна поразительных фактов безразличия к судьбе ее выдающихся деятелей, в особенности тех, чьи заслуги в области образования не получили должного внимания потомков и освещения. В современной России роль учителя занижена. Наше общество, выбравшее западную модель образования, медленно, но уверенно дичает. В этой статье предлагает вспомнить поэта и педагога Василия Жуковского, о его роли в воспитании великого князя Александра Николаевича Романова, будущего императора Александра II.
В 1817 году 34-летний Васили Жуковский стал учителем русского языка великой княгини (впоследствии императрицы) Александры Федоровны, а в 1826 году ему предлагают должность наставника- воспитателя великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II).
Жуковский сам подбирает педагогов, разрабатывает план воспитания наследника, рассчитанный на 12 лет. В основу положены гуманитарные науки, особое внимание уделено изучению истории, которую Жуковский называет лучшей школой для будущего монарха. Но главной задачей он считает «образование для добродетели» – развитие в питомце высокого нравственного чувства.
По его методике обучение наследника престола подразделялось на три периода: отрочества, юности и первых лет молодости. Будущий император сел за парту восьмилетним ребенком, а покинул класс уже двадцатилетним юношей.
Первым делом Жуковский лично подобрал из всей мировой литературы специальную библиотеку. Всё, что до этого не переводилось на русский язык, было переведено. Поэт и педагог понимал, что формирование личности начинается с юных лет и огромную роль здесь играет попавшая в руки книга. Поэтому прежде, чем вложить что-то в руки ученика, всё внимательно штудировал сам. Даже детские сказки. Предусмотрел Жуковский для воспитанника и два обязательных путешествия. Сначала по России, чтобы будущий государь познакомился со своим хозяйством и подданными, а затем и в Европу, чтобы мир посмотреть.
Поездка по России получилась не только ознакомительной, но отчасти и рабочей. Первым из царского рода Александр посетил Сибирь, где, между прочим, способствовал смягчению положения заключённых. Впервые в Западной Европе 20-летний Великий Князь побывал с отцом, а затем Александр был предоставлен себе. Если, конечно, не считать Жуковского, который сопровождал наследника почти во всех поездках по стране и за рубежом: то есть, педагогический контроль был постоянным. Как бы то ни было, благодаря Василию Жуковскому не только большому поэту, но и великому педагогу, Россия действительно получила во главе страны, прежде всего государственного деятеля и реформатора, а потом уже военного.
Мечта Жуковского воспитать из наследника престола не военного, а законодателя начала обретать реальные очертания в 1835 году, когда лекции наследнику стал читать сам Михаил Сперанский. Цикл лекций, а он продлился до 1837 года, назывался скромно «Беседы о законах», но можно с уверенностью сказать, что именно эти неторопливые «беседы» умудренного жизненным опытом законодателя с цесаревичем во многом сформировали взгляды будущего Царя-Освободителя. По замыслу Жуковского, именно со Сперанского должна была начаться фаза высшего образования.
В следующем году Александра стали знакомить с состоянием русских финансов, с высшей военной стратегией и внешней политикой России. Причём и здесь учителей наследнику Жуковский выбрал серьезных и авторитетных, например, с экономикой цесаревича знакомил министр финансов Егор Канкрин, осуществивший в стране серьезную денежную реформу.
Освободив миллионы русских людей от рабства, ученик Жуковского сделал то, на что в своё время не решились ни Екатерина, ни импульсивный Павел, ни Александр I, ни волевой Николай I. Но в историю Александр II вошёл не только по причине отмены крепостного права, но и благодаря другим своим великим реформам. Именно Жуковский составил, а затем реализовал на практике подробнейший план многолетнего обучения наследника престола – невиданный ранее в русской истории педагогический проект.
Поначалу император хотел сделать упор в обучении сына на военном деле, однако Жуковский желал совсем иного. «Должен ли он быть только воином, действовать единственно в сжатом горизонте генерала? – доказывал поэт в одном из своих писем. –Когда же будут у нас законодатели? Когда будут смотреть с уважением на истинные нужды народа, на законы, просвещение, нравственность? Страсть к военному ремеслу стеснит его душу; он привыкнет видеть в народе только полк, в отечестве – казарму». И сумел настоять на своём. Жуковский с честью выполнил свою историческую миссию: в Александре II он воспитал творца великих реформ 1860- х годов и освободителя крестьян от крепостной зависимости. В 1841 году Жуковский завершил свое дело и, щедро вознагражденный, вышел в отставку.
Когда говорят о великих реформах Александра II, редко вспоминают о том, что не было в российской истории человека, которого бы столь тщательно готовили к роли главы государства. Александр Николаевич – это своего рода царь «из пробирки», уникальный случай. А заслуга в том, что Россия получила, наконец, великого реформатора принадлежит двум людям: Николаю I, который сознавал, что в силу обстоятельств занял российский престол, не получив должного образования, и поэту Василию Жуковскому, который по поручению государя возглавил команду педагогов, подготовившую будущего Царя – Освободителя к его исторической миссии. Василий Андреевич Жуковский не только большой поэт. Но выдающийся педагог, он  просто изменил Россию с помощью своего ученика. А это огромный труд. Напомню слова Монтеня: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому».
© - Чупин Валериан Дмитриевич


Рецензии