Находка

               В одной московской квартире моё внимание
               привлекла маленькая книжечка. Спросила у
               хозяев о принадлежности, они сказали,что
               возможно осталась от прежних хозяев,
               уехавших за границу.


               Прочитав несколько раз, решила  - с ю д а :


               " Проект создания духовной цивилизации" :
                Равиндра  Сварупа  /   Харикеши  Свами


                Тем, кто планирует создание города
                Шри  Маяпура, не нужно беспокоиться
                о противоречивых теориях социального
                устройства. Вот реальная система
                создания гармоничного, процветающего
                общества, которая дана самим
                Верховным Господом и проверена
                тысячелетиями.

                (Автор Равиндра Сварупа Даса ).

   Варнаашрама-дхарма или социальный манифест Движения Сознания Кришны является

проектом создания духовной цивилизации. В её основе лежат представления о том,

что люди являются  духовными существами. Будучи живыми существами,  мы являемся

крошечными, но вечными искрами  верховного живого существа, хотя в данный момент

мы заточены в эти бренные материальные тела. Невозможно надеяться на то, что

наши тела принесут нам счастье: они подвластны болезням - когда-то состарятся и

просто умрут. Поэтому наше благополучие зависит только  от того, насколько

глубоко  мы познали нашу вечную истинную сущность  - душу. Мы постоянно страдаем

только по тому, что отождествляем себя со своим телом. Итак, если общество хочет

высочайшего блага для всех, тогда оно должно дать людям знание о том, что такое

истинное " я ", и тогда проявится чистое вечное сознание, которое полно знания и

блаженства. И в то же самое время  такое общество должно удовлетворить как

можно в более прост ой, но эффективной форме все нужды тела. Варнаашрама-дхарма

предназначена для того, чтобы решить обе эти цели.

   Материалисты сразу станут возражать, поскольку душа является метафизическим

понятием и относится к тому, что невозможно постичь экспериментальным путём.

Поэтому любая социальная система, базирующаяся на таком понятии, должна быть

весьма сомнительной. Но совершенно неверно считать, что существование души

невозможно доказать на практике; а общество варнаашрама-дхарма как раз

предназначена для того, чтобы благоприятствовать такому эксперименту И поскольку

материалистическое общество  создаёт такие условия, чтобы экспериментально

доказать  существование души, то их возражения совершенно не обоснованны.

   Мы - духовные существа, пребывающие в материальных телах. Варнаашрама-дхарма

объединяет в единое целое и устанавливает соответствие между равенством всех

людей, как духовных существ, и их относительным неравенством, происходящим из-за

различия тел, которые они получают. Вследствие этого  общество делится на четыре

профессиональные группы (варны). Такое разделение на варны совершенно естественно

.Ни одно цивилизованное общество не может обойтись без четырёх классов :

интеллигенция ( они называются брахманами), политические и военные лидеры

( кшатрии), фермеры и коммерческие деятели (вайшьи), рабочие и ремесленники

(шудры). Отсутствие одной из этих грулл, несомненно, принесёт урон обществу.

Вместе они составляют: голову, руки, живот и ноги, т.е. тело, которое здорово

только тогда, когда все его части в исправности и действуют сообща. И более того,

каждый человек рождается уже с определёнными качествами и склонностями, в

соответствии с которыми он и  относится к одной из четырёх групп общества

( только  личные качества человека определяют, к какой группе он относится, а

не то, в какой  семье он  рождается, как это было принято считать в кастовой

системе  Индии, поскольку  такое распределение не является подлинной системой

варн.)

   Сейчас я опишу качества и исполняемые обязанности людей, принадлежащих к

различным варнам.

   Брахманы или интеллигенция при помощи теоретического знания и непосредственной

реализации постигли Абсолютную Истину, и в свете этого знания они дают

наставления политическим лидерам, которые осуществляют их на практике. Являясь

головой общества, брахман наделён пониманием, как управлять деятельностью всего

тела.

   По профессии брахманы - учителя, т они наставляют каждого представителя

варны не только в том, чем ему заниматься, согласно своему социальному положению,

но и в служении Всевышнему Господу, что является основой самореализации..

Считается, что тот может стать брахманом, у кого любовь к обучению и стремление

к знаниям. По природе брахман мирный и терпимый, он, естественно стремится к

чистоте, самоконтролю и аскетизму. Он честен и религиозен.

   Долг кшатриев - защищать других членов общества. Они правят страной и, если

необходимо, участвуют в сражениях. Кшатрий должен обладать достаточным

интеллектом. но в отличие от брахманов, он больше использует его для

практической деятельности. Он по природе чрезвычайно храбр, его привлекает

совершать великие дела, рискуя собой. Кшатрий - прирождённый лидер, он

находчивый и решительный. У него сильное тело и волевой характер. Он по своей

природе  благороден и великодушен. Ему доставляет удовольствие использовать

свою силу для защиты других.

   Вайшьи обрабатывают землю, занимаются торговлей, коммерческой деятельностью и

,очень важно - защищают коров. Вайшьи - создатели богатства общества. Они также

отличаются разумом, но, в сравнении с кшатриями, более узким и хитрым. Они не

обладают таким запасом энергии, как кшатрии, а также не наделены такой

храбростью и великодушием. Кшатриями движет героизм, вайшьями - прибыль Защита

коров предостерегает  вайшьев от жадности и эксплуатации. Относясь к корове,

которая даёт молоко,как к матери;  к быку, который пашет землю, на которой

растут злаки, как к отцу, вайшьи не эксплуатируют никого и ведут гармоничную

жизнь, поддерживая коров и землю, ведь это является источником богатства.

Защита коров пробуждает религиозные чувства в вайшьях и приближает их к земле.

   Те, кто лишён интеллекта , которым обладают брахманы, кшатрии и вайшьи,

являются шудрами. Они исполняют в  обществе физическую работу. Поскольку  у них

нет достаточного разума, чтобы действовать независимо от других, они выступают,

в основном, в качестве помощником трёх других варн и  находятся под их

управлением. Я думаю, что польза в признании такого деления очевидна. Оно

основано на природных качествах и одарённости, поэтому с раннего детства

можно определить склонности ребёнка и направить его обучение так, чтобы 

раскрылись его природные дарования, и развивать их в соответствии с тем, какое

положение он будет занимать в обществе. Это решит проблему призвания и

наклонностей человека, над которой бьётся сейчас система образования. Каждая

из этих четырёх отдельных групп может развиваться независимо друг от друга.

Каждая варна имеет свои собственные определения, обязанности и назначения

(сва-дхарма). И в обществе будет бесконечное беспокойство и страдание, если

вместо того, чтобы признать такое деление, пытаются навязать нечто вроде 

"один за всех" или " всеобщий" стандарт, который на самом деле не подходит

ни к одному. Если признать эти четыре варны, тогда каждый займёт своё место,

работая с полной отдачей, используя все свои дарования и, благодаря такому

сотрудничеству, общество будет процветать.

   Конечно, могут возникнуть возражения против этой классовой структуры ( шудры,

ну и ну!), которая приведёт к немедленной при таком делении к эксплуатации.

Высшие группы станут эксплуатировать низшие, станет процветать несправедливость,

появится и конфликт. Решение этой проблемы - санатана-дхарма, " вечный  долг и

религия". Хотя каждая варна имеет свою определённую сва-дхарму, все они равны

в одном - всеобщая дхарма называется санатана-дхарма. Это сознание совместного

служения Верховному  Господу. В исполнении санатана-дхармы все абсолютно равны.

Она более важна, чем сва-дхарма, и она полностью исключает эксплуатацию одной

группы другой.

   Варнаашрама-дхарма объединяет в себе  материальное различие и духовное

единство. Система варнаашрама-дхарма признаёт, что  люди рождаются с различными

способностями. Не будет никакой пользы ни обществу, ни отдельным его гражданам,

если делать вид, что это не так. Поэтому в варнаашрама-дхарме есть деление  на

классы, но без эксплуатации, несправедливости,, без зависти и конфликтов.

Основная цель всех членов варн - реализация, самопознание. Поэтому вся  жизнь

строится так, чтобы каждый мог расти духовно, а не сосредоточиваться только

на материальных приобретениях. Хотя каждый занят определенной деятельностью,

согласно своим материальным способностям, основное предназначение жизни - понять,

что сущность человека духовна и не имеет ничего общего с этим временным

материальным телом. Такова санатана-дхарма, дающая возможность для духовной

реализации ( о которой говорится в Бхагават-гите), равно  необходимой всем

врнам, независимо от их материальных качеств. Поэтому успех жизни  и её

процветание зависит не только от богатства, власти и социального положения.

( продолжение следует).

   Варнаашрама-дхарма - это общество, в центре которого стоит  Бог.

Санатана-дхарма, или вечная религия, суть нашей жизни, заключается в служении

духовных существ безграничному Верховному  Существу. Это выражается  в

предложении результатов преданного служения  Богу, который признается

Верховным  наслаждающимся всего. Эксплуатация возникает только тогда, когда

человек заюывает, что он слуга, и пытается занять положение  Бога, используя

труд, или способности других для своего собственного чувственого наслаждения.

   Я могу служить кому-то,но, если он такой же слуга, как и я , он не станет

эксплуатировать меня, а у  меня не будет зависти к нему. Всеобщее признание

главенства  Бога и служение  Ему создаёт гармонию и отношение сотрудничества

между варнами и предотвращает  эксплуатацию, звисть и конфликты. Поскольку долг

каждого - преданное служение  Господу, материальные  различия становятся

несущественными. Одинаково ценен и тот, кто метёт улицы,  и кто занимает

правительственный пост, и каждый достигает совершенства, исполняя свою работ в

служении  Богу.

   Конечно, если кто-то занимая ответственное положение, забывает, что в

конечном итоге он слуга  Бога, и использует своё положение для чувственного

наслаждения, тогда деление на классы превращается в порочную болезнь общества,

которая всем хорошо знакома. И единственный способ избежать этого - утвердить

ашрамы -( деление жизни на четыре  ступени), которые особенно строго соблюдаются

брахманами и кшатриями.. Согласно этому делению вначале человек  должен пройти

особое обучение, строго соблюдая при этом целибат ( брахмачарья), и только затем

жениться, заводить семью и вести "мирную" жизнь ( грихастха).

   К пятидесяти годам, или около того, период грихастха должен закончиться,

муж и жена прекращают семейную жизнь и социальную деятельность и ведут лишь

духовную жизнь, практикуя отречение ( ванапрастха). Так в конце жизни, когда муж и жена становятся готовыми к разлуке, они разлучаются, и остаток своей жизни

муж проводит как странствующий монах ( саннияси).

   Таким образом, благодаря системе ашрама, самые влиятельные люди общества

являются одновременно самыми отречёнными.

   Вся система варнаашрама дхарма, в конечном итоге, держится на брахманах.

Они обучают всех членов общества, и их наставления сильны до тех пор, пока

они сами являются  высочайшим примером чистоты и отречения.. Чистота

брахманической культуры является основой врнаашрама-дхармы.

   Вероятно, эта система напомнила вам средневековое общество Европы, в котором

сознание людей сосредоточено на Боге. Общество тогда состояло из четырёх

классов: духовенство( брахманы), феодалы ( кшатрии), буржуазия ( вайшьи),

крепостные ( шудры). В те времена для вступления царя на престол требовалось

разрешение священника и короновались они епископом. Идеальный царь должен

был быть святой личностью . И всё-таки такое общество было лишь жалким подобием

варнаашрама-дхармы. Брахманы никогда не обладали достаточным уровнем чистоты, а

когда они утратили и то, что имели, то общество забыло всякую духовность,

и таким образом, рухнула вся система, что мы и имеем в настоящее время.

   Крушение примитивной  средневековой варнаашрама-дхармы происходило более,

чем  500 лет, и об этом повествует вся наша современная история Европы.

Падение той цивилизации началось с падения брахманов. Когда брахманами

овладевают мирские желания, они теряют свой моральный облик и духовный авторитет

( а именно в этом кроется их сила), и тогда кшатрии начинают относиться к ним как к мирским правителям, стоящим на одном уровне с ними. Превосходство брахманов

становится неоправданным, и поэтому кшатрии более не считаются с ними, и подтверждение этому - социальная революция в Европе, представленная

Протестантской Реформацией; без руководства и наставления брахманов кшатрии

быстро теряют самоконтроль и превращаются в тиранов. Их полновластие больше

не контролируется духовным миром. Поэтому вайшьи восстают против гнёта и

разлагающего  бесполезного дворянства, о чём свидетельствовала французская революция Наступает пора расцвета и предприимчивых вайшьев; накапливая

капитал, создавая индустрию и  занимаясь коммерцией, они, гонимые своей

беспредельной жаждой наживы, беспощадно эксплуатируют шудр, которые также отвечают на это протестом, о чём свидетельствует социалистическая революция.



   Таким образом,концепция варнаашрама чётче проясняет некоторые стороны нашей собственной истории.. Итак, мы видим, что общество, классы и взаимоотношения

между ними прошли различные стадии прогрессирующего загнивания и распада,в

заключительной стадии которого мы живём сейчас. Поэтому конценция варнаашрама-дхармы весьма удачно проясняет наши  современные социальные и политические

представления. Сейчас мы можем видеть   столкновения левых и правых, коммунистов

( шудр) и капиталистов ( вайшьев), как заключительный итог длительного

процесса  социального загнивания и, поэтому ни у одной из этих сторон нет

будущего  и реальной надежды на создание справедливого и прочного общества.

Они обречены ходом самой истории и являются выражением социального разложения.

Страны Европы и Америка ХХ столетия безнадёжно поражены безумством вайшьев

 в погоне  за прибылью. Но и старания шудр не приносят улучшения.

Коммунизм , будучи совершенно материалистической философией, скорее поощряет,

нежели уничтожает семена эксплуатации и конфликтов. Поэтому при коммунизме

общество никогда не освободится от превосходства одних над другими, от

подчинения большинства меньшинству, и это превосходно будет обличено в самые

изощрённые формы. Идеология коммунистов и капиталистов является  продуктом

эксплуатации и зависти, и поэтому нет надежды, что они смогут избавиться от

этогоОни не могут разрешить проблемы социальной деградации, поскольку сами

являются её  следствием, и конфликт неизбежен, а в конеяном счёте и гибель

цивилизации. Если говорить о возможности возрождения  человеческой цивилизации, то оно должно строиться не на загнивающем обществе, оно должно начаться с сознания брахманов.

Особое предпочтение  движение Сознания Кр ишны - воспитывать таких брахманов,

как основу всего общества варнаашрама-дхарма. Современное общество варнаашрама-

дхарма не  должно повторять духовных, соцмальных, технических ошибок

средневековой  Европы. Сознание  Кришны предоставляет более высокий стандарт

чистоты по сравнению с тем, который был у брахманов средневековья.

Новое общество варнаашрама-дхармы может использовать все технические

достижения нашего времени для служения  Богу.

   Итак, движение  Сознания  Кришны является путём, началом новой культуры.

 совершенной человеческой цивилизации, созданной как раз в тот момент, когда

старое , примитивное общество варнаашрамы конечной стадии своего вымирания.

Это даёт альтернативу для всех нас, вовлечённых в этот процесс вымирания.

   Это оптимальное решение в том смысле, что оно направлено на решение сути

проблемы и призывает к возрождению духовного сознания в человеческом обществе.

Может показаться, что для этого потребуется слишком многое, но с другой

стороны, само время не позволяет  нам сделать другого выбора.

   Равиндра Сварупа  даса получил звание профессора религии в храмовом

Университете в Филадельфии ( США ). В настоящее время от работает  директором

Института по исследованию вайшнавизма при Американском Университете в Вашингтоне, а также является редактором  журнала  " Обратно к  Богу".



             -  -   -   -   -   -  8    8    8    -    -     -     -    -


Рецензии
Здравствуйте!
Почему рождается человек уже наполненный определёнными качествами? Откуда?
Позволяет ли совершенствование духовного развития личности подняться на новый
уровень за жизненный период? \из шудры до вайшьи, например\
Как Вы понимаете мои "потуги" в прозе? \по двум, трём вещицам\
\если сочтёте нужным\
С уважением. Виктор.

Виктор 42   28.09.2021 10:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.