Об уклонении от крайностей
Сколько полемических копий сломано по поводу высказывания чиновницы о том, что государство вам (нам) ни чего не должно.
И вот что нужно отметить – уровень этих дискуссий не поднимается выше уровня обыденного разговора. Причина тому отсутствие образованности в том смысле, что мы не приучены к философскому языку.
А между тем многие вещи и отношения невозможно понять без применения языка философии. Того самого на котором сформулировано сократовское: «я знаю лишь то, что ничего не знаю». Абсурдное утверждение, если его рассмотреть как высказывание на языке обыденном, повседневном.
Абсурдно потому, что Сократ все ж таки твёрдо знает день сейчас, или ночь и какое время года, как найти дорогу до форума и как звать свою сварливую жену.
Так вот рассматривая отношение между гражданином и государством с точки зрения философского языка, можно сказать – отношение государства и гражданина взаимно обусловлено и дополнительно.
Если мы говорим – государство ничего тебе (мне) не должно, то это означает, что и гражданин ничего не должен государству.
В таком случае антагонизм разрывает (уничтожает государство) как социально-политическую структуру. Говоря политическим языком – исчезает необходимость самого института государственности.
Не связанные друг с другом люди превращаются в индивидуальные атомы. Это предельная (тотальная) свобода.
Если мы говорим, что гражданин должен государству то и государство должно гражданину. В этом случае необходимость государства очевидна и эта взаимная необходимость стягивает (сплачивает) общество и тем сильнее, чем больше (интенсивнее) долженствование. Тотальность социализации, ни чем не лучше тотальной свободы.
В таком единстве ( в пределе) исчезает свободная воля индивида. Человек превращается в домашнего животного не способного к волевому (творческому) акту.
Итак, содержательный разговор может идти только о мере социализации – либерализации государства, то есть об уклонении от крайностей.
* * * *
В идеальном государстве должно существовать имущественное разделение на людей власти и людей бизнеса.
В идеальном государстве должна быть полнота свободы в экономических отношениях и ничтожно мало свободы в сфере культуры.
О политики уже сказано, что для тех, кто занимается ею, должен быть введён имущественный ценз.
* * *
P.S. Проблема идеального государства, как любой идеи, заключается в отсутствие реальных механизмом для их воплощения. В сущности, это пустое мечтание, как и любое подобное социально-политическое прожектёрство.
Прокопьевск 13.11.2018г.
Свидетельство о публикации №218111301123