Наши воздушные асы

Немногие жители  района знают имена Сергея Троепольского, одного из первых российских авиаторов, и его сына Алексея, верой и правдой служивших на благо Отечества и защищавших его интересы в голубых просторах неба.  Их судьба проста и в тоже время примечательна теми событиями, в которых  им довелось принимать участие. Многое из страниц  биографии Троепольских наверное навсегда будет покрыто тайной, хотя, может быть, пройдет время, и какой-то пытливый исследователь все же приоткроет ее завесу.
Сергей Троепольский  родился в 1896 году в семье местного священника Алексея Капитоновича,  который ушел из жизни в результате несчастного случая на воде во время ловли рыбы.  Его вдова Анна  Александровна (в девичестве Скуридина) в 24 года осталась одна с семью детьми.  Хорошо все обдумав, Сергея  взяла к себе в Петербург сестра священника, Александра Капитоновна, служившая судовым врачом. Повзрослев, юноша поступил в летное училище. Поскольку он не был дворянином, его взяли только на отделение механиков. Однако по окончанию, в качестве исключения, как отличнику, ему выдали два диплома – механика и летчика.
С будущей  супругой, Татьяной Александровной,  четвертой из пяти сестер  известного рода Каширениновых, Троепольский познакомился в усадьбе Озерки-Исикино в Колпне. Потом для повышения квалификации  летного мастерства и изучения новой техники его  направляют во Францию, где он  успешно окончил школу военных летчиков, бился с немцами в Первую мировую войну.
После революции Сергей  решает вернуться в Россию.  С февраля 1918 года летчик  участвует в гражданской  войне на стороне «красных»,  воюя на Ленинградском и Западных фронтах. В это время он второй раз встречается с Татьяной Каширениновой, жившей тогда  у сестры Екатерины Ляхницкой в Петербурге на Бронницкой. У них завязываются романтические отношения, окончившиеся крепкими узами брака. Молодая семья много раз переезжала вслед за  летными частями, не боясь никаких трудностей. В Орле  в 1922 году у Троепольских родился сын Алексей, а потом  - дочь Татьяна.
Во время Великой Отечественной войны Сергей Алексеевич как один из самых опытных летчиков обслуживал Ставку Верховного  Командования - орган высшего полевого управления военными силами. На протяжении всей войны Ставка находилась в Москве, но с началом бомбёжек  была переведена из Кремля в небольшой особняк в районе Кировских ворот. Через месяц на перроне станции метро «Кировская» был подготовлен подземный центр стратегического управления вооружёнными силами. Там оборудовали кабинеты  Сталина и  Шапошникова, а также размещалась оперативная группа Генштаба и управлений Наркомата обороны. Деятельность Ставки ВГК была масштабной и многоплановой. Непросто было доставить секретные директивы в пункты назначения, но Сергей Троепольский прекрасно справлялся с вверенными ему обязанностями. В составе действующей армии он находился с 10 декабря 1942 года по 9 мая 1945 года, был командиром полка  3-й отдельной авиационной дивизии связи Гражданского Воздушного Флота 2-го Белорусского фронта. Ему очень пригодился боевой опыт, полученный в Первую мировую войну при обороне Лондона и Парижа. За воинскую доблесть и мужество майор Сергей Троепольский награждён двумя орденами «Красного Знамени», орденом «Александра Невского», медалью « За отвагу». Он был выдвинут на должность командира эскадрильи, затем  - заместителя командира полка, потом стал командиром авиаполка. Его личный налет составлял более 10600 часов, 470 боевых вылетов.
Троепольский доставлял штабу фронта  офицеров связи, тонны различных военных грузов.  «Требовательный командир, умелый воспитатель,  он неустанно растит летные кадры, - писал о нем  командир 3-й отдельной авиационной краснознаменной дивизии связи гвардии полковник Шарыкин 28 мая 1945 года в наградном листе. – Лично подготовил 10 летчиков на скоростных самолетах. Только за два месяца полк, перевооруженный на новую материальную часть, произвел 2731 вылет, с налетом 4770 часов без единого серьезного происшествия. На 2-й Белорусский фронт полком выполнено 730 вылетов с налетом 1660 часов.  За это время полком доставлено к линии фронта 2122 офицера и генерала, 503 тонны фельдпочты и различных военных грузов. За отличное выполнение заданий командования по связи Генерального штаба КА со штабами фронта, за умелое руководство полком достоин награждения орденом Александра Невского».
Сын Троепольского, Алексей, с октября 1941 года  летал вместе с ним в качестве бортмеханика, совершил вылеты  в Краснодар, Армавир, Минводы, Сальск, Кропоткин, другие города страны, обслуживал около 100 боевых авиамашин. 
Как-то раз во время дальнего полета в Среднюю Азию в  самолете отказал мотор,  и Троепольские совершили вынужденную посадку в пустыне. Летчики вполне могли погибнуть. Но, к счастью, их вскоре нашли. Радостные, они сели на верблюдов и поехали до ближайшего поселения. От переизбытка чувств Сергей Алексеевич громко запел, от чего верблюд  испугался и понес его сломя голову, а потом вообще сбросил. Мужчина получил очень сильный ушиб, который сыграл впоследствии роковую роль.
После войны за летные воинские заслуги Сергею Троепольскому дали большой участок в Адлере на берегу Черного моря. В его  гостеприимном двухэтажном доме с балконом побывали все сестры Каширениновы со своими детьми и внуками. Всем хотелось хоть недельку понежиться на берегу  ласкового теплого моря. Татьяна Александровна всех  радушно принимала. А вот самому Сергею Алексеевичу не довелось долго пожить в этом новом доме. Он умер от рака, вызванного тем злополучным ушибом.
Как заслуженного пилота и уважаемого всеми человека Троепольского похоронили на вершине высотки, возвышающейся над аэродромом.  Рядом с ним покоится  и его жена.  Над могилой стоял радар аэропорта, как своеобразный памятник летчику… 
Долгое время место захоронения было заброшено, поскольку в 1990 –е годы в Сочи, как и по всей стране, начался беспредел.  В доме в то время жила внучка Троепольских, Светлана. Её вынудили уехать в Москву к сыну Алексею. На этом связь с городом детства совсем оборвалась. Помня о заслугах Сергея Алексеевича, адлеровское управления культуры, преподаватели и студенты местного вуза в прошлом году взяли над могилой шефство - убрали сорную траву, сняли и промыли плитку, засыпали гравием и снова уложили, установили ступеньки, пересадили самшит от входа. Осталось прикрепить фотографию лётчика, которой мы недавно с ними поделились, благодаря знакомству с правнуком Каширениновых, Юрием Ляхницким. Памятник помог установить Самвел Минасян  - житель г. Сочи.
Сын Троепольского, Алексей стал опытным авиационным специалистом, испытателем, летал бортинженером со знаменитым пилотом - испытателем дважды Героем Советского Союза Владимиром Какинаки, участвовал в  испытании новых самолетов, реактивного пассажирского «Ту-104», который был разработан опытно-конструкторским бюро Андрея Туполева в 1955 году. Погода тогда стояла нелетная. Одна за другой на небе появлялись черные тучи. Начался ливень, затем сверкнула молния, потом другая… В самолет попал грозовой разряд, и он стал падать. Однако экипаж сумел спасти машину  и посадил огромный самолет на одном двигателе. В результате «Ту-104» был признан одним из самых надежных, а экипаж заслуженно награжден за геройский полет.
Начало эксплуатации лайнера ознаменовалось грандиозной перестройкой практически всей аэродромной инфраструктуры Советского Союза. В срочном порядке переделывались под новый самолёт взлётно-посадочные полосы, на аэродромах появлялись специальные обслуживающие машины, заправщики. В зданиях аэропортов появилась процедура регистрации, ожидания и посадки на борт, а условия для пассажиров стали  более комфортными. О том, как проходили испытания, можно прочитать в книге И. Мазурука и А.Лебедева «Летчики-испытатели Аэрофлота».
Алексей  Троепольский был награжден орденами «Красной звезды» и Отечественной войны II степени,  медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа». Вместе с отцом он внес огромный вклад в общее дело борьбы с фашизмом, в развитие отечественного авиастроения. Их имена золотыми буквами вписаны в историю страны. Хорошо, что и землями теперь вспомнят о них добрыми словами.


Рецензии