А. п. бородин. опера князь игорь 11, 11, 18, харьк

11 ноября, собачий холод, колени в тонких колготках, каблуки, Анька в джинсах и толстовке (зараза).

Это просто невероятно! Главное начинать смотреть до начала самой оперы.
Всё началось с бабушки в розовом котелке. Пофиг что не по погоде. Легкий котелок из тонкого фетра; она ведь в театр пришла и точно знает, что женщина в  помещении может не снимать головной убор.
Она же его надела только для того чтобы всем это продемонстрировать! Внук-тинейджер под мышкой, черный пуховик, тонкий розовый котелок, черные брюки и шкура песца на плече. Писец, настоящий писец, с лапками, хвостиком, выколотыми глазками, поверх черного пуховика.
Писец - вообще слово ёмкое и красочное.
Идем дальше. Гардеробом в ХАТОБе пользуются самые отчаянные. Там наоборот, надо прокат пледов устроить, чтобы в зале  не околеть.  На лестнице снова увидели котелок, но без пуховика. Она уже, наверное, по всему вестибюлю кругов 15 намотала, чтоб все увидели какая она умная и знает, что в театре можно в шляпе.

 Мы сидели в партере на 20 ряду, а перед нами 4 благообразных женщины лет по 60. Сидят, выпивают, закусывают.
Сначала они просто пили. Самогон. В оперном Театре. Пенсионерки. На эпическом так сказать  произведении. В бутылке из-под Мороши (водка такая) мутно-розовый самогон (наверное, на свекле).
Мы с Аней выдохнули, раз  пять, и снова настроились на оперу, но тут подняли занавес.  И  мы увидели ЭТО. Не знаю, как называется ещё один занавес перед сценой, но он был прекрасен.
Наверное, рисовали с надеждой, что никто смотреть не будет. Огромная икона Спаса, похожая на "Ярое Око" на голубом (голубом, Карл!!!!) фоне, в окружении серафимов.
Ну пофиг вообще, что у серафимов 6 крыльев должно быть (аааааааааа) у этих существ у кого два крыла, у кого четыре, один с тремя получился, но их лица оказались странно знакомыми.
Внизу справа расположился Пушкин, точный профиль, над Пушкиным пытались нарисовать Гоголя, а получился Борис Бурда, слева художник решил не заморачиваться и нарисовать одинаковых маленьких Ильичей.

Тетки впереди попросили им не мешать. Странно вообще-то, мы же не просили их не квасить.

Потом пролог,  потом куча народа на сцене, хор поёт  куча мужиков в доспехах ходят по сцене, кланяются на все стороны, потихоньку становится понятно кто из них князь, кто его сын, а кто "прочие".  Немного взбодрил один из бояр (хор) в плаще с рисунком из ананасов. Конечно, чем же на Руси в 1185 году кафтаны расшивать?- Конечно золотыми ананасами.
Сразу видно, художник по костюмам и  декоратор работают в связке.
Краткое содержание: Князь Игорь  собирается с сыном в  военный поход, народ и жена провожают, вдруг  солнечное затмение, все боятся недоброго знака, но Игорь всё равно идёт, мол мы за правду, а значит всё будет хорошо, жена  прощается, все уходят.
 
Если когда-нибудь будет концерт только  того артиста, которые пел Князя, то лучше посидеть дома. Наверное, он пел правильно, и ноты были те и слова, но с таким же успехом можно было петь о погоде.
"Сядем братья на борзых коней" - "А давайте положим добавки макарон".  Вот прям чувствуется  и конь,  и прощание и то что на войну народ уходит, и страх и вера,  только  чувствуется это  в трясущемся дирижере, застывшей княгине,  и хоре, в общем везде, кроме князя и его сына.

Патриарх с дьяком (вообще  с темой религии постановщик не заморачивался) появились, пока патриарх чинно стоял с  иконой, дьяк всех благословил, окропил (в том числе и  самого патриарха) и спокойно встал в уголке.

И тут начала петь княгиня- Ярославна. Люди в зале дышать стали через раз.  Это можно слушать часами. Как это красиво.
 Потрясающее ощущение, когда  совсем забывается понимание того, что ты пришел на оперу. Кажется что это нормально и естественно, что люди так разговаривают, каждое слово понятно, живой естественный человек и не просто человек, не розовый котелок, а великая княгиня, любящая жена, красивая женщина.
Как можно  пением передать  силу и чистоту духа? Я не понимаю.

Потом  огромный кусок двух гудошников (точное цензурное слово),  временно исполняющего обязанности князя Владимира и  кучки пьяного сброда (хор).
На похищении девушки  народ в зале напрягся. Вроде ничего  особенного режиссер не придумал: проволокли девушку из одной кулисы в другую, а после   князь вышел с ее рубахой.
Но как же это было мерзко, как точно передало всю атмосферу этого сброда.
Ане хотелось выйти и навалять главному герою прямо на сцене,  да и остальным зрителям хотелось того же.
Живые настоящие, ну живот  малость перекошенный  и квадратный у одного из  актёров, так это только тем кто рожал видно. По времени, казалось, что всё действие длилось минуты 2-3, а там ведь огромный кусок: пьянка, похищение, хор девушек, которые просят вернуть подругу,   планы занять место князя.
Когда эта часть действия закончилась,  с одной стороны очень хотелось выразить  артистам своё  восхищение аплодисментами, а с другой  было не понятно как таким тварям можно вообще аплодировать,  как их земля носит?!
 В антракте тетки впереди разрядили атмосферу, как только включили свет, они начали есть подгнивающую хурму из пакетиков, ещё с такой скоростью, будто  норматив сдавали. Хурмы было много.
И даже салфетки у теток были, но салфеток было мало и когда они закончились, тетки купили ПРОГРАМКИ (Карл!!! вместо салфеток).

 Дуэт княгини с этим выродком вообще без равных. Я думаю, мы с Аней не последний раз  смотрели этот спектакль в этом составе.
Монументальный строгий хор бояр, которые сообщили княгини о пленении князя пробирает до костей.  Сразу анекдот вспомнился, как еврейская мама убеждает сына, что в старости он обязательно должен в последний раз жениться на русской, потому что русские: "Так хоронят, так хоронят...."

А потом на заднем плане виднеется  пожар, это горят деревни от вражьих набегов.  Икона богородицы  на всю высоту сцены ХАТОБа, шеренга хора и небольшая фигура  княгини на авансцене с мощным не голосом, голосиной под размер всей этой иконы,

И даже меч в руках и поза статуи "Родина-Мать зовет" были  невероятными.

Тут действие перенеслось в стан  половецкого хана и пошло веселье.
Краткое содержание:  хан  выражает князю своё расположение,  пытается убедить стать союзниками, получив отказ, не расстраивается, а продолжает светскую беседу, и даже пытается этого самого князя развлечь.
Сын князя и дочка хана любят друг друга,  один из половцев принял православие и пытается убедить князя бежать (на предателях земля держится). Князю бежать не очень  по статусу полагается, но  узнав о том, что его народ совсем загибается, князь соглашается  на побег, а вот у сына сложные метания между любовью и долгом
Вот они всё-таки бегут вместе, но ханская дочка (счастье из под носа уводят, непорядок)  поднимает  кипишь и  воины успевают задержать только молодого княжича, а хан объявляет его своим зятем.

Тут режиссер  очевидно, решил, что зрители всё равно сюжет знают приблизительно,  а то и вовсе не знают, в опере в слова не вслушиваются и логику происходящего отслеживать не будут.
То ли артист чем-то не подошел, не заслужил слова и  метания, то ли  просто этот кусок оперы не нравился режиссёру, но  сцен побега,  сложного  выбора княжича, обручения ханской дочки вообще не было, то есть совсем. Князь просто в третьем акте явился домой и сообщил что сбежал.

Но самое приятное было в перестановке частей. Вот привиделось режиссёру начать  действие со свидания.

Прям очень логично. Ханская дочка: как же приятно ее слушать, наверное, лучше это спеть просто невозможно, и не возможно смотреть на старую и толстую принцессу лет 16-ти. Пусть уж она бы просто стояла и не двигалась, с её голосом никто бы не заметил, но  эти мизансцены -  танцульки на пьяном корпоративе в бухгалтерии.
Княжич: ничего не имею против мужчин с грудью, но вот эмоций от него.... хуже только сам князь.

И вот как же потрясающе всё начинает происходить. Сначала княжна поет о том что ночь вокруг, потом княжич надрывается "приди под кровом ночи, кругом всё мирно спит"  минут 10 онипоют о том, что они здесь одни, все спят до утра, как здесь темно и хорошо, что никого нет, потом очень  быстро обнимаются и прибегает князь старший который  случайно тут ходит.
Ну не спится человеку, думу думает, страдает, тоскует, хочет на свободу. Виктор Цой хотел сильнее, факт.
За князем прибегает  половец, который тоже не спит, убеждает бежать, а князь думает и тут появляется ХАН. Хан вообще не в курсе что ночь (на декорациях таки ночь и на освещении тоже) и что он должен спать вместе со всеми своими невольницами, слугами и воинами.
И вот уже всё половецкое войско тусит на сцене. Невероятный хан в костюме Киркорова (цвет настроенья синий....) не смотря на костюмчик от одного вида этого самого хана колени подгибаются. А когда он поёт ты ничего не имеешь против того чтобы сжечь пару деревень,  саблей превратить врагов в кровавое месиво, и при каждом удобном случае выпрыгивать из одежды  прямо в ханскую постель.

 Хан  развлекает своего гостя-пленника князя танцами воинов и невольниц. Конечно, чем же ещё заняться всем басурманам посреди темнющей южной ночи.

И тут мы теряемся куда смотреть, то ли на балет на сцене то ли на дирижера.  Такого я не видела никогда, видно, что самое любимое место всей оперы, он танцует, прыгает, дирижирует даже ушами , волосами и пуговицами на рубашке. Мимика человека получающего огромный неповторимый кайф (слово "удовольствие"  слишком мало и уныло) ответная реакция музыкантов в оркестровой яме,  музыка, которая в результате всего этого получается - это вихрь эмоций и ощущений.
 Жаль хана видно плохо.
Аня говорит что восточные танцы на сцене  не совсем восточные, не совсем танцы, не совсем страстные, в общем, размазала как могла,  но  это она спец по востоку, а я в этом ничего не понимаю и вообще смотрю на дирижера.

Потом антракт.
а потом все быстро закончилось,  сначала княгиня  тосковала, затем княз вернулся (не сильно мы были этому рады), потом чудо-гудошники на двоих  в последний раз блеснули и хор снова бодро поет славу князю. Намного бодрее, чем в начале спектакля. Среди  хора несколько детей и видно, как они хотят спать и уже не до князя с его походом новым, а детей уложить хочется.
Потом занавес, поклоны,  выход и такси.

В общем, огромное удовольствие и от  большинства актеров в отдельности и от спектакля в целом.  Спасибо.

 По плану "Кармен" и "Щелкунчик", радует то, что в "щелкунчике" точно не будет князя, а вот в "Кармен" скорее всего именно он и играет Хозе.


Рецензии