Н. Гундарева и Православие

  Наталья Гундарева: «Люблю, когда у меня душа с Богом разговаривает...»

    "Православная жизнь" - август 2018 года


  28 августа исполняется 70 лет со дня рождения Натальи Георгиевны Гундаревой (1948 – 2005) – замечательной советской и российской актрисы, без которой трудно представить театральную жизнь и кинематограф 1970-90-ых гг. На протяжении почти тридцати лет Н.Гундарева была ведущей актрисой Московского академического театра им. В.Маяковского. Многочисленным зрителям полюбились ее разнообразные киноработы в известных фильмах: «Труффальдино из Бергамо», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома», «Однажды двадцать лет спустя»...

Литературный и театральный критик Наталья Старосельская, написавшая о Н.Гундаревой прекрасную книгу в серии «ЖЗЛ», проникновенно отметила: «На протяжении трех десятилетий она царила на подмостках и на экране – с самых первых своих ролей в театре и в кино Наталья Гундарева заставила заговорить о себе, как об актрисе уникального масштаба, в равной мере свободно ощущающей себя в пространстве классики и современности. Она одаривала своих героинь по-особому точными черточками, словно нежнейшие акварели рождались на наших глазах, чтобы остаться в памяти уже навсегда. (...) Много приходило в ее роли из глубин собственной души, из прочитанного, продуманного, из человеческого и женского опыта, которым наделяла Наталью Гундареву жизнь. Может быть, именно поэтому ее героини всегда были такими естественными, такими неподдельными в своих чувствах и переживаниях».

  В жизни Натальи Гундаревой было много трагических событий и обстоятельств. Актриса говорила: «Когда меня спрашивают: «Наташа, почему ты такая сильная?», - я отвечаю: «Потому что слабая. У меня другого выхода нет, как быть сильной»». Н.Гундарева всегда сторонилась шумной светской жизни и однажды сказала об этом так: «Я принципиально не участвую в тусовках. Это, наверное, инстинктивно. Живу эмоциями, сердцем. Мое  поведение подсказывает мне мой внутренний голос. Я всегда молила Бога, чтобы уберег меня от суеты».
 
Наталья Гундарева всегда осознавала, что истинное творчество приближает человека к Господу: «Когда выходишь на сцену, когда достается хорошая роль, хочешь ты того или не хочешь, душа с Богом начинает разговаривть, такой спектакль, может быть, случается только один раз в жизни. Играешь – и чувствуешь, как будто ты вырываешься куда-то... В моей жизни, может быть, два-три раза такое было – ощущение вылета в какое-то пространство, я уже не принадлежала ни этому времени, ни этой земле, я была где-то там...» На сцене актриса стремилась к полной самоотдаче и перед спектаклем опасалась, что вдруг не сможет достигнуть высот творческого самовыражения, ощущения единства с Творцом:  «Люблю, когда у меня душа с Богом разговаривает. И боюсь, вдруг в этот день Он не захочет со мной говорить. Вдруг Он в этот день отвернется, потому что у Него много дел, кроме моих, и очень много людей, которым он должен помочь в первую очередь. Все это мучает и тяготит».

Наталья Гундарева была верующим человеком и в одном интервью призналась: «Я верую в Бога, только не исступленно. Однажды в церкви в Меншиковой башне у Кировских ворот услышала, как батюшка произнес замечательные слова: «Бог есть любовь». Вот в это я и верю. Убеждена, что весь запас положительного – лучшие устремления, мечты, любовь на протяжении многих тысячелетий и в других цивилизациях, о которых мы даже не догадываемся, - все это, в отличие от плоти, не умирает. И, вероятно, духовный опыт человечества преобразуется в какую-то новую, высшую, до сих пор не исследованную людьми энергию». Актёры вспоминали, как Н.Гундарева на Пасху собирала коллег, и они вместе шли в Вознесенскую церковь у Никитских ворот. У актрисы была душевная потребность помогать людям, и Наталья Гундарева признавалась: «Когда мне удаётся сделать хоть какую-то малость, я в этом черпаю колоссальные силы». Однажды у одной актрисы украли зарплату. Н.Гундарева, узнав об этом, сразу же отдала пострадавшей половину собственной зарплаты со словами: «Не вздумай возвращать!» Наталья Гундарева часто участвовала в благотворительных акциях и проектах. Например, она стала организатором благотворительной акции «Во имя здоровья», благодаря которой пожилые актеры, не имевшие средств, могли пройти бесплатное высококлассное медицинское обследование в Клиническом институте кардиологии имени Мясникова.

Последние годы жизни актриса тяжело болела, перенесла ишемический инсульт. Н.Гундарева мужественно сражалась с недугом и ощущала огромную поддержку окружающих людей: «Я думаю, что осталась жить не только благодаря врачам, которые меня вытаскивали, и не только близким, а и благодаря любви очень многих людей. Они молились за меня, они подходили и просили обязательно выйти на сцену. Они говорили: вы должны! И если я когда-нибудь выползу на сцену – благодаря им. Я не могу разочаровать тех, кто за меня молился, я должна выйти! В Пятой градской больнице  есть церковь, и батюшка мне все говорил: «Милочка, вы ходите. Ходите. Вы должны – мы на вас смотрим. И мне ничего не оставалось, как идти». Актриса укрепляла дух ежедневными молитвами – за себя, близких, соседей по палате... Н.Гундарева пыталась осмыслить духовные причины случившегося с ней:  «Я люблю результат. А моя работа результат дает далеко не сразу, и никогда не знаешь заранее, что из нее выйдет... И вдруг в этой гонке судьба меня остановила. И я думаю: почему Бог послал мне эти испытания? Может, потому, что я люблю результат, а это свойственно людям, которых обуяла гордыня? Как на Олимпиаде, где кругом плакаты: «Дальше всех! Выше всех!  Лучше всех!» Может, судьба решила поставить меня на место? (...) И все время думаю об истине, которая стала для меня главной: Бог посылает испытания сильным (...) Болезнь, если только она не смертельная, хороша тем, что душа может поговорить с Богом».

Спустя два года после смерти Натальи Гундаревой, ее супруг – известный актер Михаил Филиппов опубликовал проникновенную книгу «Наташа», в которой есть такие слова:  «(...) В тебе жила никому не ведомая печаль. Ты, открытая всем радостям мира, как никто переживала и страдала из-за несправедливости, хамства и чуждого, не тебе принадлежащего горя. А может, печаль в тебе жила с рождения. Ты родилась на пороге Осени – поры грусти и увядания, - Ты была ангелом Осени».
               


Рецензии