Сюсюкалов Никита Тимофеевич
В РККА с 1931 года, был призван Ворошиловградским городским военкоматом.
Окончил Одесскую авиационную школу лётчиков в 1933 году.
В звании лейтенанта служил в качестве старшего лётчика в 11-й истребительной авиационной эскадрилье 111-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 августа 1937 года по 25 апреля 1938 года в качестве командира звена 1-й эскадрильи 26-й истребительной группы, затем командира 2-й эскадрильи истребителей И-15.
Имел псевдоним «Мигуэль Костерос».
4 ноября 1937 года в воздушном бою в районе Ампоста вместе с В. Д. Поповым сбил один итальянский бомбардировщик Савойя-Маркетти-79, но и сам был сбит огнем стрелка.** Приводнился на парашюте в море и был спасен рыбаками.
«…Мигуэль поднялся выше и, с бешеной скоростью пикируя на фашиста, осыпал его ураганным огнем. Самолет врага задымился…
Мигуэль, считая дело оконченым, прекратил стрельбу и подлетел близко к вражескому гидроплану. Но фашист внезапно выпустил очередь из турельных пулеметов. Вслед за этим самолет налетчика вспыхнул и камнем полетел вниз.
Мигуэль почувствовал сильный запах бензина. Фашист, видимо, пробил бензиновый бак или бензотрубки его самолета. Летчик выключил мотор и стал планировать к берегу. Берег был далек. «Дотяну ли?» - тревожно думал Мигуэль…
Для Фернандо,*** который подлетел к другу и видел, что за хвостом самолета тянется белый дымок бензиновых паров, было ясно - не дотянет…
Истребители планировали рядом. У мотора подбитого самолета показалось пламя. Через несколько секунд оно охватило весь фюзеляж.
Мигуэль, не долго думая, выбросился из горящего самолета.
Из огня да в полымя… До берега - пять километров. Спасется ли Мигуэль? Фернандо в отчаянии кружился над другом. Тот, сидя на подвеске парашюта, махал ему рукой, точно говоря: иди домой! Я уже погиб, а у тебя горючего мало, сам рискуешь выкупаться…
Но Фернандо не мог покинуть товарища. Он не мог примириться с мыслью, что Мигуэль, веселый и славный Мигуэль, замечательный боец, прекрасный товарищ, через несколько минут утонет.
Помощи ждать неоткуда. Как бы он хотел зацепить его парашют и подвести к берегу! Но это невозможно. Что делать?
Фернандо осенила счастливая мысль. Он помчался к берегу.
Мигуэль, сидя под куполом парашюта, торопливо сбросил перчатки, шлем и левую туфлю. Правую так и не успел скинут. Парашют упал, и Мигуэль нырнул в воду. Барахтаясь в волнах, он отстегнул лямки, с трудом скинул кожаную куртку и, захлебываясь, поплыл к берегу. Он не чувствовал холода, не замечал усталости. Он жил одной волей: доплыть!
Фернандо уже был над землей. Отчаянно размахивая крыльями, он кружился над головами рыбаков, стоявших на берегу. Он показывал им рукой на море, где тонул его товарищ.
Рыбаки видели воздушный бой. Они тотчас же поняли, в чем дело. Моторная лодка быстро отделилась от берега и понеслась в море. Фернандо казалось, что лодка движется медленно, он описывал над ней круги, как бы подгоняя ее.
Мигуэля подобрали еле живым. Когда его уложили на дно лодки, он потерял сознание.
Через несколько часов Фернандо навестил Мигуэля в госпитале. Тот уже снова обрел свою неизменную способность шутить: «Ну, вот и хорошо: жив, здоров, - говорил он, - жаль только, что мыла не захватил для купания!»…
(Из газеты «Красная Звезда», 6 июня 1938 года)
Всего в Испании произвел 110 боевых вылетов, участвовал в 30 воздушных боях, сбил 6 самолетов (2 Фиата-32 лично и 4 других самолета в составе группы).
После возвращения из Испании продолжал служить в Ленинградском военном округе.
Присвоено звание майора.
Командовал эскадрильей в 25-м истребительном авиационном полку. С сентября 1938 года по март 1939 года был командиром 7-го истребительного авиационного полка.
Окончил Липецкие Курсы усовершенствования в марте 1939 года.
С марта 1939 года командовал 38-м истребительным авиационным полком.
Участвовал в советско-финляндской войне с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года, был командиром 38-го истребительного авиационного полка до февраля 1940 года, затем - командиром 149-го истребительного авиационного полка.
Всего в советско-финляндской войне сбил в составе группы 3 самолета.
В 1941 году ему было присвоено воинское звание «подполковник».
С июня 1941 года командовал 43-м истребительным авиационным полком.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Во главе своего полка воевал в составе Юго-Западного и Южного фронта.
К концу сентября (ноября) 1941 года произвел 31 боевой вылет, участвовал в 12 воздушных боях.
Сражался над Украиной, в Харьковском сражении, в боях за Сталинград.
Летал на истребителях И-16 и Як-1.
4 сентября 1942 года в период с 14 часов 30 минут до 15 часов 30 минут участвовал в групповом воздушном бою в районе станции Котлубань на подступах к Сталинграду, был сбит истребителем Ме-109 и погиб.
Список известных воздушных побед Н. Т. Сюсюкалова:
24.08.1937 1/2 Ю-52 Бахаралос в паре с Вальтером Короузом
00.08.1937 1/2 До-17 Сарагоса в паре с Е. Н. Степановым
13.10.1937 1/гр. Ю-86 Бахаралос в составе группы
04.11.1937 1/2 Савойя-79 Ампоста в паре с В. Д. Поповым
00.00.1938 1 Фиат-32 Испания лично
00.00.1938 1 Фиат-32 Испания лично
15.02.1940 2/3 Фоккер Д-21 Иматра-Лаппеенранта в составе звена
19.02.1940 1/2 Бульдог Лаппеенранта – Сиппола в составе пары
Награжден орденом Ленина (14.11.1938), двумя орденами Красного Знамени (02.03.1938, 07.04.1940), орденом Красной Звезды (29.12.1941).
Примечания:
* По другим данным - в Каменском районе Ростовской области (Россия).
** По другим данным, мотор его И-15 загорелся по техническим причинам.
*** «Фернандо Монтанель» - псевдоним В. Д. Попова.
Свидетельство о публикации №218111300298