Творчество ножницами...

Получался хаотический поток необработанного материала, который, кажется, невозможно систематизировать. Раздвинулись рамки повествования, и уже тогда я собрал эти 64 главы, какие есть в «Архипелаге». Потом долго сидел и обрабатывал все свои записи. Каждую отдельную запись я раздробил. Невозможно было бы читать «Архипелаг», дай я цельные показания одного, другого, мои собственные. «Творчество ножницами»: я всё резал и разбрасывал в разные места. Поговорил с человеком, кромсаю рассказ, и в разные главы, куда подойдёт; следующий, следующий; так же и собственная жизнь. Понять мою биографию по «Архипелагу» довольно трудно: долго надо искать и перестанавливать, подчинено другому плану. Когда я это всё разбросал, можно было главу за главой писать. Но и там материал весьма разнородный, уже внутри главы систематизация. Из кирпича просто класть здание, а вот из дикого набитого камня неопределённых форм выстрой ровные стеночки. Представь, сколько времени каменщик оценивает каждый камень, прежде чем поставит в определённое место. Вот примерно так все показания внутри главы я долго переставлял, связывал, добиваясь естественности, связности повествования, убедительности, что именно эти показания нужны, а другие излишни. Александр Солженицын. // …гений систематизации. Стремясь донести максимум информации минимальными языковыми средствами. // Несколько примеров, приведённых в немногих словах и на своём месте, придают мыслям больше блеску, больше весу и авторитетности; но излишнее изобилие примеров и излишек подробностей всегда ослабляет речь. Люк Вовенарг. // Так мы, бывало, детьми складывали кубики. Сначала хаос, кажется безнадёжно. Но вот один кубик подошёл, второй уже легче находит своё место, что-то уже складывается – этот сюда, другой туда, вот этот трудно приладить, вертишь его много раз, наконец откладываешь в сторону, берёшься за другие, картина вырастает, пустоты заполняются, всё становится яснее и понятнее. Наконец картина вся, одна только брешь не заполнена, берёшь отложенный в сторону, казавшийся трудным последний кубик, и он просто и логично ложится на нужное место. Илья Толстой.


Рецензии