Эпоха Бориса Годунова

Знакомство с изменениями, произошедшими в жизни страны в конце XVI –начале XVII веков, начинается с бытовой стороны жизни людей, еще не представляющих, что ждет их в скором будущем.
Кремль представлял собой крепость, вокруг которой обосновался посад, и эта крепость была самой значимой, но не единственной. Многочисленные нападения на город  заставили простых москвичей задуматься о своей безопасности.  Каменные стены и ров окружали Китай-город, Белый-город, в конце XVI века появляется Деревянный город, защищающий все посады. После его гибели в результате пожара, на еще большем расстоянии возник Земляной вал, позднее уступивший место Садовому кольцу.
Главные улицы устилались бревенчатыми мостовыми.В ходе реконструкции Тверской улицы обнаружили остатки 4 ярусов мостовой конца XVI –начала XVII веков. Каждое бревно в диаметре составляло около 15 см.
Пробуждение происходило по колокольному звону, напоминающему об утренней церковной службе. Точно известно, что в монастырях за ранний утренний подъем отвечал специально назначенный для этого человек – «будильник».
После церковной службы начинался день – открывались ремесленные лавки, начинали работать рынки. В полдень приходило время обеда и отдыха – сна, длившееся около часа- полутора часов. Деятельность в этот период рассматривалась как очень неблагонадежный знак (Лжедмитрия начали подозревать в том,  что он «не настоящий» благодаря обеденным бдениям).
Передвижения осуществлялись, исходя из стоимости проезда. Извозчики стояли на каждом перекрестке и брали за свою работу копейку, при необходимости дальнейшего пути они снова запрашивали оплату. Плохая погода несла угрозу кошельку и здоровью – сложность перемещения по неодетым в мостовые рядовым улицам заставляла либо пользоваться услугами извозчиков, либо «плыть», - грязь и слякоть доходили до отметки человеческого роста.
С таким состоянием дел призывали бороться «объезжих голов», в помощь которым добровольно-принудительно отряжали горожан. Они заботились о чистоте улиц и о порядке на них. Объезжая изба исполняла функции пожарных, - следили за наличием кадок с водой, портящих внешний вид и мешающих движению, нуждающихся в регулярных чистке и смене воды. В частных домах в теплое время года настаивали на временном  прекращении топки печей и зажигания свечей. В богатых домах в целях пожарной безопасности приготовление еды шло в специальном помещении, в бедных – создавало сложности вплоть до опечатывания углов с печью. Устройство дворов также подвергалось проверке и требованиям убирать сено и дрова в безопасное, защищенное от огня (даже случайного) место.
Внутри помещения пол покрывался рогожей или войлоком (при соответствующем финансовом положении - коврами). Мебелью служили лавки, оплетенные или застланные тканью, табуреты, снабженные для удобства перемещения отверстием посередине, столы с резьбой, обязательно покрытые подскатертниками и скатертями, сундуки и скрыни (комоды). В каждой комнате в красном углу висела икона. Спали на сдвинутых лавках, застланных перинами или войлоком, в зависимости от платежеспособности хозяина дома. Освещали комнаты лучиной или сальными свечами в подсвечниках (переносных или зафиксированных на стенах).
Пользовались металлической или деревянной посудой. В пищу использовали мучные изделия, в которых отсутствовала соль, мясо, рыбу, овощи. Отдавали первое место ржаному хлебу, считая его питательнее пшеничного. Обычными на столе были каши, щи, капуста, репа. Огурцы и рыбу обязательно солили. Применяли огромное количество разных видов масла  - конопляное, маковое, сливочное, ореховое и т. д. Пили квас, сбитень и мед. Готовили сладости - пряники (для засидевшихся гостей подавали разламывающиеся «разгонные» пряники), «мазуню» (растолченная, высушенная редька с добавлением патоки, пряностей и выдержанная два дня в печи), пастилу, заливали патокой с пряностями арбузы и дыни. Закуской попроще, на зубок служили лесные орехи и ягоды.
Свободное время посвящали тавлеям (шашкам), шахматам (осуждаемых церковью), зерни (костям), картам, качелям (На концах доски стояли люди, прыгая, позволявшие прыгнуть сопернику. Чем выше прыжок, тем лучше. Падение грозило не только проигрышем, но и увечьями). Дети играли в веревочку, горелки, городки, жмурки, в лапту, свайку (тычку).
Лечение предварялось закаливанием в течение всего года – головных уборов не носили, часто постились, спали на деревянных поверхностях, много трудились, поэтому простуды почти отсутствовали. Чаще всего жаловались на близорукость – вечером трудились над восстановлением и украшением одежды при слабом освещении, чесотку – жизнь проходила среди антисанитарных условий.
Конец  дня ознаменовывался запиранием городских ворот и установлением перегородок на улицах с обязательной вооруженной стражей из посадских людей. Проход по улицам был возможен исключительно с ручным фонарем, прогулка наощупь или на основе «ночного зрения» оказывалась чревата арестом. Ночных прохожих тщательно расспрашивали и провожали до пункта следования. Подозрительных граждан могли отправить в Земский приказ, бражников в Бражную тюрьму, где им с помощью физического воздействия объясняли необходимость здорового образа жизни. Если до ареста дело не доходило, существовала опасность свидания с «лихими людьми», убедить которых в невозможности продолжения рандеву можно было только кистенем, топором, кинжалом или боевыми навыками.
Носили обязательно вышитые рубахи из шерсти, конопли или льна с таким же обязательным «ожерельем» на шее, закрывавшим ворот. Чем длиннее была рубаха, тем знатнее оказывался человек. Появляются новые явления в боярской и дворянской одежде, совсем не затронувшие простых людей – бекеша (короткий зимний кафтан на меху), зипун (яркая куртка-жилет, надеваемая под верхнюю одежду), летник (женское длинное верхнее платье).
Еще до получения верховной власти Годунов берет на себя ответственность за оборону столицы. После набега крымских татар в 1571 году  Занеглименье (Тверская, Арбат, Большая Дмитровка, Большая Никитская улица), Кучково поле (между Лубянской площадью и Сретенскими воротами) и Кулишки (Маросейка, Покровка, Солянка, Покровский и Яузский бульвары, Лубянский проезд) обносятся кирпичной крепостной стеной под руководством Федора Савельевича Коня. В Замоскворечье строится Деревянный город с башнями и воротами.
Первые два года нового правления (1598-1600) прошли относительно спокойно – и народ, и зарубежные державы юридически подтвердили свое одобрение прихода к власти Бориса Федоровича Годунова. От Москвы стали отодвигаться передовые границы  - вместо формирования полков «берегового» разряда в  Серпухове, Алексине, Калуге, Коломне, Кашире происходит сбор в Туле, Дедилове, Крапивне. Большой, передовой и сторожевой полки стояли теперь на черте Мценск-Новосиль, Орел.
В 1600 году в Москве устраиваются три богадельных дома – на Тверской улице для мирян, напротив Пушечного двора для инокинь и на Кулишках для бедных женщин.
В целях экономического урегулирования отношений между налогооблагаемыми горожанами и их свободными от податей рыночными конкурентами, зависящими от монастырей и преуспевающих землевладельцев («беломестцами») начинается «посадское строенье» в стране. Пользовавшиеся привилегиями «беломестцы» теперь переводятся в тягловые сотни на посаде. Четко очерчиваются признаки горожанина: посадская старина (обязательство состоять членом общины – юридически, финансово или деятельностно), длительное проживание на посаде, родственные узы с посадскими людьми, размещение торга или промысла на территории посада.
Предпринимаются меры для лучшего комплектования полков – избежать службы в XVI веке легко можно было, подрядившись на службу холопом к знатному и богатому боярину или князю и обеспечив себе дальнейшую безопасную и безбедную жизнь. Теперь верстка родственников подобных людей в «дети боярские» - служилые люди по отечеству  - каралась вплоть до смертной казни. Добровольные холопы становились кабальными, то есть свобода ждала их лишь после смерти хозяина.
На русскую службу принимаются иностранцы – врачи, геологи («рудознатцы»), часовщики, мастеровые. Юные дворяне (18 человек) отправляются учиться в Любек, в Англию, Швецию. Обычная, казалось бы, практика, для обучения переводчиков, но теперь едет низшее дворянство, что внове.
Столица государства готовится к архитектурным переменам. В 1600 году надстроен верхний ярус колокольни «Иван Великий» с надписью, относящей работу к времени правления новой династии. С надстройки этой колокольни планировалось изменить облик Московского Кремля – семантически уравнять его с Иерусалимом, с помощью грандиозных построек. В храме Воскресения Христова под колокольней хотели символически утвердить Гроб Господень, Лобное место на Красной площади появилось как отсылка к оригиналу в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Предполагалось воздвигнуть храм «Святая Святых» за Иваном Великим, для которого отлили золотые фигуры Иисуса Христа, 12 апостолов и архангела Гавриила (в Смутное время они будут переплавлены).
За чертой города заканчивается строительство Храма Троицы Живоначальной в Хорошево, автором которого считается Федор Савельевич Конь. Рядом находился загородный царский дворец, чье строительство началось еще при Иоанне Васильевиче.
В современном Можайском районе в Цареве-Борисове надстраивается недавно воздвигнутый каменный Борисоглебский храм, с отметки 74 метров он вырастает до 80 метров и становится почти вровень с колокольней Иван Великий в Москве (81 метр). Рядом устанавливается царский дворец, разбивается сад, появляются конюшенный и лебяжий дворы, насыпается дамба, возникает озеро.
В России постепенно утверждается мысль о наследовании дела павшего Константинополя – еще до своего венчания на царство, при жизни Федора Иоанновича в 1589 году, Борис Годунов способствовал учреждению патриаршества, укрепляющего классическую концепцию «Москва - Третий Рим».
Борис Федорович твердо отстаивает право на культурную самобытность. В марте 1601 года заключается 20-летнее перемирие с Литвой, при котором наше государство отказывается от сначала кажущихся выгодными предложений. Отметается идея о насаждении в России коллегий для обучения латыни, даже не рассматриваются смешанные межконфессиональные браки, происходит отказ польской, литовской и московской служилой знати отъезжать на службу по собственному почину к лично выбранному государю.
Положение страны укрепляется строительством городов-крепостей, за которым новый царь наблюдает и которое поддерживает уже больше десятилетия, еще будучи главой правительства при Федоре Иоанновиче. В 1584 году в устье Северной Двины строится Архангельская крепость – ведется планомерная борьба за торговую монополию на Белом море и защиту от морского вражеского десанта. В 1586 году ставятся Воронежская крепость и Тюменский острог. В 1589-1590 годах силами воеводы Григория Осиповича Засекина появляются Царицын и Самара «на переволоке» между Волгой и Доном. В 1590-е годы на Муравском шляхе, опасным свободой доступа к столице, строится Белгородская крепость, на Калмиусской дороге, открывающей путь к Рязани, устанавливаются Оскол и Валуйки. В 1591 году – крепость в Ельце, в 1595-1602 годах Федор Савельевич Конь создает Смоленский кремль. В 1598-1600 годах возводятся каменные стены, выкапывается ров и насыпается вал вокруг крепости Царев-Борисов Городок, стоящей на пути крымских татар. На юге границы прикрыты Воронежем, Ельцом, Кромами и Белгородом. В Сибири – Тюменью и Тобольском. На Волге – Самарой и Царицыным.
Спокойная и размеренная жизнь, какой считали ее современники и соотечественники Ивана Васильевича, нам известного как Грозный, протекала в условиях начала малого ледникового периода, пришедшегося на середину XVI-XIX века. Точно утверждать это мы можем, основываясь на данных толщины колец деревьев Северного полушария.
Размер колец с начала до середины XVI столетия уменьшается на треть. Экономическое отражение изменения климата мы видим на примере повсеместного повышения цен на растительные продукты в Европе (рост цен на промышленные товары был вызван увеличением серебряного запаса в Испании). Уровень жизни стремительно падал, менялся средний рост человека (со 171 см до 167 см), неурожайные годы приводили к массовому голоду и изменениям мировосприятия простых людей, далеких от образования, активизировались предсказатели будущего, к которым присоединялись и знаменитые ученые (Тихо Браге, Кеплер, Джон Ди). В России малый ледниковый период очень неудачно наложился на время смены династий и выборы нового царя, что для традиционного сознания являлось крайне сильной встряской.
1601 год ознаменовался дождливым летом и сильным морозом после «Успеньева дня» (15 августа), локальным выпадением снега после 1 сентября. В таких условиях получить полноценный урожай было крайне сложно. Посев «озимого» хлеба осенью оказался заморожен весенними холодами. В 1602 году ситуация повторилась.
Ежедневно из государственной казны каждому неимущему, пришедшему за помощью выдавали по 1 московке (серебряная денежная единица, весом 0,34 гр., приравнивалась к половине копейки), не считая сумм, отправленных по всем русским городам.
На хлеб устанавливались фиксированные цены, появлялись оплачиваемые общественные работы. Против покупателей зерна в особо крупных масштабах принимаются меры  - хлеб искали во всех «дворах, житницах, амбарах и лавках», найденное продавали, учитывая покупательную способность и большое количество желающих. Надеясь на благоприятный исход, в 1602 году государство отказалось от покупки голландского зерна.
Подобный вариант решения проблемы оказался сорван скупщиками. Приказ о выпечке хлеба «определенного веса и по определенной цене» обернулся падением качества и увеличением количества воды в каждом изделии.
Для нуждающихся открываются царские житницы, что привлекает в Москву различные категории населения, приводя к чрезмерной плотности проживания, антисанитарии и к эпидемии. В целях пресечения дальнейшего распространения болезней и наведения порядка, погибших погребают в убогих домах специально назначенные для этого люди. Создаются «скудельницы» - кладбища для жертв скоропостижной смерти. Эти меры целиком ложатся в финансовом отношении на плечи лично Бориса Федоровича Годунова.
К строительству Смоленского кремля привлекаются дополнительные рабочие силы, на оплату которых в город отправляется 20 тысяч рублей.
Продолжают действовать «урочные лета» - через пять лет после самовольного ухода крестьянина от помещика, тот уже не может обратиться в суд с заявлением о помощи в поиске.
28 ноября 1601 года был опубликован указ о крестьянском выходе. Он позволял уйти от феодалов, испытывавших сложности в пропитании своих вассалов. «В нынешнем во 110-м году великий государь царь и великий князь Борис Федоровичь всеа Русии и сын его великий государь царевичь Федор Борисовичь всеа Русии пожаловали, во всем своем Московском государстве от налог и от продаж  (выделено мной. — В. К. ) велели крестьяном давати выход. А отказывати и возити крестьян дворяном, которые служат из выбору, и жилцом, и детем боярским дворовым и городовым, приказщиком всех же городов». Вывозить крестьян могли ключники, стряпчие, сытники Приказа Большого дворца, приказчики, стремянные конюхи Конюшенного приказа, царские охотники, псари, кречатники, сокольники и трубники, царицыны дети боярские, приказные подьячие, стрелецкие сотники и казачьи головы Стрелецкого приказа, переводчики и толмачи (синхронисты) Посольского приказа, патриаршие и архиепископские дети.
            Крестьяне могли покинуть своих нанимателей за две недели до и через две недели после Юрьева дня (26 ноября), чтобы успеть снять урожай. Уход оплачивался – один двор платил рубль и два алтына, что приравнивалось к цене четверти ржи. Переманивание к себе более 2 крестьян от прежнего господина одновременно запрещалось. Также накладывалось вето на прием крестьян в дворцовых селах, черных волостях, церковных землях и монастырях. В Московском уезде (Московской области) в праве перехода отказывалось вовсе.
16 августа 1603 года выходит указ о «холопех», по которому феодал обязывался отдавать уходящему крестьянину отпускную, если же этого не происходило, то необходимые документы можно было оформить самостоятельно в Приказе Холопьего суда, с тем, чтобы снова устроиться на службу, но уже в другом месте.
Организуется отпор сконцентрировавшемся в стране и, в частности, под Москвой бандам. Для борьбы с любителями легкой наживы, крестьянами или холопами, ушедшими на волю или воспользовавшимися правом перехода в целях превращения в попрошаек, бродяжек или разбойников, назначались «сыщики». Они привлекали к своей деятельности местное население, искали и обезвреживали нарушителей порядка. Мягкость в исполнении обязанностей, прием взяток и подобные проступки для подобных чиновников могли закончиться самым плачевным образом. Известно, что после сражения с бандитами войска окольничего Ивана Федоровича Басманова в 1603 году, удалось захватить в плен руководителя шайки Хлопка Косолапого и 500 его подручных, которых в столице ожидало возмездие. Сам окольничий погиб.
Природные явления, заявившие о себе на стыке эпох, переломили государственную политику, направленную на качественно новый уровень развития страны. Отправленные учиться за границу студенты не вернулись, следы многих из них затерялись. Увеличился срок сыска беглых крестьян, через почти полвека закрепилось крепостное право. Неравномерность действия государственных указов и личной инициативы скупщиков зерна заложили основу для событий Смутного времени и перераспределения населения в малонаселенные области – в Сибирь, на Волгу, Дон и Яик (Урал).
Новая династия, основанная Михаилом Федоровичем Романовым, с первых шагов заявила о своей неразрывной связи с Рюриковичами, царские дети с младых ногтей интересовались иностранной культурой и научными новинками, страна принимает зарубежных специалистов (организатор Аптекарского приказа Лаврентий Алферьевич Блюментрост, тульский заводчик Андрей Иванович Виниус, реформатор русской армии шотландец Александр Лесли). Продолжается государственная забота об ансамбле Кремля и его Соборной площади.
Все то, что закладывалось на рубеже столетий и погибло от раннего холода, воплотилось в жизнь, пусть и гораздо позже. Мы никогда не узнаем, как выглядели Борис Годунов и члены его семьи, но уже не представляем своей жизни без светской культуры, которой он покровительствовал в меру возможностей своего времени. Нам доступны фильмы, спектакли, оперы, балет, то есть реальность в художественном преломлении, за которую преследовали скоморохов. Возможно свободно изучать иностранные языки, ездить на стажировку за рубеж, сверяться с географическими картами, не выходя из дому, заниматься научной деятельностью.

Для подготовки использовались книги
В. Н. Козляков "Борис Годунов. Трагедия о добром царе". М., 2011
Б. Г. Якеменко "Быт и традиции Москвы XII - XIX веков". М.,2013
История России с древнейших времен до конца XVII века. Составитель С.Ю.Шокарев. Авт. коллектив: И.Л.Андреев, М.Е.Бычкова, Е.А.Виноградова, Н.Ф.Демидова и др. М., 2001


Рецензии
Очень интересно. И то, что ели-пили или во что играли, так и стремление упорядочить общественную жизнь и нравы. Хочется знать правду о нашей настоящей истории.

Анна Гриневская   14.11.2018 15:16     Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Елена Горина 3   15.11.2018 10:32   Заявить о нарушении