Лики любви

                Три лика любви

«Помните: любовь плотская до гроба длится, а Любовь духовная та длится и за гробом, в мире вечном» (Митрополит Владимир (Тихоницкий)).

Эти слова заставляют задуматься - и я вижу три лика любви... Да, любовь по плоти длится до смерти, в лучшем случае, обычно она увядает гораздо раньше.

Любовь душевная, наверное, глубже, но души меняются с годами, меркнет энергетика, гаснет харизма - выдерживает ли это любовь, если она держится только на восхищении этими сторонами личности? Я не знаю...

Любовь духовная - наиболее таинственная для нас, и это при том, что любая любовь - это тайна. Но то, что рождается и расцветает в духе, в этой "святая святых", в сердце сердца человека, это сугубая тайна. Её не увидеть, не вычислить, не предсказать, не объяснить. Она рождается в веянии Святого Духа и живёт Его дыханием. Она не боится старости, изменения характера, болезней любимого, она смотрит глубже и живёт сокровенным. Она радуется и страдает не от внешнего, а от единения или разъединения в духе, от того, какую духовность, светлую и спасительную, или тёмную и гибельную избирает любимый... И только её мы уносим с собой в вечную жизнь. Как радость и ликование, или как горестную молитву...

                О подменах любви

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37).

Многие в начале духовного пути смущаются этими словами. Как же так, спрашивают они, разве можно не любить сына и дочь, мужа и жену? Но эти слова Спасителя не против любви, - мы призваны Им любить всех и вся, уподобляясь и в этом Богу, сущность Которого – Любовь. Нет, эти слова о том, какой должна быть наша любовь. Подлинная любовь приносит только лишь благо, исцеление, помощь – но не вред.

Ты, любя, никогда не дашь любимому яд, а будешь заботиться о здоровье его тела. Почему же ты думаешь, что отравить его душу грехом это дело любви? Ведь грех убивает сильнее яда! Яд губит лишь тело, а грех убивает и тело, и душу, и навечно.

Любить кого-то более, нежели Бога, значит отказаться от истины и справедливости, отмахнуться от голоса совести. По сути это и не любовь совсем, а слепая, себялюбивая, разрушающая страсть. Да, нелюбовь. Потому, что любовь, принимающая в любимом грех как должное, обманывает и губит. Потому, что любовь, закрывающая глаза на благо любимого, это предательство.

Так, если сын совершил постыдный поступок, то нерассудительная мать, «жалея» его, оправдывая его слабостью, склонностями, обстоятельствами, - не накажет, не вразумит, не направит на правильный путь противления греху. И этим она неизбежно, сама не понимая того, уродует, развращает любимое чадо, усердно мостит для него дорогу к вечной погибели. Та же, которая любит Божию правду более, чем своё дитя, увидев грех, исправит его наказанием и вразумлением, взращивая душу ребёнка, как дивный цветок Небесного Царства. Так поступает подлинная любовь.

И это так в отношениях со всеми людьми. Не только ребёнка - нерассудительная любовь может развратить и любого взрослого человека. Кто не испытывал того, как наш эгоизм расцветает буйным и ядовитым цветом, если нам потакают ближние, - и мы быстро «садимся на шею» и домашним, и сотрудникам на работе, и безответным друзьям. Когда-то давно я читала средневековую историю о мужчине и женщине, оставивших семьи и не желавших разлучаться, не смотря на увещевания всех вокруг. Они противостали своим опозоренным семьям, всему обществу и Церкви ради того, чтобы жить вместе. Ради любви друг ко другу. Они - не любили друг друга. Что бы они ни чувствовали, что бы они ни думали, их чувство не было настоящей любовью. Женщина, уводящая мужа из семьи, – не любит его. Мужчина, соблазняющий замужнюю и разрушающий жизни многих, не любит её. Любовь самоотверженна. Она не ищет своего, не губит, не разрушает. Она противостоит любому греху, любой нечистоте и тьме и жаждет лишь подлинного блага любимого. Она проницательна – она точно знает, в чём заключается это благо.

Смысл настоящей любви – в помощи на пути к радости вечной, в поддержке среди трудов и скорбей, в добром, мудром и сострадающем слове и деле, в жажде спасти ото всего, что уродует любимую душу. Господь сотворил нас всех для неувядающей красоты и благоуханной радости, и истинная любовь это знает и подвизается вместе с Творцом ради невечернего, вечного счастья любимых. Она не ждёт и не ищет ничего для себя, она бескорыстна. А раб подменной любви отбирает, крадёт это вечное счастье у того, кто ему как будто бы дорог, - и потому он по сути ему настоящий враг. Нет, не любовь движет им - за видимостью её всегда прячется самолюбивая тень, жаждущая насыщения... Следовать ей не достойно человека, как и сказал Господь.

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37).

                О любви человеческой и Божией

Известно, что в греческом языке много слов, означающих любовь. Обычно мы относим к духовной жизни только первое из них:

Агапэ – означает любовь в общем, как понятие. Это может быть любовь к Родине, к Богу, к матери, к детям, к любимому человеку, к животным и проч.

Эрос – как пишут мирские переводчики, это любовь чувственная, эротическая. Когда хотят сказать «Я влюблен», используют именно это слово.

ФилИа – это дружба, дружеские чувства.

СторгИ – означает нежность. Оно может относиться к любимому человеку, родителям, ребенку – к любому человеку.

КапсУра — безответная любовь, любовь-страдание (но сладкое страдание).

Однако есть одно «но». Эрос – и так говорили и говорят познавшие это опытно - может означать не только земную страсть. Это слово использовали святые, описывая взаимоотношения высшей любви, духовной любви. Видимо, основываясь на силе, всепоглощении человека такой любовью.

Св. Писание ведь говорит: «до ревности любит дух, живущий в нас» (Иак. 4, 5). И описание великими святыми (например, св. Макарием Великим) некоторых состояний богообщения поражает силой переживаемых человеком чувств…

Так, св. старец Паисий Святогорец отвечал на вопрос «Божественный эрос - это любовь к Богу?»:

«- Божественный эрос - это нечто высшее, чем любовь Божия, - это безумие. Любовь-эрос-безумие как зависть-ненависть-убийство. Великая любовь к Богу, соединённая с жертвой, сладостно распаляет сердце, и, как пар, выбрасывается Божественный эрос, который невозможно сдержать, и соединяется с Богом.

Божественный эрос размягчает твёрдые кости, которые делаются настолько мягкими, что человек не может устоять на ногах и падает! Он становится как свеча, помещённая в тёплое место, которая не может стоять прямо и наклоняется то в одну сторону, то в другую. Её поправляешь, а она снова наклоняется, снова падает, потому что вокруг тепло, очень тепло... Когда человек находится в таком состоянии, и ему нужно куда-то идти или что-то делать, он не может, ему приходится бороться, он старается выйти из этого состояния...

- А человек, охваченный Божественным эросом чувствует боль?

- Если боль очень сильная, то она стихает и делается терпимой, если слабая - исчезает. Видишь, люди, когда влюблены, находятся в таком восхищении, что и про сон забывают. Один монах мне говорил: "Геронда, мой брат влюбился в цыганку, даже спать перестал. Только и слышно «Параскевушка моя, Параскевушка моя». Заколдовали его, что ли? Не знаю! Я столько лет монах и не люблю Божию Матерь так, как мой брат любит свою цыганку! Я, например, совсем не чувствую в сердце никакого веселья".

К сожалению, есть духовные люди, которых смущает слова "Божественный эрос". Не понимают, что такое "Божественный эрос", и хотят убрать это слово из Миней и Октоиха, потому что оно их смущает. Вот до чего мы дошли! И, наоборот, миряне, которые знают, что такое человеческий эрос, когда им говоришь о Божественном эросе, сразу отвечают: "Это должно быть что-то высшее". Со многими из ребят, которые познали мирской, человеческий эрос, я быстро нахожу общий язык, если начинаю им говорить о Божественном эросе! "Вы когда-нибудь от большой любви падали без сил на землю? Вы когда-нибудь чувствовали, что не можете пошевелиться, не можете ничего делать?" Они сразу догадываются, что это что-то высшее, и мы начинаем понимать друг друга "Если на нас, - говорят они, - так действует простая, мирская любовь, то можно себе представить, что такое любовь небесная!"»

                Любовь с первого взгляда

Одна девушка в своём интервью на вопрос, верит ли она в любовь с первого взгляда, ответила: «Честно говоря, нет. Я верю в страсть с первого взгляда». И заставила задуматься…

То чувство, которое возникает с первого взгляда, – что это такое на самом деле? Всегда ли и только ли страсть? Всё-таки я думаю, что – нет. Невольно возникает аналогия с искушениями от блудного беса. Тот всегда смотрит на устроение человека – и одному, искушая, внушает прямое и грубое желание, другому – очарование внешностью и поведением, третьему – очарование внутренним миром, душой, - и вариантам соблазнения нет числа. Так и с тем чувством, что возникает с первого взгляда, - каждый, по устроению своей души, воспринимает и преображает его в то, к чему более склонен.

И в любом случае, любовь с первого взгляда – это всегда только аванс. Мощный, обворожительный, непреодолимый, - но только аванс.

Потому, что она рождается тем, что не зависит от человека – может быть, частично, тем, что сейчас называют химией, определённо внешностью и обязательно тем, что мы не видим, но чувствуем – аурой энергетики, а точнее – очарованием данной конкретной души, обаяния, дарованного Богом при её создании. Это всё – дары Божии, повторю - независимые от человека.

А вот потом, при развитии отношений между двумя, выявляется не только то, что дано Богом, но и то, что мы с этими дарами творим. Наш выбор, направление нашей воли – вот что решает то, кем мы на самом деле являемся, сохраняем ли ту красоту, что прозревает в нас любовь с первого взгляда, или теряем её.

Даже самую прекрасную внешность уродует грубая одежда, неподходящая причёска, пошлое поведение. И это самый поверхностный пример. Самое главное то, что любую богодарованную красоту убивает грех. И не только внешнюю красоту, что гораздо страшнее – он обезображивает душу. Именно поэтому любовь с первого взгляда бывает благословением жизни не для многих. Для большинства она становится бедой, горем, катастрофой жизни. Да, наши грехи, наши страсти, окутывают нас тьмой, за которой, бывает, и не разглядеть первозданного чуда Божиих даров. Иногда они и совсем убивают красоту в человеке, если он выбирает только их, и неважно, будет то блуд, гипертрофированное эго, желающее подчинить всё себе, пьянство, колдовство или сатанизм, - важно лишь, что в этой душе не даётся места Богу. Потому, что там, где нет Бога, не может быть чистоты, красоты, жизни. Там всё разрушается. И человеческая любовь - тоже.

Поэтому – если вы полюбили и полюбили вас, берегите этот Божий дар, именно как дар, как аванс возможного счастья. Всю жизнь надо работать, отвергаясь себя, своих грехов и ошибок, чтобы оправдать его, чтобы не попрать и не обмануть то доверие, с которым открывает душу любимому, как цветок солнцу, подлинная любовь…


Рецензии