Чудовищница- 37. Андрей

  Материал по Андрею Боголюбскому получался статичным и  оживлялся только во время его гибели. Как у Мориса Дрюона в «Проклятых королях».  На каком- то этапе знаменитое повествование становится  настолько нудным, что сцена казни любовника Маргариты Наварской,  его  товарища по несчастью «глотаются » одним махом.  Это можно сказать и о смерти  самой Маргариты.    
  Но я нашла восхитительную фантазию, повернувшую быль  в русло рыцарского романа. Не знаю, где  историк  её взял и совершенно не разделяю возмущения людей, слушавших лекцию вместе со мной. Касается эта информация  молодости  князя, ничего не меняет в официальном Житии, многое объясняет в истории реального человека. Повторяю. Она восхитительна.
«Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа.
С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.
С той поры стальной решетки
Он с лица не подымал
И себе на шею четки
Вместо шарфа привязал.
Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
Ни святому Духу ввек
Не случилось паладину,
Странный был он человек.
Проводил он целы ночи
Перед ликом пресвятой,
Устремив к ней скорбны очи,
Тихо слезы лья рекой.
Полон верой и любовью,
Верен набожной мечте,
Ave, Mater Dei 1) кровью
Написал он на щите.
Между тем как паладины
Ввстречу трепетным врагам
По равнинам Палестины
Мчались, именуя дам,
Lumen coelum, sancta Rosa! 2)
Восклицал всех громче он,
И гнала его угроза
Мусульман со всех сторон.
Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключен,
Все влюбленный, все печальный,
Без причастья умер он;
Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:
Он-де богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путем-де волочился
Он за матушкой Христа.
Но пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина своего».  А.С.Пушкин.
1)  Радуйся, матерь божия (лат.).
2)  Свет небес, святая роза (лат.). 
Не смогла себя заставить оборвать цитату.  Итак.  До 38 лет Андрей не упоминается в летописях.   На исторической сцене он появился   в возрасте, в котором многие княжеские ровесники   сходили   в могилу. Изучение останков князя,  характерная «скрученность» костяка говорят о том, что Андрей Боголюбский не был человеком военных традиций русичей.
Повторяю, не знаю, где историк нашёл эти данные. Ни у кого другого не встречала ничего, отдалённо похожего.
Косвенные свидетельства  указывают на участие   Андрея в Крестовом походе. Боголюбский носил западные латы, а не кольчугу. Дрался о двух мечах.
Видимо,  в Походе князь познакомился с Фридрихом Барбароссой,  Алексеем Комниным, другими  знаменитыми  участниками  рыцарского приключения.  Известны  дружеские отношения Андрея и Фридриха.  Император Священной Римской Империи подарил   князю  части своего роскошного парадного облачения. С Византийским императором Боголюбского   связывало  приятельство.
 
Моё  воображение нарисовало  действо, равное сбору участников Ахейского Союза на Троянскую войну. Как тысячи лет назад, возможно, был некто, кто ездил по королевским и княжеским  дворам с пламенными речами,   условными датами,  координатами мест  призывных пунктов. Возможно, Андрей не был единственным участником со стороны тогдашнего объединения Рюриковичей, которое  было  связано  с европейскими королями узами родства.  И не только с европейскими.  Андрей, в частности, на одну четвёртую был англо - саксом.
« Матерью Андрея была дочь половецкого хана Аепы.  Бабкой Андрея была Гида (Гита), дочь последнего англосаксонского короля Гаральда II Годвинсона, павшего в битве при Сенлаке, прабабкой дочь византийского императора Константина IX Мономаха (скорее всего, Мария), прапрабабкой Ирина-Ингигерда, дочь шведского короля Олафа Скотконунга, прапрапрабабкой полоцкая скандинавка Рогнеда (ее отец, Рогволод пришел из заморья), да и имя прапрапрапрапрабабки, псковитянки Ольги вполне скандинавское…  Так что все предки князя, по крайней мере до пятого колена, были иноэтнического происхождения».   И. Данилевский.
Мы были единым пространством, 80 лет разделения церквей, возможно, ещё не развели нас далеко друг от друга. Участие в Крестовом походе и  для  наших  князей являлось духовным подвигом, делом чести истинного христианина. 

Представилось, как  под стенами города, объединившего  государей,  графов, баронов, просто  рыцарей, собиралась  современная, богоравная молодёжь, шла в бой, исход которого уравнивал шансы помазанника божьего   и обыкновенного «серого гуся». 
Сейчас модно считать,  что в Походах принимали участие исключительно подонки.  Исключительно с целью наживы. Думается мне,  подонки   оставались дома, изводили отцов и прочих претендентов на имущество. Гробили людей в бесконечных междоусобицах.
Возможно, в «Палестинах»,  будущий князь Боголюбский стал приверженцем культа Богородицы. Может быть, его участие в сём мероприятии  стало следствием воспитания в семье. Русь, вслед за Византией, особо почитала  другую святую,  строила соборы по образу и подобию Константинопольской Софии. 
Наконец, Андрей  возвращается домой, принимает  активное участие в отцовской борьбе за киевский княжеский стол.
 «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой помириться  с побитым врагом». Цитата из Ключевского.
  На этом кончается образ, любимый богомолками и богомольцами. Рыцарь- крестоносец, надеюсь, их  не устраивает.

Юрий Долгорукий, как мне представляется,  «Долгоруким»  назван был не за свою хозяйственность, досужесть, упёртость в делах государственных. Им владела одна, но пламенная страсть. Киевский Великокняжеский титул. В перерывах между военными стычками, убийствами и предательствами князь предавался другой  пламенной страсти. В ней- то и пригождалась его знаменитая долгорукость. Женщины. Свободные и замужние.
 Был у  Юрия Владимировича  боярин Кучка- первый владелец Москвы. Кучка имел в жёнах красавицу, перед чарами которой, не устоял длиннорукий  князь. Орогаченному мужу снесли голову за такое известное дело, как «мыслепреступление». Умысливал, де, переметнуться к врагу. Может, и умысливал. Увести жену подальше от любвеобильного  мономашича. 
Юрий на вдовушке, как честный человек, женился, пятнадцатилетнюю Улиту  Кучковну   выдал замуж за овдовевшего, сорокашестилетнего сына Андрея. Улита, говорят, была красавицей в маму. Всё бы хорошо. Но у Кучки остались сыновья. И никакое христианство, не смотря на все уверения в   облагораживающем воздействии на человеческую натуру, не отменило  святой  закон кровной мести. Иначе, сложно объяснить то, что произошло, лет семнадцать спустя.

По «рыцарской» легенде в  1147 году в Константинополе состоялся  Королевский совет. В нём приняли участие лидеры  Англии и Франции, императоры Византийской и Священной Римской Империй, Андрей. В непринуждённой обстановке без галстуков руководители европейских государств, озабоченные разгулом феодального сепаратизма, бесконечными войнами отморозков голубой крови, терроризировавших мирное население, решили, что для прекращения…,   стабилизации…, процветания… необходимо установление сильной, единоличной власти. Была разработана своеобразная Дорожная карта, которая предусматривала удаление  феодальной  верхушки  общества  от реальной власти, строительство цепи городов- укреплений- опор  монархического государства. Расстояние между городами устанавливалось в день пути.  Новой социальной базой правителя  назначалось  дворянство. Ещё  мало, кто  знал, что это такое. «Да, вон из холопов понаделаем», отмахнулся Андрей и поспешил в Москву, отобранную отцом у Кучки.
Читаем на полном серьёзе. Что- то такое там было. Или должно было быть. Опыт строительства сильной власти  существовал, как минимум, с империи Александра Великого. Возможно, наработки Ассирийской сверхдержавы, тоже были известны.

Исторические эпохи разукрашивают в свои цвета социальные слои, больше всего,  озабоченные своей свободой.  На этот раз ими  были    феодалы, которых    старушка Римская Империя за плохое поведение отправила бы на исправительный крест.  Ибо эти блистательные потомки богов давно превратились в банальных уголовников - рецидивистов.  На повестке дня стоял такой понятный  лозунг. «Промедление смерти подобно!»  Или тебя сожруть. Или ты сыграешь на опережение и сожрёшь сам. Пора было применить имперский опыт  борьбы с борцами за свободу.
 Мудрейший японский народ не имеет слова   «свобода». Есть «сорвавшиеся с цепи».  Не знаю, были ли знатоки японского  языка на том Королевском совете, но таких «сорвавшихся» они насмотрелись у себя под окнами  дворцов достаточно.  Как- то так.

Андрей огорчил отца, хлопнул дверью, решил обойтись без  замученной  столицы, вернулся в родное Ростово-суздальское княжество, занимавшее выгодное территориальное положение. Оно стояло на пути, по которому в Новгород поставлялся хлеб.  Контроль торговой республики осуществлялся легко.  На «раз- два».   Раз.

 У Киева свой хлеб был, но его добивали претенденты  на верховную власть среди Рюриковичей.   И Андрей принял  самое деятельное участие в этом добивании.   Два.
 
Народ потянулся в Залесье. Так назывались земли княжества жителями затаптываемых районов. Местный князь взял под личный контроль обустройство переселенцев на своих землях. Выдавал им участки, обеспечивал охрану, через его судебные органы походило решение множества вопросов. И так далее. Не боярам - чужим князьям были обязаны эти люди. Ему. Появилось такое понятие, как «милостники». Три.

Само боярство  выпроводили  с глаз долой. Дворня - бывшие холопы возведены в состояние нового социального слоя. Даже очень не бедного. Эти тоже  во всём обязывались  Хозяину. Четыре.

Говорят, Андрей требовал, чтобы его называли «господин». Для начала. Для приучения людей к следующему  этапу.  «Государь».  Ему нужна была крепкая идеологическая база. В те времена её могла дать только религия.  Судьба занесла Андрея в Вышгород, что под Киевом. А в Вышгороде стоял   женский монастырь, хранивший  икону божьей матери, привезённую в дар очередному русскому святому. В   пятом веке икона попала из Иерусалима в Константинополь, как  творение евангелиста Луки, рисовавшего с натуры прямо на столешнице, за которой вечерило Святое Семейство.
 Икона по преданиям оказалась с норовом. «Выходила»  на середину  залы,   всем своим видом демонстрируя нежелание находиться в том месте.  Андрей   выкрал строптивицу ,сбежал   в своё   княжество. В Боголюбово ему приснилась матерь господа Христа,  топнула ножкой, заявила, что хочет быть  здесь. В 1155 году это было.  Верный паладин остался, отгрохал во Владимире - на - Клязьме Успенский собор в её честь, одел икону  в дорогой оклад.

  Андрей  Юрьевич  начал продвигать в массы идею  богоизбранности Владимиро-Суздальского княжества,  подкреплял её собственной  литературно-идеологической деятельностью. Установил на Руси новые  государственные  праздники.  Спас  (1 августа) и Покрова (1 октября).
«По распоряжению и при самом деятельном участии князя в 1164–1165 гг. во Владимирской земле создается целый цикл программных литературных произведений: «Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 августа», «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г. и праздновании 1 августа», а также «Житие Леонтия Ростовского», оказавших в свою очередь влияние на «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери» и «Слово на Покров».
 Боголюбский состоял в переписке с тогдашним Константинопольским Патриархом. Решал следующий вопрос. «Если двунадесятый праздник падает на Пост, можно в этот день есть мясо?» Говорят, в те времена даже князья редко  вкушали мясные блюда, а  Андрею нужно было кормить дружину. Воевал князь много.  Во имя Прекрасной Дамы.

Боголюбский  и строил много. Высоченные храмы из белого камня, который был в четыре раза дороже плинфы, использовавшейся в строительстве того периода.   Всё для Неё.   Она  отвечала. Его титул, иначе назвать трудно, имел двойное значение. Не только Боголюбив, но и Боголюбим.

Плохо себе представляю, как относилась Церковь к деятельности князя. С одной стороны - придраться не к чему. Дед Андрея Юрьевича Владимир Мономах тоже примучивал князей к повиновению, пытался установить своё первенство среди Рюриковичей, пользовался поддержкой духовной власти.
  Андрей покусился на святые основы престолонаследия. На лествичное право. Братья, племянники, мачеха были отправлены Боголюбским к Алексею Комнину на пожизненное гостевание.

Князья и до Андрея пытались приструнить боярство, обходились с ним круто. Юрий Долгорукий, вон, обезглавил своего Кучку и вся недолга. Можно припомнить ещё случаи. Боярство частенько не раскланивалось со своими первыми среди равных.  Дела семейные.
 В принципе, какая разница, как Андрей называет своё окружение. Боляры - дворяне - холопы. Один чёрт. Все приходят в церкви, все отягощены одинаковыми грехами. По барабану. Есть кровные узы между слугами Господа и всесильными дружинниками. Этих, наверняка, не тронули.

Было бы глупостью вставать в позу по поводу ориентации  Боголюбского на Богородицу, масштабного  строительства  храмов в её честь. Карман, всё одно, един.

Ещё Ярослав Мудрый пытался получить независимость от Константинопольской церкви и поставить местного Патриарха. Наши духовники поддерживали это княжеское желание по простой причине. Русские приходы были крупнейшими финансовыми источниками райского блаженства зарубежного православного духовенства. К времени Боголюбского Киевский князь, митрополит при нём могли сами решать, сколько денег отправить в Константинополь, сколько оставить себе, куда перенаправить благословенные финансовые потоки.
Естественно, Андрей пожелал прибрать себе эти возможности.
   Князь  попытался получить самостоятельность  от Киевского митрополита.   Церковь  объявила войну реформатору.   Заговорили  о грехе гордыни, оседлавшем Боголюбского.
« Аще ли хощеши разумети, что есть самовластець, что ли под властию, то разумеи: апостоли под властию, а Спас — властелин ».
Что- то вроде   угрозы.  « Не доходит? Поясним. Только Спас властелин. Не нарывайся».
Андрей нарвался. Назначил собственного епископа.  Отца Феодора. Или это мне Ильф с Петровым подсказывают? Отец Феодор не стал ломать традиций.  Крал, торговал должностями,  издевался над  людьми,   блудил.
 Впрочим, все это может быть поклёпом со стороны  Церкви. Разборки тогда были  круты.  Отцу Фёдору в Киеве отрубили правую руку. Чтобы не мог благословлять. Укоротили язык. Чтобы не мог нести ересь. Говорят ещё, что священника  в Киев послал сам Андрей, раздосадованный  нашкодившим   ставленником.

  «Презрительно оттопыренная нижняя  губа, не склоняющаяся голова.  Горделив больно. Грешен».
 Церковь старалась. Люди  избегали князя. Боголюбского начали преследовать неудачи.  Случался откровенный саботаж. Андрей запретил заинтересованным людям участвовать в его охотах. Очень часто князья не возвращались оттуда живыми.
Хм.  Наверное, последнее свидетельство  относится к  временам   молодости Боголюбского. Исследование его останков… Уже задокумментированное и признанное всеми,  указало на кучу болячек, мучивших князя в последние годы жизни.  Спондилёз, остеохондроз, значительно ограничивавшие подвижность позвоночника, частично сросшиеся шейные позвонки были причиной надменной посадки государевой  головы.
Залезла в медицинские словари. « Спондилёз - хроническое заболевание позвоночника человека, связанное с шиповидными разрастаниями костной ткани по краям тел позвонков».
Шипы из кальция растут. Увеличиваясь, они режут окружающую плоть как сломанная кость, если на неё нажать.  Жуть.  Потом происходит срастание позвонков. Процесс  очень  болезненный. Его причиной  названы тяжёлые физические нагрузки,  частые травмы позвоночника,  постоянные  переохлаждения.
 
Не знаю, на каком этапе развития этого заболевания, находился князь.  Сумнительно мне, что пожилой человек, разменявший седьмой десяток лет, имевший серьёзные нарушения опорно-двигательного аппарата, мог быть «сильным, физически активным человеком». Плюс ночь, когда измученные суставы особенно строптивы, а остывающие мышцы сводит холодом.
Это я уже перешла к описанию убийства  Боголюбского. Поделюсь своими соображениями.  Есть летописная повесть о гибели  князя. Вслед за ней историки говорят: « Андрей бросился к мечу, которого не оказалось на месте.  Ключник накануне прибрал оружие».

 Снова детские вопросы. Почему в спальне воина  был  только один меч? О  готовящемся покушении Андрей уже знал. Почему не перепроверил перед сном  наличие меча на месте? Почему не припрятал там- сям ещё парочку чего- нибудь колюще- режущего?
Ещё  некоторые рассказчики  радуются тому,  что где- то обнаружен целый список имён заговорщиков. Мол: «Теперь справедливость восторжествует. Имена будут названы. И  прокляты в веках».
А  имён- то  никто  не скрывал. Сразу после смерти князя была предпринята попытка  героизации борцов с тиранией.  Возникает следующий вопрос. А был ли, меч?
 Вернее, меч- то  был. Андрей мог  оказать серьёзное сопротивление?
 Быть может, меч Святого Бориса  был придуман убийцами для нагнетания обстановки? Набивания себе цены?
« Как трудно было справиться с этим зверем из бездны! Хозяйка,  пули свистели над головой!»
«А сапоги над головой не свистели?»

Мы привыкли относиться к выдающимся личностям, как к супергероям из боевиков.  Реальные люди болели, слабли, становились немощными. Особая гнусность «тираноборцев»  в том, что они  молятся на тот день и час,  когда некто станет  беззащитным.  Ждут, когда их подлость окажется  «последней каплей».   Подбирают людей,  предательство которых станет самым жестоким разочарованием  для  их бывшего благодетеля.
P.S.
Пожалуй, эту часть я закончу в духе рыцарских романов.
Прекрасная Дама протянула руки к входящему: «Заходи,  страстотерпец.  Теперь мы всегда будем вместе».  Князь осмотрелся. Всё, как на   любимой иконе. Стол.  Её печальные глаза. Золотое шитьё в вечном ожидании Сына.
 «У меня есть имя.  Но ты его даже близко не вспомнишь»,  усмехнулся  вошедший.
- Почему?
Дама попыталась возразить.
- Аааа.
Рыцарь отмахнулся от, лепечущей оправдания, Девы,  прошёл за стол, сел на хозяйское место, разложил какие- то бумаги.
- Чем занят?
Дама подошла ближе.
- Соображаю, как вернуться.
- Нет обратного пути!
- Неужели? А так?
Рыцарь рывком  притянул Даму к себе,  приставил к её горлу меч.
- Ну что, Пречистая,  вытаскивай из меня болячки, поехали кататься.   
- Что я  там буду  делать?
- Порты мне будешь стирать.
Меч стал настойчивее. 
Как- то так.


Рецензии
Да, интересный государственный деятель.
И предательство близких в слабости очень горько.

Лидия Сарычева   19.05.2020 15:12     Заявить о нарушении
Самое ценное в них- то, что всё делалось впервые.

Оксана Самоенко   19.05.2020 21:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.