Катька
- Катька, это ты орешь?
В ответ – молчание. Тот же голос:
- Какого черта глотку дерешь?
- Козел Борька пропал! – со всхлипом отвечает Катька.
- Не дери глотку, а ищи своего козла!
Форточку со стуком захлопнули. От такого равнодушия Катька заорала еще громче. Пенсионерка Васильевна, слыша этот разговор, одевается и выходит во двор.
- Катя, перестань кричать, у меня голова болит от твоего крика, - просит она. Катька умолкает и спокойно говорит:
- Если бы я не орала, Вы бы не вышли. Как я козла сама найду? Он оборвал поводок и удрал куда-то.
Борьку они находят за сараями. У него на лбу большое белое пятно и его видно даже в сумерках. Катька берет его за оборванный поводок и уводит в квартиру на первом этаже. Там она заталкивает козленка в кладовку, подпирает старым креслом дверь и сидит в нем до тех пор, пока протестующий Борька уже окрепшими рожками долбит по двери. Когда он затихает, Катька ложится спать. Этого Борьку им дешево дали в долг, но сарай совсем прохудился и Борька квартирует в этой кладовке.
Кате 6 лет. Отца у неё нет, мать уехала куда-то в поисках работы, оставив её на попечение бабушки, которая сутками работает сторожем, и мотается Катька сама с утра до вечера. Каждое утро бабушка привязывает Борьку во дворе и приказывает Кате пасти его на лужайке за огородами. Но та пасет его очень редко – скучно ей одной на этой лужайке, и кричит Борька, как рэкетир вымогает у людей и еды, и воды. Всем знакомая картина: Катька верхом на козле катается как на арене цирка, но весело от этого номера только ей. Борька сердито мэкает, а соседка Карповна всегда ругает наездницу:
- Вот тигра-егра этакая! Чего верхи залезла? Он орет как оглашенный без воды, а она скачет! Он тебе не лошадь! А-ну слезай!
Крики на Катьку не действуют: все сделает наоборот – такой у нее характер. Но когда Карповна срывает для острастки веточку, Катька слезает со своей лошади, а бабуля подносит козлу воду в кастрюльке. Борька жадно ее выпивает. Карповна наклоняется, чтобы забрать посудину, а козел дает ей под зад рожками. Бабуля оглашает весь двор криком:
- Ой, помогите! – вопит она, стоя на карачках. Но помочсь некому. Встает сама, под злой смех Катьки, и на чем свет поносит козла:
- Ори теперь как оглашенный, хоть лопни! Не подойду к тебе ни за что, скотина рогатая! На кой ляд взяли его? Одна мука всем! – обиженная Карповна стукнула веточкой козла и ушла.
Возле их двора находится большой мусорник. Мусор вывозят не всегда и поживиться чем-нибудь приходят к нему бездомные собаки и коты. Там Катька увидела маленького рыжего котенка и принесла домой. Бабушка выбрасывала его, а Катька упрямо приносила в дом. Прижился и этот. Катя окрестила его Мишей. Так и живут: козел Борька, кот Миша и Катя в нагрузку соседям-пенсионерам.
Сегодня у Кати счастливый день: в чьем-то палисаднике увидела много клубники, нашла дырку в заборе и наелась много вкуснятины досыта, о чем и рассказала Васильевне. Та никогда не говорила ей грубых слов и Катька тянулась к ней. Прибежала тут же из соседнего дома тетя Женя:
- Где эта Катька?! Я ей уши-то пообрываю! Всю клубнику съела, дрянь этакая!
Слыша в свой адрес много оскорбительных слов, Катька и сама может ругаться наравне со взрослыми. Но тут не такой случай - надо прятаться, уши целей будут. Раздосадованная тетя Женя ни с чем уходит со двора, как и Карповна стукнув веточкой козла. Если бы он мог говорить, то высказал бы ей: «Чего вы все меня лупите? Я и сам терплю от нее неприятности. До чего ж глупые эти люди!»
Соседям такие разборки не в диковинку – почти каждый день такое. Самостоятельность Катьки обществу не нравится.
Утром Павлович вынес из погреба на просушку старые ящики и ушел на огород. Вернулся вечером и обнаружил вместо ящиков одни обломки. Тут соседка, обиженная неблагодарным козлом, рассказала ему, что их разбила Катька с каким-то хлопцем. Тот зовет Катьку:
- Зачем ящики мои разбили?
- Мы с Митькой думали, что они ничейные: старые, грязные такие.
- Сама ты – ничейная, поняла?! – и больно дергает ее за ухо. Катька вырывается, плачет и говорит в его адрес плохие слова. Жаловаться Катиной бабушке без толку, сами видят как они живут с Катькой. Девочек на ее улице нет, одни мальчишки: вот и дружит с ними, грубит всем и никогда не носит платье – в шортах все лето шастает.
Неделя прошла. Катька ходила тихая, присмиревшая, потом вышла постриженная наголо и уселась на единственной во дворе лавочке – под кухней у Павловича. Тот вышел из подъезда и, не узнав ее, закричал:
- Эй, пацан! Чего уселся? Иди отсюдова!
- Да это я - Катька!
Павлович онемел, оглядывая ее:
- Ты чё лысая?
- У меня чешки в голове завелись, бабушка и постригла меня.
- Ага, значит ты вшивая была?
- Сам ты вшивый! – Катька убегает со двора и плачет. Прохожие ее спрашивают:
- Ты почему плачешь, мальчик?
- Я не мальчик, я – Катя! – и еще громче ревет.
Но прохожие не верили, хотя с вопросами уже не приставали.
Заканчивалось лето. Все жильцы дома заметили неладное: козел не оглашал двор меканьем, стоял безучастный ко всему. Удивились, подошли к нему, принесли веточек, воды – не хочет. Через два дня совсем ослаб, упал на ноги, заболел. Бабушка поплакала – очень хотела продать его на мясо, но мяса было мала: не наедался Борька досыта. Без него Катьке стало легче жить, а во дворе было непривычно тихо. Теперь всем было жалко голодного мекающего козла и тоскливо от мысли, что он умирал у них на глазах, а к ветеринару никто не сводил – может выжил бы.
К Кате прибежали мальчишки, что-то сказали ей, она сообщила Васильевне: «Помою руки и пойду с ними на поминки». Но ребята, хихикая, сразу же убежали. Катька, расстроенная, оббегала все ближайшие двухэтажки, спрашивая, где поминки. Вернулась, села под забор, размазывая по щекам слезы: поняла, что ее просто обманули.
В субботу бабушка искупала Катю, одела ей платье, и верующая Даниловна повела девочку на собрание верующих. Мальчишки, увидев ее наряженной, только хмыкнули в кулак. Несмотря на ее постриженную налысо голову, круглолицая, с черными умными глазами и торжественным выражением лица, Катя была неузнаваемой, словно Золушка.
Потом она рассказывала всем во дворе как люди пели и молились Богу. Говорила необычно серьезно и вся светилась радостью.
- Теперь буду Бога любить.
В конце лета к бабушке приехал брат. Катя ходила по двору в красивом костюме, гордая такая.
- Дядя привез нам много подарков, теперь у нас все есть: и сгущенка, и тушенка, и конфеты.
Через два дня она пришла к Васильевне и сказала:
- Дядя Боря ругается с бабушкой, говорит, что завтра уедет, что у нас живой уголок в доме.
- А почему он так говорит? – спрашивает Васильевна.
- И кот, говорит, есть, и мыши, и мухи, и комары, и тараканы. Жалко, что сейчас козла Борьки нет, - добавляет Катька, - как выскочил бы из кладовки, как дал бы ему под зад рогами – вот смеха было бы!
От представленной картины она звонко смеется не детским, саркастическим смехом, как-будто смеется над своей трудной, а порой такой забавной жизнью…
Свидетельство о публикации №218111401552