Жизненные откровения за40т. ЗАРЯ VI. ДетиiВзрослые

ЗАРЯ VI. ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ.

Наука в двадцатом веке совершила колоссальный рывок. Величайшие достижения научной мысли существенно упростили нам жизни. За это приходится расплачиваться, потому что вместе с удобствами бытия, учёные камня на камне не оставили от множества сфер жизни, которые мы замечательно объясняли себе чудодейственными превращениями, волшебным силами, мистическими вмешательствами. Всё, что сейчас стало известно о нервной системе, мозге - это очень молодые открытия. Они стали следствием кропотливого научного труда нескольких поколений русских учёных Филимонова И.Н., Кононовой Е.П., Зворыкина В.П, Савельева С.В., которые почти за век исследований в Московском институте мозга, взяв в далёкие двадцатые сложнейшую методику исследования мозга Оскара Фогта, раскрыли тайны работы этого до селе тёмного предмета, создали пока единственный в мире цитоархитонический атлас мозга и накопили огромный фактический материал по развитию нашей нервной системы с эмбрионального периода и до смерти. Столетним научным знаниям противостоит тысячелетняя история толкований, построенных на умозрении («мне так кажется»; «кажимость» - не есть действительность). Чехов А.П. в начале прошлого века изрёк примечательную мысль: «На одного умного приходится тысяча глупых, и на одно умное слово приходится тысяча глупых, и эта тысяча заглушает». Сейчас успехи на поприще репродукции эту пропорцию сделали один к пяти тысячам. Учёные говорят, их не слышат или не хотят слышать: действительность неудобна и не понятно, что с ней делать. Не устану повторять: «каждый выбирает для себя и мы тоже выбираем, как умеем, ни к кому претензий не имеем, каждый выбирает для себя». Зарождение жизни, её первые дни, недели, месяцы, годы, наука не обошла стороной и в этой области, тоже есть чем поделиться.

Дети - очаровательный подарок природы, круглолицые, большеглазые, неуклюжие карапузы, которым мы так необходимы. Лучезарные улыбки, задорный смех. Им не нужна причина для радости, они никогда не сидят без дела и всегда добиваются того, чего хотят. Когда они заливаются слезами, вместе с ними плачут наши детские воспоминания. Ничто так не огорчает нас как тот факт, что дети вырастают, перевоплощаются во взрослых дяденек и тётенек, и мы им нужны всё меньше. От чего такая грусть? Потому что спустя два десятка лет, живого участия в их судьбе, своё будущее без них мы себе не представляем. «Дети наше будущее» фраза, которая стала как заклинание. На самом деле, это как посмотреть. Мы все были детьми и проживали ровно всё то же самое, поэтому дети это наше прошлое, а не будущее. И, уж конечно, мы это не наши дети. Рядом с нами с самого рождения появляется другой человек, а не наше продолжение. Раньше мы об этом догадывались и не хотели себе в этом признаваться, теперь это научный факт. Однако обо всём по порядку.

Наш собственный геном - это половинка папиного генома, половинка маминого генома - двадцать три пары хромосом, из этого набора случайным образом формируется наша половая клетка, с двадцатью тремя хромосомами - половинка, ждущая другую половую клетку. Число комбинаций хромосом из базовых родительских - это два в двадцать третьей степени вариантов или около восьми миллионов триста тысяч вариантов, та же история у второго партнера. И эти половинки соединились, создав новый геном. Понятно, что о повторении нашего генома речь в принципе не идёт, копий никаких никогда не будет, а они и не предусмотрены.

В геноме не заложена информация о форме тела, органов, в целом, и содержании мозга, в частности. Гены кодируют набор синтетических соединений и скорость их синтеза, скорость размножения клеток, которое в раннем развитии одинаково у всех клеток. Геном даёт закономерность эмбрионального развития, что и даёт похожесть органов и тела с родительскими. Связь генома с формой очень косвенная.  Сходство не значит идентичность. В мозге у следующих поколений похожие борозды и извилины, но способности, характер определяется структурами полей, их размерами и количеством нейронов. А они формируются по совсем другим законом, без прямого участия генома.

Процесс формирования нервной системы начинается уже на третьей неделе с момента оплодотворения яйцеклетки. Это самый ответственный момент, Именно нарушения при формировании нервной системы выбраковывает восемьдесят процентов эмбрионов (его размер на этих сроках меньше миллиметра). Из всех оплодотворённых яйцеклеток доживает до рождения одна из ста. В период формирования нервной системы, закладка полей мозга, как и других органов, проходит без генетического управления, определяется межклеточными взаимодействиями, их положением в пространстве и связанных с ним биомеханикой. Даже у однояйцевых близнецов с идентичным геномом мозг будет разный. Деление нейронов, так же вносит случайность в процесс образования конечной структуры мозга. При образовании каждой тысячи клеток мозга 2-3 клетки погибают и этот процесс случаен.

Нервная система состоит из 150 млрд. клеток, а геном десятки тысяч генов прописать каждый нейрон немыслимо. Другая история у насекомых. Их нервная система тысячи нейронов, и они прописаны в геноме, функции строго определены и каждая следующая особь копия родительской. Поэтому мухи всегда будут биться об оконное стекло и делать всё то же самое, что делали её родители.

Способности каждого человека определяются конструкцией мозга, размером структур наличием и отсутствием тех или иных полей. Этих структур в мозге около трёхсот, гениального человека отличает кратное (в 3-4 раза) превосходство сразу по нескольким десяткам структур, повторить такое сочетание невозможно. Каждый новый человек это всегда участие двух первоначальных материалов и в столь сложной конструкции как нервная система передача индивидуальностей нервной системы от одного человека другому неосуществима, в принципе. При чём, аналогичная картина не только для «воспроизводства» одарённого человека или  гения, а даже простой копии способностей и характера простых родителей.

То, что гениальность, одарённость не наследуется из поколения в поколение, подтверждается историей человечества:  от признанных гениев нет продолжений гениальности. Потомки гениальных людей это лишь степени угасания способностей: дети - первая степень, внуки - вторая. По тем же причинам, не существует никаких аристократических кровей, монаршей «голубой крови», они такие же обыкновенные люди, зачастую хуже. Причина тому близкородственные браки и развращение бездельем. Однако есть и хорошая новость – гений может родиться у вполне заурядных родителей.

Родители лишь материал для новых людей. Внешнее сходство, похожесть это слабое влияние генов. И только одному из ста удачных оплодотворений, удасться испытать чудо "рождения". После появления на свет, новый человек пока плохо слышит, слабо видит. Первые месяцы основные органы это обоняние (грудь находит по запаху) и чувство определение положения тела в пространстве, опять-таки, для кормления (положили определенным образом – значит еда), плюс рефлекс на щеку: надавили - начинает сосать. Новорождённый беззащитен и беспомощен, мама - главный спаситель. Требуется максимально внимания и заботы. Природа награждает женщин феноменальным терпением именно для того, чтобы будущий человек, несмотря на свою своенравность и эгоизм, вырос в окружении тепла, заботы и материнской любви. Каждый новый месяц будет богат достижениями, которые будут рождать новые треволнения. Первые ожидания: "когда же он научится ползать, ходить, говорить?", сменятся ностальгией по тем «спокойным» месяцам, когда он не мог далеко убежать, все капризы объяснялись только тремя потребностями и минуты тишины были более предсказуемыми.

Важный этап в жизни ребенка приобретение «внегеномных» форм поведения через социальную структуру общества. Это медленный и методичный процесс, во время которого накапливаются социальные инстинкты. Явление названо инстинктами для того, чтобы подчеркнуть, что их уничтожить изменить практически невозможно, в долях процента эти изменения допускаются. Запечатлевая, те или иные формы социального поведения: отношения в семье, религиозные привязанности, культ пищи, культ одежды все что угодно, все, что делает из ребенка человека. Главный способ обучение у ребёнка это подражание, имитация.  Воспитываясь в определённой среде, отпрыски лишь умело имитируют, подражают своим родителям, но генетического наследования поведения, способностей, качеств, характера у них нет. Когда об этом было не известно, внешнее сходство был удобный способ, чтобы передавать дело, власть, собственность следующим поколений. В настоящее время, к этому нет никаких оснований. 

До 5 лет дети играют во взрослых. Время болячек, первых встреч с другими детьми, садов, игровых площадок. В силу особенностей развития мозга в это время, активного образования и разрушения синаптических контактов между нейронами, информация принимается большими объемами и такими же объёмами стирается. Первые годы настраивается зрение, формируется аналитический аппарат для анализа слуха. Через игру постигаются базовые навыки движения, речи, координации, общения со сверстниками.

До 10 лет дети подражают взрослым. Роль родителей - питание, защита, пример для подражания, и связанные с ними запреты и ограничения. Через запечатление, подражание ребенок усваивает более сложные правила поведения в социальной среде, в которой оказался, начинает проявлять самостоятельность и робкие попытки неподчинения. Системное обучение, начало школьного образования, с учетом развития мозга ребенка целесообразно начинать не раньше семи лет. К этому возрасту замедляется синаптогенез, образуется достаточно контактов между нейронами, мозг подготовлен для восприятия и анализа более сложной информации. Нагрузки в более раннем возрасте будут только вредить: перенапряжение для мозга, приводит к его раннему старению. За желание родителей взрастить гения, он будет расплачиваться в зрелые годы более ранним слабоумием. Сознательность и формирование характера начинается с 10 лет, а вместе с этим начинается прощание с беззаботным детством. Очень скоро родители поймут, что именно эти десять лет и были тем замечательным путешествием в страну «мамапапию», где они первые и главные люди; к ним бегут, чтобы рассказать об очередной победе, находке; ищут их защиты и помощи; их слушаются, хотя и без особой охоты.

В 13 лет дети чувствуют себя взрослыми. В 12-14 лет у девочек, 13-15 лет у мальчиков, эпифиз (эпифизарный комплекс лимбической системы головного мозга), который помимо суточных ритмов, сдерживал половое развитие всё это время, запускает каскады гормонов и начинается сложный этап развития - половое созревания. В эти годы поведение юнца полностью подчинено активным гормонам, цель формирование ярковыраженных половых признаков  и подчинение организма достижению главной цели жизни: реализации репродуктивного потенциала - внешне это проявляется как бунт. Он чувствует себя частью взрослого мира, и одновременно это его пугает. Подросток не знает, этого мира, не понимает его. Непонимание рождает страх, страх – раздражение и агрессию. Гормоны дают огромные жизненные силы и энергию. Чувство, которое всем пришлось пережить внутреннее желание забраться по выше и прокричать: «Посмотрите на меня, я новый человек, я прекрасен, любите меня». В то же время от взрослых доносятся замечания, по-прежнему относимые к нему как ребенку. Внутри нового человека рождается такой знакомый протест: «они ничего не понимают, ничего не видят, ничего не знают». Родители с этого момента начинают проигрывать в авторитете сверстникам. Гормональное опьянение, рождает у подростка иллюзию: я всё могу, мне всё подвластно, я лучше знаю, как надо жить. А живёт по схеме "деньги надо, опекать не надо". Их состояние могут лучше понять их ровесники, потому что они чувствуют то же самое. Подростки компенсируют нехватку жизненного опыта, амбициями в предложенных обстоятельствах. Требовать от него рассудочного поведения - это лишь означает переходить в стан его врагов.  Любой перемены это боль и страх, а тут они происходят семимильными шагами, и предугадать поведение ребенка в таком неуравновешенном состоянии крайне сложно, можно лишь проявлять терпение и такт, вооружившись остатками воспоминаний, о том, как было не просто воспринимать мир в этим годы нам самим. При этом постоянно себе напоминать: это другой человек, это его жизнь. К 18-21 годам можно будет более чётко сказать, какие же зачатки способностей сформировались у молодого человека. Хотя за  пеленой поиска им внимания противоположного пола, они будут лишь как средства достижения этой цели. В настоящее время не существует возможностей прижизненного определения способностей по исследованию мозга, найти их помогает максимально возможный перебор занятий в детском и юношеском возрасте. То занятие, которое у ребёнка будет получаться легче и лучше его сверстников, будет доставлять ему большее удовольствие, в нём он и добьётся высоких результатов. Даже если в последствие он выберет другой путь, все его поиски не пройдут даром, чем шире будет охват интересов, тем лучше будет готов к переменам в жизни. К 25 годам, начнется остывание от гормонального буйства, и тут уже можно будет говорить о том, какой человек складывается, каким характером он обладает, какая деятельность для него наиболее предпочтительна, не перечеркнул ли он за это время себе дорогу в будущее, и, главное, какое место займут родители в его, взрослой жизни.

Вчерашние дети совсем не обязательно сегодняшние взрослые. Взрослого человека отличает готовность нести ответственность за всё, что происходило, происходит и будет происходить в его жизни. Он  даёт отчёт своим словам, принятым решениям и поступкам, признавая себя единственным виновником наступающих за это последствий. Ну, а если человек только и делает, что ищет виновных вне себя, в других людях, событиях и явлениях, если он живёт с уверенностью, что ему кто-то, чего-то должен, то перед нами великовозрастное дитя, имитирующий зрелость или, проще говоря, домашний питомец, в поисках хозяина. Способность к размножению - это признак половозрелой особи, к взрослому человеку это не имеет никакого отношения. Образование не делает человека взрослым. Оно даёт знания, то есть сведения, которые можно использовать для жизни. А вот способность использовать приобретённые знания для жизни – это под силу умному, интеллектуальному человеку. Человека от животного отличают два важных свойства:  первое это умение создавать новое, чего доселе не существовало в природе, то есть творчество; второе поступок при котором делается что-либо не выгодное для самого себя, но приносящее пользу для того, кто очевидно слабее. Мало родится человеком, вступая во взрослую жизнь, каждый день приходится доказывать, что ты достоин этого звания.

Дети наше прошлое, а будущее - это наши родители. Мы движемся ровно, к тому же к чему сейчас пришли они, только отстаём на четверть века. Для детей главное в жизни - это как можно раньше осознать, что в этом мире они никогда и никому не будут так нужны, как своим родителям. Наша зрелость даст понимание, как не просто было родителям заботиться о нас и каким терпением и добротой им удавалось подарить нам счастливое детство, юность. Как много общего в себе мы можем обнаружить в наших привычках, опыте, поведении. Знание конечности жизненного пути каждого, границы в восемь десятилетий,  придаст сил и терпения теперь уже детям для того, чтобы окружить вниманием и заботой своих родителей. Чем раньше начать, тем лучше, потому что ухаживать будет очень не просто. Мы привыкли, что они для нас поддержка, а не мы для них. У нас нет такого опыта заботы о родителях и подсказать некому. Есть только знание, что расставание неизбежно и оно не так далеко. Внимание и забота, дают чувство нужности нашим папам и мамам, и продлевают им жизнь. До их ухода, мы всё ещё будем чувствовать себя детьми. А после, главное, что останется это наши воспоминания о них. Пока ещё есть время обогатить их живым общением, радостью отблагодарить самых близких людей за подаренное счастье жизни.


Рецензии