Византийский театр

                Дорогие друзья и уважаемые читатели!

       Если кто-то из вас обратил внимание, то заметил, что с мая этого года я ничего нового не выкладывал. Это происходило не потому, что я как-то охладел к этому проекту, перестал писать и т.д. Нет, наоборот, в это лето я писал как никогда много. Но не художественно-публицистической литературы, а учебной, т.к, я преподаю в ВУЗе.
       В Петербурге в издательстве «Лань» и «Планета музыки» выходит моя книга по теории драматургии. Это большое и фундаментальное исследование, которое много лет используется в вузах страны. Это второе издание (первое было в 1999), мне его пришлось перерабатывать, исправлять и т.д., что отняло массу времени. Вот ее выходные данные: Чистюхин И.Н. О драме и драматургии: Учебное пособие. 2-е издание, исправленное – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. – 432 с.
       Эта книга будет представлены в ЭБС издательства «Лань». Когда она выйдет, я здесь выложу ссылку на ЯндексДиск, для тех, кому может быть будет интересна эта тема.

       Но это не самое главное. Я, наконец-то, завершил самое большое исследование в моей жизни и касается оно зрелищной культуры Византийской Империи, и в частности театра. Более года я работал над этой книгой, один список библиографии занимает 17 страниц. Пришлось делать переводы с французского, английского, немецкого, латыни, древнегреческого и современного греческого языка. В ней затрагиваются разные темы истории искусства и культуры Византии, но мне интересна последняя часть, где рассматривается отношение христианской Церкви к зрелищам и театру.
       Это одна из сложных тем в художественном и общественном сознании. Здесь много надуманного, предвзятого и явно сочиненного. Я уделил большое внимание отношению христианской Церкви к зрелищам и театру. В трудах Отцев Церкви и православных канонах находится большое количество информации о зрелищной культуре Византийской  Империи. Кроме того, именно этот исторический период создал предпосылки к возникновению в отечественной публицистике и общественном мнении ряда превратных представлений о «гонениях» Церкви на театр и актеров. Я посчитал очень важным разобраться в этом вопросе, ничего не преуменьшая, и ничего не приукрашивая. И главный вывод, к которому пришел – Церковь никогда не «проклинала» театра. Театр, как и любой другой вид искусства можно оценивать лишь по тем плодам, что он приносит. 
       Подобного исследования не было и нет в нашем театроведении, в западном – 3-4 книги, написанные историками, археологами и филологами. Почему? Для того, чтобы разобраться в этой теме, нужно хорошо знать Каноническое право Православной Церкви, историю античного театра, знать практически театральное искусство (иметь театральное образование), знать древние языки, особенно греческий – язык Византии и Церковных постановлений.
       Вот такой сложной, но очень увлекательной работой, отнимавшей у меня по 6-7 часов в сутки я и занимался последний год. Сегодня в нашем институте вышел первый печатный вариант этого исследования. Скорее всего, книга потребует какой-то доработки, учета замечаний коллег, читателей и т.д., что мы постараемся внести во второе издание уже в следующем году.
       По объему это довольно большое произведение (241 стр.), и на этом портале его невозможно выложить. Поэтому я даю ссылку на ЯндексДиск, по которой можно пройти и скачать эту книгу: https://yadi.sk/i/e95I6HhZCfEtPA


Рецензии