Арифметика убийства

                Крысы нас одолели…

   Должен сказать, что фильм «Арифметика убийства» (1991г, реж. Дмитрий Светозаров) я посмотрел спустя более чем четверть века после его выхода на экран и в очередной раз убедился, что большое видится на расстоянии. Мне кажется, что этот фильм, снятый в самом конце пресловутой перестройки, перед гибелью огромной страны и киноиндустрии СССР в частности, явно обойден вниманием критиков и зрителей и остался недооцененным.

   Вот, вроде бы, чего такого в этом фильме? Бытовой криминал, детектив? Да! Но только далеко не одно это! Это драма! Это самая настоящая драма и триллер!

   А теперь давайте по-порядку, и не спеша.

   Действие происходит в старой коммунальной квартире. Атмосфера здесь соответствующая – скрипучие полы, обшарпаные стены, крысы, которые периодически выбегают из дыр,  – все это создает гнетущую атмосферу грязи, напряженности и безысходности. Но это далеко не все. Самое главное – люди, которые населяют эту квартиру. Их не так много, но, если так можно выразиться, это - сброд, отбросы общества. Не зря же главный герой, инвалид Илья Ильич говорит следователю Петру Прокофьевичу, что сама атмосфера квартиры пропитана убийством, и убить в ней мог бы каждый.

   Главный герой - «маленький человек», пользуясь гоголевским понятием человека из «Шинели». Инвалид, с детства живущий под опекой неласковой старухи, всю жизнь мечтает вырваться, освободить свою душу из плена его немощного тела. Он достаточно умен, он тонко подмечает все особенности жильцов квартиры: их недостатки, страхи и особенности поведения. Он, как истиный режиссер, может манипулировать их поступками, играя на слабостях каждого из них, словно в том кукольном театре, который он придумал в своей комнате. Несомненно, роль Ильи Ильича Сергею Бехтереву удалась на отлично.

   Что касается остальных актеров  - сыграно отлично, добротно и профессионально. Вообще, подбор актеров для этого фильма, как мне кажется, идеален. Единственное, в начале фильма я смотрел на спившегося писателя (акт.Лев Борисов) через призму Антибиотика из «Бандитского Петербурга», но , очевидно, это только мои личные впечатления, да и то недолгие. Это все равно, что смотреть «Дело было в Пенькове» и думать о Штирлице. Впрочем, действие фильма скоро освободило меня от такого легкого наваждения.

   Не буду писать о философии фильма, она понятна, надо только посмотреть этот фильм, окунуться в атмосферу старых дворов, обшарпанной коммуналки и множества крыс.  В этой атмосфере все – есть след и Гоголя, и Достоевского, но, самое главное есть то, что хотел сказать режиссер, то над чем хотелось бы не спеша подумать и что внимательнее рассмотреть. Поэтому «Арифметику убийства» можно пересмотреть.
 
   Точнее надо. Рекомендую.
 
   А потому оценка фильма.

   9 из 10

   30.10.2018


Рецензии