Ноябрь

Вот уже пятые сутки город жил в тумане. Это все равно, что находиться внутри облака постоянно. А еще это похоже на огромный небулайзер, где микрочастички воды висят в воздухе. В любом случае, полный штиль и серая дымка с видимостью 30-40 метров. Очень трудно перемещаться по городу в такую погоду, так как на противоположной стороне проспекта уже не видно прохожих. А на кольцевом перекрестке только по свету фар остается догадываться сколько машин на встречке и куда они собираются ехать. Поэтому, в городе резко сократилось количество автомобилей, а нагрузка на общественный транспорт возросла. Я тоже не осталась равнодушной к проблеме, решив, что безопаснее передвигаться на автобусе.
Вечером ситуация усугублялась. Туман клубился в свете фонарей. Свет отражался от него и превращался в огромные шары. Фары машин распространяли впереди себя причудливые световые конусы с четкой границей. А светофор сигнализировал желтой, зеленой и красной сферой размером чуть больше себя. Пар выдыхаемого воздуха смешивался с окружающей дымкой, создавая завихрения и долго кружа на одном месте. Человек уже ушел, но его дыхание, словно душа, все еще парит в воздухе. Дым электронных сигарет задерживался особенно надолго, оставляя запах яблок или ванили.
В целом, первые дни еще были сносными, но затем постоянный серый начал угнетать всех. Туман не исчезал ни днем, ни ночью. И, если посмотреть в окно ночью, не вставая с постели, кажется, что уже наступила зима и за окном метель.
В один из этих дней я стояла на остановке поздно вечером и ждала автобус. Народу на остановке было не много. Особых разговоров не было слышно. Только одна девушка тихо болтала с кем-то по телефону. Кто-то стоял в наушниках, кто-то листал новостную ленту в телефоне. На фоне остальных выделялся лишь мужчина в сером пальто, несколько старомодной шляпе и, почему-то, с зонтом. Дождя в ближайшие дни не передавали. Да и до этого его не было уже недели три.
Я смотрела на причудливые фонари в тумане, свет фар от проезжающих машин…
-Ту…ман...- вдруг послышалось практически у самого моего уха.
-Ту…ман…- снова пронеслось где-то рядом. Голос был не то мужской, не то женский и как будто с серебряным звоном. Он был несколько отрешенным и монотонным.
Я повернулась. Рядом стоял тот самый мужчина в сером.
-Вы что-то сказали? - спросила я.
Мужчина посмотрел на меня вопросительно.
-Вы. Что-то. Сказали? – повторила я медленно с акцентом на каждое слово.
-Что именно? - переспросил он.
-Туман. Вы сказали туман?
-Ты тоже это слышишь? - словно обрадовался человек в сером.
Тут в голове пронеслись слова папы Дяди Фёдора о том, что только гриппом болеют вместе, а с ума сходят поодиночке. Значит это произнес кто-то третий и я просто ошиблась, решив, что это сделал он.
-Извините, - промямлила я и мне стало жутко неудобно.
Мужчина в ответ заулыбался: -Нет, нет. Ты неправильно поняла. Просто обычно люди не слышат этого.
-Вы чревовещатель?
Я спросила наобум, хотя сразу же подумала, что как раз это то люди, конечно. слышат.
Мужчина расхохотался. Смех его был тихим и как будто немного звенящим.
-Обычно люди не слышат туман, - сказал он, - а ты слышишь. Это необычно.
Как известно, психические заболевания обостряются в осенне-весенний период. Мой собеседник говорил что-то бредовое. И тут либо я его не поняла, либо он не в себе, либо не в себе мы оба. Себя я пока еще причисляла к здоровым, поэтому решила уточнить.
-Что я слышу? Туман? В смысле слово или…?
-Или! – ответил мужчина.
Повисла неловкая пауза.
Ту… ман… - снова пронеслось над ухом.
Это явно произнес не мой собеседник. Во-первых, его голос отличался от этого. А во-вторых я пристально смотрела на него. Это не он! И мне стало немного зябко. Я поежилась.
-Ну вот. Ты тоже слышишь голос тумана, - сообщил мужчина.
-Тоже. Слышу…. Но почему?
-Ноябрь!
-Аха! То есть, в апреле, например, я бы его не услышала? Да?
-Откуда мне знать, - безразлично ответил он, - апрель не мое время.
-То есть? – не поняла я, - не нравится погодка?
-Нет, просто в апреле я не существую, -  все так же безразлично ответил «серый».
-Теплые края?
-Нет. Просто Ноябрь…
-В смысле?
-Я Ноябрь, - спокойно сказал мужчина с зонтом.
-Ну да. А я Октябрь. – спокойно ответила я, так как родилась именно в октябре.
-Нет. Октябрь мой брат. А ты – не он, -  ответил «серый» и подмигнул.
-Так вот оно что! – и тут я вспомнила ту давнюю историю, - Ну, привет брату!
-Сейчас его нет. Передам в октябре.
Мы оба замолчали. По асфальту медленно проезжали машины, гудели двигатели, а свет фар выхватывал мимолетные картинки. Маму, идущую с ребенком. Затем ребят на переходе.
-А почему с зонтом? Ведь дождь не передавали? - спросила я.
-Будет, - возразил «серый».
-Откуда знаете?
-Ноябрь! - торжественно ответил собеседник.
-Смотрю, это у вас семейное, -  мне стало смешно.
-Ту…ман…
-А почему я слышу туман? – не унималась я. Мне действительно было интересно.
-Ты его чувствуешь. А он тебя. И поет тебе песню.
-Чудно это… Знаете, вчера я слышала, как соседский малыш говорил своей маме, о том, что ему кажется туман-  это дыхание огромного великана.
- А дети никогда не врут! Так и есть. Это дыхание огромного великана – Земли.
-А зачем туман так долго?
- Чтобы на время скрыть мир. Пусть в нем происходят тайны. А люди успеют посмотреть на себя, заглянуть внутрь себя. Увидят тех, кто рядом- ровным голосом говорил Ноябрь.
Подъехал мой автобус. Я обернулась, чтобы попрощаться с новым знакомцем, но на остановке никого не было. Что ж! Двери автобуса закрылись, и мы отправились в путь.
Когда вокруг туман, кажется, что путешествуешь на небольшом межгалактическом корабле. За окном серый пух облаков, в котором лишь изредка появляются огни фонарей-звезд. Бывает, что возникают целые картинки. Например, на остановках. Люди как бы заходят из пустоты, другие в эту пустоту уходят.
Из легкого оцепенения заставляют выйти красно-синие сигналы за окном. Кажется, авария. Едем медленно. Вот одна машина… вторая… Да, авария. Но все хорошо. Лишь задели немного друг друга. Но оно и не мудрено в такую-то погоду! Все же хорошо, что я не за рулем.
Моя остановка, и моя очередь выходить в пустоту. Пустота оказалась достаточно наполненной. Звуками. Где-то неподалеку слышался плач ребенка, лет двух-трех. Рядом в серой дымке прошли двое парней, с включенной музыкой из колонки. Нечастые прохожие со своими разговорами. Послышалась гитара. По-видимому, где-то в тумане у соседнего дома собралась компания. Они играли, пели песни, шумели, смеялись. На душе стало веселее. Неожиданно под ногами послышался звонкий собачий лай. Я даже и не заметила появления песика. Он унесся в пустату так же быстро, как и появился. Тут же в мое пространство ворвалась его хозяйка, позвала: “Никки! Ник!” и исчезла вслед за ним.
-Ту…ман… Ту…ман…
Я вошла в квартиру. Зажигать свет совершенно не хотелось. Бросила вещи у порога, сняла куртку, перчатки… В незакрытое окно ворвался свежий ветер и запахло дождем. “Странно,- подумала я,- ведь на улице безветренно, а дождь не обещали.” В комнате было тихо. Кошка где-то крепко спала и не стала меня встречать. Очень своенравные существа эти кошки. Они не будут делать того, что не хотят. Только то, что считают правильным и необходимым. Вероятно, сегодня было необходимо восстанавливать силы. А встречать хозяйку было пустой тратой энергии. Что ж… Я люблю ее и за это тоже.
Взяв на диване плед, я вышла на балкон. С восьмого этажа кажется, что летишь в самолете, над облаками. Улицы совсем не было видно, как собственно и города. Лишь где-то нечеткие огни на непонятном расстоянии. Воздух сыроватый и холодный бежал по гортани, бронхам, смешивался с кровью, разносился по венам.
-Ту…ман…, -зазвенело рядом.
Я закрыла глаза. Тишина. Внизу в отдалении раздался звук заведенного мотора. Запах кофе.
-Будешь, конечно!
Легкий холодок, запах дождя….
-Серый?!- пронеслось у меня в голове.
-Вы… Вы что здесь делаете? - спросила я из ниоткуда появившегося недавнего знакомого.
Он стоял рядом, смотрел на город и держал в руках две чашки кофе. С корицей. Как я люблю.
-Ноябрь!
Ну, да. Стоило догадаться.
-А ты знаешь, в который раз я снова и снова смотрю на этот город? За последние пару веков я успел в него влюбиться. Он живет, меняется. Меняются люди, дома, улицы. Он обрастает новыми районами, парками, но….
-Но? - уточнила я.
-Его сердце остается неизменным. Все думают, что люди меняют города. Но это не так. Город сам меняет людей. И чем старше город, тем более требователен он к своим жителям. Это как старик, с больными коленями, хриплым голосом и целым ворохом воспоминаний, требующий к себе пристального внимания. В сырую погоду он обязательно простужается и скрипит воротами, бьет ветвями в стекло, словно требуя впустить. Картавит карканьем ворон… Он живой. Неужели ты не замечала этого раньше?
-Нет, - честно призналась я, - я не думала об этом.
-Вот поэтому туман и помогает нам остановиться и разобраться во всем. Замедлить бег, оглянуться, прислушаться.
Мы помолчали. Кофе был горячим и крепким. Без сахара. Насыщенный и немного с кислинкой.
-Ту…ман…
-Мне кажется, нынче его колыбельная особенно удалась, - сказал Ноябрь, - городу нужно отдохнуть. Этот год выдался непростым для него. Новый район, новые жители, новые привычки. Новые студенты, новые истории. Много машин. А он-то уже не молод. Начнет снова ворчать по стариковски и появятся на дороге выбоины, заскрипят во дворе качели, начнет протекать крыша в каком-нибудь из домов. Нет. Так дело не пойдет! Пусть отдохнет немного, поспит.
-Стало быть, Туман поет свою колыбельную нашему городу?
-Поет. И обнимает его. Дома, мосты, пролеты, деревья. Туман опускается в низины, проникает в подвалы. Шепчет над рекой. Поднимается к верхним этажам, проникает в квартиры. И хотя это не так очевидно, поет свою колыбельную людям. И они становятся спокойнее и терпимее друг к другу. Меньше ссорятся и ругаются. Прохожие чаще держатся за руки, если идут вместе. Туман сближает людей. И городу это нравится. И он отдыхает.
-Ту…ман…
Как ни странно, полной темноты не наступало. Все вокруг было серым. Свет путался в тумане, многократно отражаясь от частичек воды, и рассеивался. Мир вокруг был неярким и тихим. Я посмотрела под ноги. Плотный туман начал пробираться и сюда. Он клубился у ног, словно дым. Прохлада забиралась под плед, и по телу бежали мурашки.
Мне стало любопытно:
-И какие тайны происходят там внутри?
-Разные. Город залечивает свои раны. Готовятся ко сну травы и деревья. Бродячим псам перепадают сладкие косточки.
-А люди?
-Люди, - продолжал серый, - относятся к туману по-разному. Но чаще спокойно. Ведь он заставляет заглянуть в себя. Остаться наедине со своими мыслями. Неуютно чувствуют себя те, у кого внутри грязь, которую они сами не хотели бы видеть.
-А что будет дальше?
-А дальше зима…- ответил Ноябрь строчкой из песни, - дальше время нашего старшего брата. Мне об этом неведомо.
Чашка опустела. Мужчина достал сигару и закурил. Воздух наполнился терпким запахом дорогого табака. Я решила, что пепельница будет уместной. И где-то в квартире она у меня была. Для особых случаев.
-Я сейчас…
Когда я вернулась через минуту на балконе было пусто. Чашка стояла на подоконнике. Рядом с ней – погашенная сигара. Тумана не было. Город сиял огнями, как новогодняя елка. Послышался шум. Тяжелые мокрые капли холодно падали на волосы, плечи. Я поставила пепельницу рядом с чашкой и посмотрела вниз с балкона. Мокрый асфальт теперь был как на ладони. В свете фонаря я заметила знакомую фигуру в старомодной шляпе. Мужчина в пальто раскрыл зонт и начал удаляться быстрыми шагами. Я проводила его взглядом. Запах табака все еще чувствовался. Постояв еще пару минут, я начала замерзать. И это привело в чувство. Морок прошел, словно все было во сне.
Я вернулась в комнату. На столе в темноте светился монитор ноутбука:
«Вот уже пятые сутки город жил в тумане…»


Рецензии