Ревякина Н. В. Воспоминания

№ 3
Свою судьбу с медиевистикой я связала с 1954/55 г., слушая в Московском университете, где училась в  это время, лекции Сергея даниловича Сказкина * по истории западноевропейского Средневековья <…>.

Жизнь наших учителей в условиях в условиях тоталитарного режима была драматичной. подчас трагичной. Ведь некоторые были репрессироваены. а часть из них погибола в лагерях. А те, кому удалось сохранить работу, трудились в обстановке подозрительности и страха, угрозы проработок и преследований. И тем не менее <…> благодаря им наша медиевистика <…> не погибла, в 50–70-е она занимала ведущее место среди других отраслей исторического знания в нашей стране.

Нашим учителя приходилось нелегко, и не нам, кого не коснулись жестокие репрессии с перспективой погибнуть в лагерях, их судить.  Можно лишь сожалеть относительно некоторых их оценок тех или иных событий и их поступков во времена чуть более либеральные. Помню, как остро я переживала и долго не могла успокоиться по поводу статьи в «Правде», подписанной Сергеем Даниловичем. с осуждением чешских событий <…>.

Перед своим отъехдом в Новосибирск в 1964 г. я получила от Сергея Даниловича машинописный текст курса лекций по истории средних веков (в десяти папках) <…>.

Я лично на протяжении 20 лет общения с Сергеем Даниловичем ощущала его внимание к моим делам, поддержку и помощь.  В конце 60-х гг., когда в Новосибирско Академгородке, где я работала, начались преследования ученых в связи с подписанием коллективного в защиту А. Гинзбурга и др., я получила неожиданное и для меня в тех условиях очень важное предложение из «Вопросов истории» <…> написать для журнала очерк о «Константиновом даре»; позже я узнала о том, что эту идею подал журналу Сергей Данилович, знавший о моих неприятностях. Он же в начале 70-х годов предлагал мне вернуться в Москву и обещал помочь с работой. В тех условиях я не считала возможным воспользоваться этим предложением, расценивая свой отъезд, как бегство…

Ревякина Н. В. Ученый, наставник. друг // Средние века. М., 2004. Т. 65. С. 262–266. 265


Рецензии