Рейс длиною в жизнь стр. 78

 
    КОМЕНДАНТЫ
Вернувшись из Мурманска, отдохнув два месяца, мы вновь
стали собираться в дорогу на воинский эшелон. Офицеры, не-
сущие службу в железнодорожных комендатурах, по всей сети
железных дорог России, выпускники одного из военных ВУЗов
Санкт-Петербурга, все, как единый кулак, очень дружны, отзыв-
чивы, все готовы помочь друг другу. Несмотря на то, что многих
разделяют годы между учёбой, города, и то, что порой даже не
знакомы друг с другом, всё – равно это не мешает им всегда быть
на связи, оказывать друг другу поддержку.
Огромное удовольствие было работать с комендантской служ-
бой на всех станциях в пути следования. Ко мне и к моим прово-
дникам относились с уважением. Всегда реагировали на любую
просьбу.
Так, на станции Тайга, где был техникум, который я окончила
несколькими годами ранее, по моей просьбе запланировали оста-
новку на два часа, для того, чтобы я могла добежать до технику-
ма, освежить воспоминания о годах учёбы. На вокзале станции
Хабаровск, в кабинете начальника комендатуры Томаса Тумани-
дзе, между оконными рамами меня дожидались банки с чёрной
и красной икрой. На станции Красноярск, где эшелон отстаивал
трое суток, комендант Павел Малков со своими офицерами вози-
ли нас на экскурсию по Красноярску, на берег Енисея.
Комендант Владивостока добивался того, чтобы состав по-
езда, после последней поездки, отстаивал несколько дней, после
чего мы возвращались в Омск. На станции Ружино комендант
приносил горячие пирожки, испечённые его женой. А комендант
станции Уссурийск прикатывал бочки засолённого папоротника.


ГЛАВА VII.
СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ
ТРАУР
Начавшийся 1996-й год и его середина чёрной меткой оста-
лись в моём сердце. Воспоминания всех событий, произошедших
со мной в тот год, вызывали ужас, причиняли мне боль и обиду
из-за жестокой несправедливости.
В народе есть поверье, что нельзя отмечать сорокалетие со
дня рождения. Считая всё это суеверием, я с размахом отметила
свой «сороковник», пригласив в гости всех своих близких друзей.
Места в квартире едва-едва хватало, чтобы разместить гостей за
столом. «Танцплощадкой» нам служила квартира того самого со-
седа, который был свидетелем нападения на меня бандита с брит-
вой после возвращения из Новороссийска.
А, после празднования дня рождения начались будни воин-
ских перевозок.
В конце июня, когда мы поставили точку в весенних пере-
возках, наш состав осадили на станцию «Амурский залив». Оль-
га Чередниченко и Александр Ковригин съездили на электричке
во Владивосток, откуда привезли моего старенького дядю – от-
ставного генерала, мужа маминой родной сестры. Дядю Лёшу я
решила свозить в город, где он провёл свою юность. И, хотя он
предпочитал летать самолётами, но решился на путешествие на
поезде, так как наши редкие встречи с дядей стали единственной
надеждой на долгое общение по дороге домой.
Вечером, когда мы сели в бытовом купе все вместе пить чай,
в дверь постучали. От предчувствия чего-то нехорошего у меня
сразу же защемило сердце. Ноги стали ватными. Ковригин Саша,
открыв дверь в тамбуре, тихо переговорив с кем-то, зашёл в купе.
Он ещё ничего не успел сказать, как я всё поняла, что привело
диспетчера станции в штабной вагон. Я посмотрела Саше в глаза
и спросила: «Мама умерла?». Саша в ответ кивнул головой и ска-
зал, что мне надо пройди на станцию к диспетчеру.
166
Собрав всю волю в кулак, я вместе с Александром прошла в
диспетчерскую, где меня ожидала снятая с аппарата коммутатор-
ного телефона трубка.
Телефон в диспетчерской разместился на кожухе батареи под
столом. Его звонка никто не слышал лет сорок. Но, необходи-
мость в аппарате не отпала, и стоял он, заваленный тетрадями и
фактурами, для непредвиденных случаев. Звонок коммутаторный
телефон дает такой, что по ощущениям подали 380 вольт, звон
идет постоянный без всяких пауз. Услышав такой звонок, дежур-
ная и оператор сначала перепугались и долго не могли сообра-
зить, откуда исходит звук. И вот, по этому телефону, на другом
конце провода меня ожидал офицер штаба армии в Москве. По-
сле моего отклика, мне сказали, что соединят меня с моим домаш-
ним телефоном. Через минуту я услышала голос своей дочери,
как будто она находилась в соседней комнате, поведавший о горе,
постигшем нашу семью.
По завершении короткого разговора, нами с Сашей было при-
нято решение вылететь в Омск. Диспетчер станции остановила
грузовой состав, куда после срочных сборов, в кабину машиниста
посадили нас с Сашей. И мы выехали в сторону Владивостока,
где на станции Артём поезд остановился, чтобы мы смогли вы-
йти и доехать до аэропорта на такси. Наш же состав поезда был
отправлен со станции Амурский залив в Омск.
Чёрным днём в моей жизни стало 30-е июня 1996-го года. Он
же стал началом дальнейших событий, мчавшим меня по тёмно-
му тоннелю, в конце которого свет был едва-едва различим.

 продолжение следует


Рецензии