Компьютеризация ретрограда

С компьютерами отношения у меня долго не складывались. Ретроград по натуре, к новым гаджетам, как теперь их называют, меня не тянуло. Долгое время и мобильный телефон  я себе не покупал. Считал, что он мне не нужен. Но уже в первом контракте на иностранном судне, Валя Криворучко, второй механик, рассказывал, что купил компьютер, и его десятилетний сын увлекся им и освоился. Я об этом не задумывался. На судах, где я работал до 99-го года, документацию мы либо писали ручкой, либо печатали на машинке. Афанасий, помню, купил электрическую пишущую машинку и очень ею гордился.

Вот в том рейсе, это 96-й уже был год, другой второй механик много мне рассказывал о возможностях компьютера. Помню небольшой совсем порт в Мраморном море, неподалёку от Дарданелл и развалин знаменитой Трои. Судно наше стояло недалеко от пляжа. И мы часто купались, поглядывая на грузовые стрелы и наблюдая за ходом грузовых операций. Много ходили пешком  по автодорогам, углубляясь в турецкую территорию, но к цивилизации так и не вышли. На пляже, впрочем, было небольшое кафе, в котором хозяин подавал пиво, вино и жареную скумбрию. Деликатес!

И Лёня Берзик, мой второй, мне говорил : «Купишь компьютер, не сможешь от него оторваться. Там такие игры! Сутками будешь сидеть! Но покупать компьютер я не спешил. Дорого было, и никакой необходимости я в нём не видел.

Через три года я улетал принимать новое судно – «Полидинамос». Экипаж был полностью наш, украинский. Капитан вёз с собой ноут-бук и к нему ещё клавиатуру от обычного стационарного компа, чем меня немало удивил. В том же году на дискете (кто помнит, что это такое?), нам прислали документацию – новые компьютерные формы, которые нужно было распечатать на листы формата А-4 и ежемесячно заполнять.

Взялись за это наши "спецы", штурмана, им по долгу службы положено это было делать. Распечатать-то распечатали, но с масштабом не угадали, и страницы наезжали одна на другую. Ничтоже сумняшеся, как изящно выражались наши грамотные предки, третий помощник капитана вооружился ножницами, канцелярским клеем, и с помощью ксерокса проблему решил, выдав всем ответственным лицам по пачке форм по заведованиям.

Нам оставалось только размножать их на том же ксероксе, и заполнять, врукопашную, или на машинке, кому как нравится. И три года мы так делали, несмотря на то, что посетивший судно суперинтендант посмеялся над нашей самодеятельностью и прислал вскоре уже нормальные формы, в нормальном масштабе.

Но в каюте у меня компьютера ещё не было в 2002-м, это я точно помню, и дома тоже ещё не было. А чужой компьютер - он чужой и есть, его даже включать страшно, по крайней мере, мне так было. Я с такой техникой и сейчас не очень-то дружу.

Впрочем, примерно в то время, мы домой компьютер купили, но им сразу же начала пользоваться дочь, а мне он был даже и не интересен. В компьютерные игры играть я до сих пор не научился, так что предсказание Лёни не сбылось. Фильмы тоже долгие годы я не смотрел, а когда купил себе за границей ноутбук, то закачал с помощью друзей в него сотни песен, и слушал их с удовольствием. И книги читал. Дома я купил диск "Библиотеки в кармане", на котором были размещены тысячи книг, которые можно было сортировать и по тематике, и по фамилиям авторов, и по названиям. Я тогда в рейсе много читал, и получал огромное удовольствие.

Через пару лет новый уже, и опять второй механик, перебросил мне специальную программу для чтения "Cool Reader". Программа облегчала чтение, придавала тексту вид книги на экране, увеличивала масштаб, и читать становилось легче и приятнее.

И судовой компьютер, по-моему, примерно в это время мне в каюту поставили,  компьютеризацию документации уже организовали по-настоящему, и вскоре я уже насобачился и отчёты на компьютере составлять, и телексы печатать, и заявки на снабжение, и, главное, распечатывать все документы на бумагу.

Но с интернетом я тогда ещё знаком не был, интернет на судах дорог, и кроме капитана, никого к нему не подпускают. А вот дома уже, имея собственный, а не дочкин, компьютер, я, под руководством сына, открыл себе ящик электронной почты, и вошёл на сайт "Одноклассники.ру". Нашёл в нём свою родную 49-ю, свой класс, и вуаля - даже нескольких одноклассников. И начали мы переписку, и с ними, и с другими знакомыми, сайт ведь только называется "Одноклассники", а там кто угодно есть, и группы всякие по интересам тоже.

Лет пять, наверное, это продолжалось, и то, потому только так долго, что я моряком был и надолго пропадал из поля зрения, не надоедал особенно. Ну, и вообще, моряк - это же экзотика, интересно. Фотографии я научился туда вставлять, цифровой фотоаппарат купил. Чуть ли не тысячу фото там разместил от нечего делать, кто хочет, заходите в гости, добро пожаловать.

Сам-то я давно это занятие бросил. И респонденты мои разбежались, надоел я им, да и самому осточертело. С 2014 года сайт настолько политизировался, что и заходить туда не хочется, все друзья поделились на два враждебных лагеря, и хорошо ещё если без прямых оскорблений обходится.

И вот тогда как раз я и зарегистрировался на нашем портале по-настоящему, совершенно не думая о литературной деятельности. Мне просто нравилось читать  современных авторов, пусть даже и не профессионалов. Потом и сам, неожиданно для себя самого, написал два-три рассказа, опубликовал их, и втянулся.

Хожу сюда, как на работу, причём работу любимую, никогда раньше у меня такой не было. Работу я ценил прежде всего за то, что за неё платят деньги, и платили мне последнее время немало. Но чтобы сидеть за компьютером, и строчить, как пулемёт, бесплатно... Этого я себе точно не представлял, и в страшном сне даже не видел.

Зачем я это делаю, большой вопрос. Публиковаться, печататься, у меня амбиций нет. Хотя, если бы кто-то из издателей сам предложил напечатать мои повести бесплатно, я бы, наверное, согласился. Именно повести, в которых мало что личного. Мемуары же мои... Нет, это явно не для книги. И миниатюры тем более. Это так - на злобу дня. "Утром в газете, вечером в куплете", - кажется Миров и Новицкий так пели, если кто помнит такую пару на эстраде.

Ну, вот то, например, что я сейчас пишу - кому оно интересно за пределами нашего сайта? А сайт наш, лично для меня, уже давно стал не просто местом для публикации своих опусов, а своеобразным клубом, в котором собрались любители литературы.
 
И люди, которые сюда пришли просто почитать, к клубу этому мало отношения имеют, пусть даже и сами пишут что-то. Клуб - для тех, кто обменивается своими мнениями, я так думаю.

Вот на днях написал мне человек рецензию. И что же он пишет? Пишет, что сам он профессионал, и для него наш сайт никакого интереса не представляет, и что между ними, профессионалами, "проза.ру" считается чем-то непотребным, неприличным, не помню точно, какое слово он употребил.

Я ему ответил, что, как профессионалу, сказать мне ему нечего, а сайт наш мне напротив, очень нравится, и попрощался навсегда. Сейчас поискал его рецензию и не нашёл. Ушёл, значит, назад к профессионалам с вещами.


Рецензии
"назад к профессионалам с вещами" - это сильно, Михаил!))
Кстати говоря, в наше время иногда трудно бывает обнаружить эту грань - между профессионалами и любителями (с точки зрения владения словом и художественных достоинств текстов). Так что пусть они нос-то не задирают!))

А за преданность сайту спасибо! Не часто встретишь человека, смело признающегося: "хожу сюда, как на работу, причём работу любимую, никогда раньше у меня такой не было". Обычно принято ведь Прозу ругать (иногда заслуженно)), разочаровываться в ней, закрывать свои страницы и т.д. А Вы вот не первый год уже и ничего - не разочаровались!))

Вдохновения, Миш, и лёгких строк!

Александр Тебеньков   24.11.2018 13:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! А с чего мне разочаровываться? Всё, что я написал, я имею возможность здесь опубликовать. Перечитать. Поправить. Иногда и убрать, но не на всегда. И друзья, благоприобретенные, помогают, то описки где-то увидят, то стилистические ошибки, то уклон в ненужные подробности. Бесплатная корректура и редактура. Морально, опять же поддержат, рецензии напишут, похвалят. Если сквозь зубы, я почувствую.
Это что касается своих текстов. Но я ведь сюда в первый раз зашёл в поисках литературы для чтения. И я её нашёл. На самые разные темы, в самых разных жанрах. Написанную с разной степенью мастерства, но всегда написанную с душой. А как иначе, здесь халтуру читать не будут, и денег за неё не платят. Одни только мемуары чего стоят! Интересно ведь прочесть записки людей, занимавшихся всю жизнь тем, о чём я никакого представления не имел. Вот поэтому и меня читают, я не думаю, что из-за особенного литературного мастерства.
И, самое главное, что я здесь нашёл - это атмосфера добра и взаимопомощи. Это - обратная связь, какую не получают авторы обычной, "бумажной" литературы. Это возможность и самому написать мнение о любой публикации. Не знаю, где ходят знаменитые "тролли". Меня они обходят стороной. Я благодарен всем авторам нашего сайта и всем своим читателям, известным и неизвестным. Благодарю, если дочитали до конца.

Михаил Бортников   24.11.2018 13:54   Заявить о нарушении
Хорошо, если так.
Да, по поводу обратной связи я абсолютно согласен - наверное, это главное достоинство сайта и есть!

Александр Тебеньков   24.11.2018 14:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.