Про собак

У моего коллеги старшая дочь намеревается стать кинологом. Удивительный выбор профессии по современным меркам! В разговоре об этом стали вспоминать, что мы и сами раньше были весьма неравнодушны к собакам, на что влияло, несомненно, и положение дел в обществе.

Собаководов была тьма! Держали у себя в квартирах не по одной, а по несколько крупных собак. Стоически выносили весь этот хаос и грязь, терпели вонь, шерсть, смирялись с ранними, утренними прогулками и многокилограммовой кормежкой. Держали овчарок, начиная от самых «безобидных» немецких, заканчивая среднеазиатскими и кавказскими, держали догов, московских сторожевых, сенбернаров, ротвейлеров, доберманов. В то время еще не было страшных бультерьеров, питбулей и стафтерьеров.
Собака была еще другом человека, была по-прежнему служебной, и хозяева относились более ответственно к дрессировке и воспитанию. Регулярно проводились выставки, о которых давали анонсы в газетах, печатались объявления о продаже щенков отдельной колонкой, существовала некая культура содержания животных, пусть и в неподходящих для этого условиях (я о наших малогабаритных, тесных квартирках).

Отдельной группой стояли охотничьи собаки. Больше всех было, конечно, лаек. Всегда умные и строгие, эти собаки удивляли своей активностью и безудержным темпераментом. У нас у друга была лайка, и когда мы гуляли с ней, мне кажется, мы постоянно куда-то бежали. У соседа сверху был русский спаниель Даур. До чего умный пес! Я очень его любил, всегда гладил его, а он, старый, с грустными глазами, всегда по-доброму, отзывчиво откликался на мои ласки. Были и расчудесные борзые с тонкими мордами и выгнутыми спинами, какие-то пугливые и глупые, была рыжая колли, такая же умница как Даур.

А еще были дворовые собаки. У них не было хозяев, но их все знали, подкармливали, присматривали. Эти собаки были воплощением добра! У нас таким псом был Мухтар. Если обычные собаки преданы хозяину, кому-то одному конкретно, то Мухтар всех людей считал хозяевами, всех слушался и всех любил. Это был крупный, пегий пес, помесь овчарки с кем-то, вислоухий, хвост калачом, добрый, с вечно улыбающейся мордой. Он даже не дворовый был, а районный. Все его знали, никто не боялся, с ним постоянно возились какие-то дети, и я не припомню, чтобы он хоть кого-то напугал или обидел.

Это ушедшее явление. На смену той собачьей братии пришли новые породы, более модные, дорогие. Стали появляться страшные бойцовские псы, с не менее страшными хозяевами, чау-чау и шарпеи – имиджевые собаки, которых ценили не за собачьи качества, а за эксклюзивность.
Позже отошла и эта мода, открыв дорогу недособакам, или собакам-клатчам. Существам, роль которых быть аксессуаром, украшением. Веяние времени, что поделать. Есть, правда, ощущение, что это собачье обмельчание есть символ и некоего человеческого, общественного упадка. Время гигантов ушло, а жаль.


Рецензии