И. Лажечников и Православие

Иван Лажечников – патриот России и Православия.

"Православная жизнь" - сентябрь 2017 года


    В сентябре исполняется 225 лет со дня рождения Ивана Ивановича Лажечникова (14./25.09.1792 – 26.06./08.07.1869) – «русского Вальтера Скотта», известного в первой половине 19 века в России и даже в Европе своими историческими романами… Лажечников был патриотом своей страны и ощущал себя православным человеком: в его текстах достаточно много деталей и нюансов, связанных с Православием.
В купеческой семье Лажечниковых ценилось просвещение, и уже в детстве Иван овладел французским и немецким языками. Он с 16-летнего возраста занимал различные чиновничьи должности, но одновременно посещал университетские лекции.

     В 1812 году, во время Отечественной войны, Лажечников  тайно сбежал из дома и вступил в Московское ополчение, а вскоре уже воевал в составе Московского гренадерского полка, приняв участие во многих сражениях. Он служил в армии до 1819 года и был уволен по состоянию здоровья в чине штабс-капитана. Во время службы Лажечников познакомился с известными литераторами – офицерами Ф.Н.Глинкой и Д.В.Давыдовым, а впоследствии – с поэтами В.А.Жуковским и А.С.Пушкиным. В начале своего творческого пути писатель создал «Походные записки русского офицера 1812, 1813, 1814 и 1815 гг.», в которых не было ненависти к побежденным французам. Так, И.И.Лажечников отдал должное храбрости защитников Парижа. И в дальнейшем он всегда следовал принципу национальной толерантности и веротерпимости.
 
        В 1820-ые гг. И.И.Лажечников занимал ряд крупных должностей в сфере просвещения в Пензенской и Казанской губерниях, а затем некоторое время жил в Москве, где серьезно увлекся российской историей. В 1830-ые годы Лажечников написал свои самые известные исторические  романы («Последний Новик», «Ледяной дом», «Басурман»), посвященные сложным и трагическим периодам русской истории.
Полное название первого романа И.И.Лажечникова – «Последний Новик, или Завоевание Лифляндии в царствование Петра Великого». Лажечников серьезно готовился к написанию этого романа: изучил источники, посвященные деятельности Петра I и Северной войне, в течение двух месяцев собирал местные предания в Лифляндии. В «Последнем Новике» впервые появляется излюбленный тип героя Лажечникова – бескорыстный и благородный романтик, пламенный патриот, для которого преданность Отечеству – высшая ценность. Это герой жертвенного типа, близкий христианскому идеалу.  Важно, что для Лажечникова патриотизм часто является оправданием персонажа и из враждебного лагеря. Иноземец, любящий свое Отечество, достоин всяческого уважения, хотя это и враг. Процитирую небольшой фрагмент из романа «Последний Новик», посвященный описанию религиозности главного героя: «Он нередко остaнaвливaлся нa пути своем, скидaл шaпку, кaк бы мыслил о святыне, осмaтривaлся кругом; кaзaлось, то любовaлся зрелищем Москвы, возносившей золотые глaвы своих церквей из бесконечного тaборa домов, то восторженным взором преследовaл блестящие излучины Москвы-реки и крaсивые берегa ее, то прислушивaлся к звону колоколов. (...) Вот он у ворот монaстырских осмaтривaется кругом; рукaми, дрожaщими более обыкновенного, творит крестные знaмения перед обрaзом божией мaтери (...)».

      В  1831-1837 гг. Лажечников являлся директором училищ Тверской губернии, и именно там был написан роман «Ледяной дом», посвященный царствованию Анны Иоанновны и ее фаворита герцога Э.Г.Бирона – «бироновщине».  Для текста романа важны упоминания «архипастыря, измученного пытками за веру в истину» - Феофилакта Лопатинского, являвшегося ректором Московской Духовной Академии, одним из руководителей Синода, а с 1727 года – тверским архиепископом. В 1728 году книга Феофилакта Лопатинского «Апокризм на ереси лютеранские и кальвинские» вызвала недовольство Бирона. В результате Феофилакт был лишен сана, подвергнут пыткам и заточен в одном из монастырей. В 1740 году он был освобожден, но вскоре скончался. Конечно, во время пребывания в Твери Лажечников слышал много легенд о Феофилакте. Например, во время неурожая 1734 года он оказал неимущим горожанам Твери множество благодеяний, и память об этом была жива во времена пребывания Лажечникова в городе. Согласно роману И.И.Лажечниова, архиепископ был арестован за то, что «не хотел отложиться от убеждения, проникшего в ум и сердце его, но неприятного временщику, был схвачен от священнодействия в полном облачении и брошен в Петербурге в смрадную темницу». Образ Феофилакта Лопатинского в романе Лажечникова – это образ героя, христианского подвижника и страдальца за русскую землю. Панегирик Феофилакту в романе произносит поэт В.К.Тредиаковский: «Вот человек – ирой…Отрекся ли он от своей веры, лишенный посоха своего, церкви, божьего света, воздуха, изгложенный червями и болезнями? Вымучили ли из него пытки хотя одно слово против его совести?.. Его бы славить, его бы воспевать!..».

     Третий исторический роман Лажечникова («Басурман») был посвящен эпохе создания централизованного Московского государства в конце 15 века. Писатель показывает сложную судьбу иноземцев, приехавших на Русь. Например, «врача-немчина» Антона, казненного  по наговору. Изображен в романе и итальянский архитектор Аристотель Фиораванти – создатель легендарного Успенского собора в Москве.  В 1859 году «Ледяной дом» был переведен на французский язык А.Дюма-отцом.

     В 1853 году, будучи витебским вице-губернатором, Иван Лажечников неоднократно по служебным делам посещал Двинск-Динабург. Судя по всему, в Витебске Лажечников скучал по Твери. Тональность ностальгии присутствует в его письмах: в Тверском Отроче монастыре  была похоронена первая супруга писателя. Но и Витебск дал писателю много новых впечатлений и знаний. Например, это заметно при внимательном прочтении малоизвестного романа Лажечникова «Внучка панцирного боярина», посвященного временам польского восстания в Польских Инфлянтах (позднее – Витебская губерния). В этом романе Лажечников внимателен к феномену латгальского старообрядчества. Старообрядцы охарактеризованы им так: «Народ трезвый, фанатически преданный своей вере». В последнее десятилетие жизни И.И.Лажечников активно писал мемуары.

       В своем завещании Лажечников написал: «Состояния жене и детям моим не оставляю никакого, кроме честного имени, каковое завещаю и им самим блюсти и сохранять в своей чистоте». И.И.Лажечников был похоронен на территории Новодевичьего монастыря в Москве (слева за Смоленским собором).


Рецензии