Садовая чека

Кольцо — чека гранаты. Дёрнешь, и взорвался… Так бывает, когда хочешь узнать правду. Узнать можно — только выжить с ней нельзя.

Об этом фильм Алексея Смирнова «Садовое кольцо».

Вообще-то, говорят: голова садовая! И узнав о пропаже сына, Вера Смолина — его мать — будто просыпается от комы, пытаясь узнать — чем же он на деле жил. Выясняется, что она ничего о нём не знала. Ни занятий, ни друзей… И не имеет представления, где его искать… подозревая в похищении то домработницу (для шантажа) — то собственную мать, то мужа! Не потому, что не любила сына — а из-за окружавшей её лжи.

Лгут все!

Жизнь Веры — враньё, от начала до конца. Обманывает муж, изменявший с Вериной сестрой. Сестра, совращённая в малолетстве тем же мужем. Домработница, познакомившая с психически больной дочерью Лидой Вериного сына. Та же Лида — думающая только о деньгах. Мать Веры, знавшая про обман и избранницу внука… Муж — банкрот! Мнимое богатство.

При том, что сама Вера — практикующий психотерапевт.

Специалист по чужим женским травмам.

Своей она не замечает… ей комфортно!

Сына Вера потеряет именно в тот момент, когда найдёт. Жить с его правдой ей придется всю оставшуюся жизнь. Чтобы не открывать ни банкроту-мужу, ни матери, ни беременной сестре (ещё один ребёнок-жертва?)…

И сын Илюша, люто ненавидевший семейное притворство, становится таким же. Словно побег был средством свершить грех — чтоб лгать, наравне с семьёй. Катарсиса не произошло. Откровение не состоялось. Правда открылась… и навек закрылась! Зато ложь окрепла и вернулась к началу. Но более чудовищная, отняв будущее навсегда…

Поколение потерянный детей. Так лучше бы всё осталось — как и прежде?

- Думаете, отдадите сына нам и мы будем исправлять? — говорит в конце следователь Вере, — сами исправляйте!

- Да-да, он уже ищет работу, — отвечает та.

Анна Козлова — талантливейший сценарист, проговаривает суть фильма в первых кадрах: дети матерей, испытавших семейное насилие, повторяют их судьбу. Саму Веру в детстве пытался убить пьяный отец, спрыгнув с ней с 5-го этажа… а Лиду, ещё ребёнком, мать прижала ухом к горящей газовой конфорке. Илья спроецировал на неё мать? Выбор был предопределён? Никто не виноват!

Все герои — жертвы.

Семейный портрет в финале доказывает: ничего поменять нельзя.

Лишь ждать, когда взорвётся новая граната?

Садовая - потому что райский антураж.


Рецензии