Д. Балашов и Православие

Дмитрий Балашов: «...По завету братней любви!»

 "Православная жизнь" - ноябрь 2017 года


       7 ноября исполняется 90 лет со дня рождения Дмитрия Михайловича Балашова – автора известных исторических романов, филолога-русиста и общественного деятеля.

       Отцом писателя был поэт и актер Михаил Михайлович Кузнецов, который, в частности, сыграл эпизодическую роль в легендарном фильме «Чапаев». Он умер во время Блокады Ленинграда. Мать писателя, Анна Николаевна Васильева, была художником-декоратором.
 
      В свое время Д.М.Балашов окончил Ленинградский театральный институт им. А.Островского, учился в аспирантуре Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии Наук СССР. Балашов был известным ученым-фольклористом. Например, он предпринял несколько экспедиций на Север, издав несколько научных сборников: «Народные баллады», «Русские свадебные песни», «Сказки Терского берега Белого моря»... Около 11 лет Д.М.Балашов жил в деревне Чеболакша на Онежском озере и вёл обычную крестьянскую жизнь (1972 – 1983). Но писатель был вынужден переехать в Великий Новгород после того, как его дом сгорел. У Дмитрия Балашова было тринадцать детей: возрастная разница между старшим и младшим сыновьями составляла 39 лет.

       Д.М.Балашов достаточно поздно стал заниматься художественным творчеством, и его первая повесть («Господин Великий Новгород») была опубликована лишь в 1967 году.  В ней очень ярко была изображена жизнь новгородского общества  XIII века. После этого Балашов достаточно долго успешно совмещал литературную и научную работу. Его новым успехом стал роман «Марфа-посадница» (1972), рассказывающий о присоединении Новгорода к Московскому Великому княжеству в 1470-ые гг.  Но главное достижение Д.М.Балашова как исторического романиста - его цикл романов «Государи Московские», писавшийся с 1975 до конца жизни писателя и включающий в себя книги «Младший сын», «Великий стол», «Бремя власти», «Симеон Гордый», «Ветер времени», «Отречение», «Похвала Сергию», «Святая Русь», «Воля и власть», «Юрий» (роман не окончен)... Цикл охватывает внушительный временной отрезок (с 1263 до 1425 года).

      Балашовские романы написаны на высоком художественном уровне, и писатедь учитывал малейшие языковые нюансы, связанные с особенностями изображаемой эпохи.  Цикл «Государи Московские» начинается так: «Горели деревни. Ветер нес запах гари, мешавшийся со смолистым сосновым духом и медовыми ароматами лугов... От этого легкого и горького привкуса першило в горле и сухо становилось во рту, ибо это был запах беды». Очень ярко и образно... В романе «Похвала Сергию» Дмитрий Балашов писал: ««Дай, Господи, обрести силы для задуманного днесь труда! Это не предисловие, это молитва. Дай, Боже Господи, мне, человеку неверующей эпохи, описать человека верующего! Дай, Господи, мне, грешному и земному, описать человека неземного и безгрешного. Дай, Боже, совершиться чуду! Ибо это подлинное чудо: суметь описать человека, столь и во всем и по всему высшего, чем я сам, человека, на такой высоте стоящего, что и поглядеть на него раз - уже закружится голова. Дай мне, Господи, поверить, а ведь я не верю, ничему не верю, что было с ним чудесного и чем был он сам. Не верю, но знаю, что был он, и был такой, и даже лучший, чем тот, что описан в «Житиях», ибо даже и в житиях не видно его дел духовных, его непрестанных дум, не видно света, исходящего от него, а лишь то, что освещал он светом своим. Видны плоды произросшие, и не видно, не дано увидеть творения плодов. Дай, Боже Господи, свершить невозможное! Дай прикоснуться благодати, дай прикоснуться хотя бы края одежды его! Ибо в нем - Свет, в нем - Вера, в нем и из него - моя Родина». По мнению профессора Новгородского университета Владимира Тюрина, балашовской идеей «на всю жизнь стали защита и пропаганда исконно русского, незамутненного так называемой цивилизацией...»

       Во многих романах Д.М.Балашова с любовью и внутренним  трепетом  выражены ключевые ценности Православия. В романе «Младший сын» Дмитрий Балашов писал: «О, светло-светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами удивлена ты еси: озерами светлыми, реками многоводными, святыми кладезями местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми разноличными, птицами бесчисленными, городами великими, селами красными, садами обительными, домами церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами гордыми - всего еси исполнена земля Русская, о, правоверная вера христианская!» В этом романе Д.М.Балашов вкладывает в уста своего персонажа – митрополита Серапиона такие мысли: «Кому сбираете богатства свои? Кто, окаянный, помыслит, яко наг родился и наг отходит, ничто же с собою не возможет унесть? Кто любодей из вас - не престанет и того деяти; сквернословец и пьяница своего обычая не покинут... Как же утешусь, видя вас от Бога отлучаемых? Како обрадуюсь?» Православный читатель многое может почерпнуть из балашовских романов. Вот, например, ещё одно размышление Д.М.Балашова из романа «Младший сын»: «Долог путь от слова к сердцу и от сердца к слову. И сколь легче откупиться от совести свечой, вкладом или иным приношением, чем жить по завету Христову, по завету братней любви!»
 
        В романе «Великий стол» содержатся глубокие мысли писателя о духовном смысле человеческой жизни: «Человек создан для того, чтобы всю жизнь трудиться, преодолевать мертвую косноту неодушевленной персти, в поте лица своего добывая хлеб свой. И не сожидай, смертный, ни воздаяния за труды свои, ни славы, ни даже справедливости (все это может и быть и не быть, и все это равно ничтожно), ибо и воздаяние, и справедливость - в тебе самом. Они уже даны тебе свыше, но не к смертному телу твоему и не к бренным делам быстротечной жизни должно их прилагать. Воздаяние твое - в душе твоей, а не вне ее, в духовном и незримом, а не в зримом и вещественном. В том, что называют красотою души. Она же, красота эта, в рубище и в безвестии даже и паче сияет, нежели в драгих портах, середи расписных хором».

      17 июля 2000 года Дмитрий Балашов трагически погиб: он был убит у себя дома в деревне Козынево. Похоронили Д. М. Балашова на кладбище Зеленогорска под Санкт-Петербургом, рядом с матерью. После похорон писателя новгородский поэт Руслан Дериглазов сказал:  «Дмитрия Балашова похоронили в рубашке-косоворотке, а я его представляю лежащим в кольчуге и шлеме, а рядом меч. Потому что этот человек был воином, всю свою жизнь он боролся со злом. Зло неоднократно пыталось убить его. И вот подвернулся случай...»

               


Рецензии