В. Верещагин и Православие

Православие в жизни и творчестве Василия Верещагина.

"Православная жизнь" - октябрь 2017 года


    В октябре исполняется 175 лет со дня рождения Василия Васильевича Верещагина – легендарного русского художника-баталиста, известного во всём мире уже при жизни, среди поклонников творчества которого были И.Тургенев, Ф.Лист, М.Мусоргский... Верещагин изображал жестокую правду войны, этим повлияв на развитие пацифистского движения, и был выдвинут кандидатом на присуждение первой Нобелевской премии мира.

Василий Верещагин родился 14(26) октября 1842 года в Череповце, в дворянской семье. В детстве будущий художник часто бывал в доме дяди, в селе Любец. Настоящим шедевром искусства мальчику казался запрестольный образ «Воскресение» в Любецкой церкви, созданный местным художником. Впоследствии Верещагин вспоминал: «Как только открывались царские двери, я буквально впивался в этот образ; сам же художник, его написавший, казался мне мифическим существом». Впоследствии на своих картинах В.В.Верещагин нередко изображал небольшие деревянные православные храмы. Нравилось мальчику и читать иллюстрированную Библию.
 
В девятилетнем возрасте Василий  поступил в морской кадетский корпус. (Санкт-Петербург). Однажды родители приехали навестить Василия и его братьев, учившихся там же. В воспоминаниях художник писал, что это доставило ему не только радость, но и огорчения. Например, он стыдился, когда родители приходили на службу в церковь морского корпуса. Отец требовал, чтобы учившиеся в корпусе сыновья подошли к нему, ставил их рядом по возрастному «ранжиру», что вызывало насмешки других кадетов.  Отец Верещагина, имевший привычку петь вместе с дьяконом и пономарем в деревенской церкви, пытался делать то же и в церкви морского корпуса, подтягивая хорошо спевшемуся хору под руководством регента.  В число дорогих верещагинскому сердцу воспоминаний времен кадетства вошло празднование престольного праздника на Козьму и Дамиана в начале июля, в родной деревне Верещагиных. Праздник проходил около деревянной часовни, стоявшей на холме на территории верещагинской усадьбы, в полуверсте от деревни, среди ржаного поля. Тот праздник запомнился водосвятием, кроплением святой водой скота, обильным угощением, которое предназначалось для крестьян и их семей.

После окончания морского корпуса В.В.Верещагин учился в санкт-петербургской Академии художеств, а некоторое время – в Парижской академии. В конце 1860-ых гг. Верещагин осознал своё призвание художника-баталиста: он не только часто бывал в зоне боевых действий, но порой принимал непосредственное участие в боях, проявляя чудеса храбрости. Несколько раз художник был ранен.
 На рубеже 1883-84 гг. Верещагин с женой выехал в путешествие по Сирии и Палестине для посещения святых мест и рисования этюдов, чтобы потом создать цикл картин о зарождении христианства. Художник описал своё путешествие в одном из очерков. Верещагин стремился запечатлеть в этюдах все самое примечательное. Например, место, где расположены могилы патриархов, Верещагин писал с крыши дома, находившегося позади гробницы. Евангельский цикл составили шесть картин: «Святое семейство», «Иисус с Иоанном Крестителем на Иордане», «Иисус в пустыне», «Христос на Тивериадском озере», «Пророчество» и «Воскресение Христово». В России эти картины никогда не демонстрировались, были проданы художником за рубежом и нередко вызывали критическую оценку со стороны представителей Церкви. Например, на полотне «Христос на Тивериадском озере» Иисус изображен стоящим в парусной лодке. На него смотрят люди, собравшиеся на берегу. В целом общее настроение картины - вполне благостное. Но незначительный масштаб изображенного в лодке Мессии вызывал вопросы и критику, тем более что подобный подход к изображению Христа доминировал и на других полотнах художника. И подобных примеров можно привести много.

      Верещагин достаточно часто путешествовал по миру, но любил бывать и в русской провинции, где особое внимание уделял памятникам древнерусского церковного зодчества. Историк Михаил Семевский писал о Верещагине: «Мольберт его с полотном и красками появлялся то в музеях, то в храмах, то в монастырях, то на паперти церковной в виду какого нибудь характерного входа...». Среди многочисленных верещагинских знакомых был И.А.Шляков – ростовский археолог, хранитель местного церковного музея, художник-любитель, автор книги «Путевые заметки о памятниках древнерусского церковного зодчества». Шляков давал знаменитому художнику рекомендации по поводу посещения тех или иных архитектурных красот. Верещагина особо очаровала небольшая церковь XVII века в деревне Ишне, расположенной в трех верстах от Ростова, и он запечатлел ее на трех этюдах. А в Ярославле Верещагин работал над картиной «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль». М. Семевский вспоминал: «Надо было послушать Василия Васильевича, с какой живостью и воодушевлением говорил он, в виду этого прекрасного памятника старинного русского зодчества, о старинном искусстве, о даровитости тогдашних зодчих, создававших храмы, художников, рисовавших образа, украшавших внутренности церквей почти без руководителя...».  Бывали и разочарования. Например, по рекомендации одного костромского священника художник решил посетить древний монастырь в Макарьеве, на реке Унже, но это путешествие его не порадовало. В монастыре кое что обновили, отреставрировали, но, по мнению Верещагина, лишь нанесли урон первозданной красоте. Среди кучи  мусора на колокольне он обнаружил несколько образов и остатки прежнего иконостаса, а также резные рамы для икон старинной работы: их решили заменить новыми.  Верещагин с возмущением писал: «Надо еще раз подивиться безвкусию людей, без нужды разрушавших то, что с верою, любовью и смыслом создано было в наших церквах 250–300 лет назад, и заменивших это безвкусно раззолоченною работою французско римско византийско доморощенного стиля рыночной выделки».

     В.В.Верещагин погиб 13 апреля (31 марта) 1904 года, во время русско-японской войны: броненосец «Петропавловск», на котором находился художник, подорвался на мине. Творческое наследие Верещагина по-прежнему популярно во всем мире. В 2005-2006 гг. В Нью-Йорке, в музее Гуггенхайма, была развернута масштабная экспозиция русской живописи, и тысячи зрителей, как и при жизни художника, потрясенно замирали перед наполненным скорбью верещагинской картиной «Панихида», центром которой является фигура священника, совершающего на бескрайнем поле обряд прощания с русскими воинами...


Рецензии