Про деда

Сидели на крылечке ,возле куста мяты, в его плотном аромате,смешанным с облаком пряного запаха цветов  сада и скошенной травы,дед достал из нагрудного кармана рубашки папиросы и спички, отсыревшие они сразу не решились зажечься,повозился  несколько,наконец затрещал табачный огонек ,дед затянулся глубоко и с наслаждением выпустил из себя долгую ,густую струю еденького дыма,лицо его утомленное и суровое смягчилось,он посмотрел на меня ,улыбнулся довольно и спросил:
-Ну,что,устал,сегодня день трудный был.
-Да не,не устал,не много только,-ответил я ,разгоняя комаров,которых под вечер стало страсть как много,не успеешь сесть ,как они бросаются со всех сторон.
Дед сидел будто его не кусали,хотя  на руках и на шее застыли кровяные шарики раздувшихся комаров, а он и бровью не вел,втягивая и выпуская папиросный дым с мечтательным выражением.Дед начинал работать в росу ,когда еще солнце толком не поднялось и дома появлялся только на обед,поев не спеша ,с расстановкой ,очень основательно и выкурив папиросу, уходил до вечера.Поужинав  и особым ,летним ритуалом выпив чаю из стакана, в резном,золоченом подстаканнике с журавлями,в который прежде клал клубнику с грядки  ,долго мял ее и растирал, сверху клал мятный лист,потом сыпал грузинскую заварку и заливал кипятком.Ожидая настоя покряхтывал, вытянув ноги на его только стуле,на который никто не садился ,был это  дедов стул,затем  он как во все другие погожие вечера выходил из дому,садился на крыльцо и закуривал папиросу с удовольствием , сидел подолгу и я часто присаживался рядышком.Густились сумерки, высыпали первые звезды и выкатился перламутровый шарик робкой еще луны, вспыхнула драгоценными камешками роса на траве.
-Нам с тобою Коля ,-сказал дед,плюнув в ладонь и гася о нее папиросу,-надо завтра забор поставить ,там ,позади и кивнул головою в сторону,-я бы сам ,да одному трудно.
-Деда ,я помогу ,ты говори только ,что надо делать.
-Спасибо,- ответил он и шлепнул  ладонью по комару на шее,на том месте появилось пятно,бурое на темно загоревшей коже.
Деда,скажи,а что там вон за звезда,-спросил я, показывая на яркую и крупную, бриллиантом льющую звезду у самого горизонта, приклеенную к чернеющему небу.
-Это полярная звезда,отозвался он,по ней ориентироваться хорошо,когда в пути,она север показывает.
Долго сидели молча,дед был задумчив,он обхватил колени руками и погрузился куда то глубоко,а я смотрел в небо ,оно становилось темнее и темнее,словно его закрашивали не спеша в черную палитру и чем больше его красили , тем больше становилось звезд,словно небо это пленка которую проявляют в лаборатории и на которой является постепенно изображение.  
-А знаешь,вдруг спросил дед ,вернувшись из глубины дум,-какие созвездия бывают.
-Нет,сказал я ,хотя конечно давно уже знал про то ,что  звезды еще древними были обращены в созвездия,но мне нравилось как дед рассказывает про звёзды,про разные планеты и завораживающие тайны космоса,он делал это неспешно,подбирая слова,между которыми были значительные промежутки,его мягкий голос был похож на голос ,какой должен быть у звездочета  и звучало это, как сказывают сказку.
-Посмотри,-говорил он с паузами,вытянув руку и водя указательным пальцем-видишь ,вон ,только смотри внимательно,там выстроились звезды , я смотрел зажмурив один глаз на его ноготь ,что бы увидеть, казалось ,что палец скребёт небо и вот вот проткнет его,-сколько там звезд,как думаешь?
-Деда,я вижу четыре.
-Посмотри внимательно еще раз.
Смотрю опять и вижу только четыре.
-Это созвездие Большая Медведица ,похоже на ковшик,в нем семь звезд,просто не так темно еще и они не все сразу  видны,а рядом смотри ,видишь,созвездие Малая  Медведица,там звезд побольше,оно тоже на ковш похоже.
-Да,деда вижу,соврал я,хотя кроме нечаянно рассыпанных звезд ничего не разобрал толком.Деда,-спросил я ,а,сколько там звезд?
-Дед задумался,довольно долго молчал,потом ответил,- точно не скажу,но побольше чем у Большой Медведицы


Рецензии
Что может быть лучше, чем сохранить в себе, как этот дед, чувство прекрасного..

Вячеслав Александров 2   18.12.2018 12:29     Заявить о нарушении