Двоение призрака, или Ансельм на мосту

                ...Вдруг: виденье гробовое,
                Внезапный мрак иль что-нибудь такое...
                А. Пушкин. "Моцарт и Сальери"



Творческий акт, то есть такое действие, которое нарушает данность в пользу возможности, вероятно, должен подразумевать выход за пределы "естественной" и "нормальной" обыденности (которая, однако, не является ни нормальной, ни естественной, – спросите Ансельма!), с её сугубо практической "достоверностью", как известно, данной нам в ощущениях и не зависящей от нашего сознания (см. выше: студент Ансельм, мост, стеклянная банка), с перемещением творца в область содержания и уже из этой области творящего новую форму (и новую обыденность). Для того, чтобы туда, в эти эмпиреи, заглянуть, необходим проводник "оттуда", что-нибудь вроде Вергилия, или призрака в начале шекспировского "Гамлета". Гамлет (кстати, они оба Гамлеты: покойный король и его сын, принц) постигает недостоверность данности, выйдя за границы фактов и перейдя на почву, твёрдость и надёжность которой не подлежит инспекции рассудка. По мнению большинства свидетелей его последующих поступков, Гамлет-два сошёл с ума. Зачем нужно было удваивать Гамлетов? А кто говорит, что их два? Один, только один... Призрак, он и есть призрак... знак, семиотический дубль, функционирующий в новой для прежнего принца знаковой системе, где всё не так. Здесь следовало бы говорить не о двоении Гамлета, Гамлет не водка, а об удвоении реальности, данной на этот раз уже не в ощущениях, а в продуктах сознания. Свихнулся ли принц? Вопрос сложный. С одной стороны, он и сам что-то такое подозревает за собой, бедолага, какое-то нарушение логических связей ("порвалась связь времён" и есть нарушение выстроенной в синхронии логики бытия, в связи последующего с предыдущим). С другой стороны, ведь сознаёт же нетождественность ночного призрака отцу-королю, чему подтверждение характер их беседы: навряд ли реальный Гамлет говорил бы с отцом и государем с такой непочтительной иронией ("Ты славно роешь землю, старый крот" и др.); значит – понимал, что Гамлет-один есть бред и видение... что их отношения условны и кратковременны, а Шекспир, то ли есть он, то ли нет и не было никогда, – да и это тоже несущественно. Ведь, по ту сторону – могилы, рампы, за пределами ансельмовой банки – дуализм реальности снимается как временный, и уходя по диахронической вертикальной оси, Гамлеты перестают существовать как самостоятельные фигуры. Они и есть всего лишь иконы самосознания, и даже "иконки": кликни – и увидишь, что будет...


15 ноября 2018 г.


Рецензии