Раскол на Украине

Автокефалия на Украине / 12.11.2018

Глава ОВЦС МП митрополит Иларион прокомментировал заявления ряда иерархов Фанара по поводу украинской автокефалии …
 
В субботу, 10 ноября, в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой, сообщает Отдел внешних церковных связей.

В частности, речь зашла об автокефалии на Украине. «Мы уже говорили в нашей передаче, - напомнил он, - что для президента Украины Порошенко тема «автокефалии Украинской Церкви» – это спасительная соломинка, за которую он пытается держаться, чтобы остаться у власти на второй срок. На фоне отсутствия успехов как по политической, так и по экономической линии, на фоне глубокого экономического кризиса, в котором не без вины этого президента находится в настоящее время Украина, ему нужны какие-то громкие успехи, чтобы хоть немного поднять свой рейтинг, который сейчас очень низок. Поэтому так называемое дарование автокефалии Украинской Церкви превратилось уже в многомесячное шоу, необходимое для того, чтобы поддерживать внимание избирателей».

«Очередной шаг на пути к предоставлению автокефалии – это соглашение между Патриархом Варфоломеем и президентом Порошенко, которое носит рамочный характер. В документе речь идет о сотрудничестве украинского государства и Константинопольского Патриархата в деле создания Украинской автокефальной церкви. Там закрепляются определенные привилегии Константинопольского Патриархата, а именно то, что в Киеве у него будет ставропигия, которая станет осуществлять своего рода контрольные и координирующие функции по отношению к создаваемой автокефальной церкви», - пояснил митрополит Иларион.

«Все это направлено на то, чтобы такая церковь была создана, - считает он. - Сейчас уже есть сведения о том, что 21 или 22 ноября состоится так называемый объединительный или учредительный собор, в котором должны будут принять участие все раскольнические лжеепископы. Они изберут главу создаваемой под эгидой Константинополя «автокефальной церкви». Это не будет Филарет Денисенко, потому что он слишком одиозная личность. И этой новосозданной структуре Константинопольский Патриарх вручит «томос» об автокефалии».

«Филарет Денисенко, со своей стороны, отчаянно пытается сохранить свои полученные незаконным путем привилегии, - отметил иерарх. - В частности, он хочет иметь титул «почетного патриарха Киевского и всея Руси-Украины», а также возглавлять синод этой «церкви» при том, что управлять ею будет другой человек. Не знаю, насколько это все осуществимо, но во всей истории с дарованием так называемой автокефалии очень много эквилибристики. Украинским раскольникам необходимо, с одной стороны, вписаться в семью Православных Церквей, а с другой стороны – сохранить лицо».

Митрополит Иларион отметил, что Денисенко не был готов к тому, что его оставят за бортом. «Но у Порошенко – свои цели. Филарету Денисенко скоро исполнится 90 лет, и я думаю, что им просто решили пожертвовать, прежде всего, для достижения заветной цели – украинской автокефалии ради повышения рейтинга президента Порошенко», - полагает он.

«В последние годы Константинопольским Патриархатом озвучивалась совершенно фантастическая теория, согласно которой там, где с его точки зрения существует юрисдикция Константинопольского Патриархата, под нее как бы автоматически подпадают все епископы, даже если они этого не признают или не сознают. Около двенадцати лет назад, - вспоминает владыка, - в Великобритании епископ Московского Патриархата Василий Осборн испытывал трудности в окормлении своей паствы. И он решил найти прибежище в Константинопольском Патриархате. Существует практика, согласно которой если епископ или клирик переходит из одной Церкви в другую, он должен получить от своей Церкви отпускную грамоту, на основании которой и принимается в другую Церковь. В том случае никакой отпускной грамоты не было – Константинополь просто его принял. Нам было сказано, что поскольку вся диаспора, включая Великобританию, Францию, Германию, Америку, Австралию, Южную Америку, с точки зрения Константинопольского Патриархата, является его владениями, то любой находящийся на этой территории епископ, даже если это иерарх, например, Русской или Сербской Церкви, на самом деле является епископом Константинопольской Церкви, только он это не сознает».

«Сегодня Константинополь провозгласил, что Украина является его канонической территорией и всегда была таковой, хотя 300 с лишним лет они об этом не вспоминали, - отметил он. - А значит, с их точки зрения, Московского Патриархата на Украине не существует, а существуют только епископы Константинопольской Церкви, которые либо это сознают, либо нет. Есть такая пословица: если Бог хочет наказать кого-то, то отнимает у него разум. Те иерархи Константинопольского Патриархата, которые озвучивают подобные идеи, чтобы оправдать свои беззаконные раскольнические действия, мне кажется, вполне попадают под эту пословицу».

«После того, как произошел разрыв между Москвой и Константинополем (а это, как мы всегда подчеркиваем, был вынужденный шаг, на который нас вынудили раскольнические действия Константинополя), к нам стали поступать многочисленные письма от русских людей, проживающих в Турции, - рассказал владыка. - В Турции у Константинопольского Патриархата, по самым оптимистичным оценкам, насчитывается около двух тысяч верующих, тогда как русскоязычных людей сейчас в этой стране десятки тысяч. Это и русские, которые туда перебрались на постоянное место жительства, и те, кто приезжает туда отдыхать, это наши русские женщины, вышедшие замуж за граждан Турции. В таких городах, как Стамбул, Анталия, Алания, Анкара, сейчас проживает большое число русских, и они нас спрашивают: в какие храмы нам ходить? Сейчас им ходить некуда, потому что в Турции имеются только храмы Константинопольского Патриархата».

«Конечно, - продолжил он, - Русской Православной Церкви придется заняться пастырским окормлением наших верующих в Турции. Раньше мы им говорили: ходите в храмы Константинопольской Церкви. Мы пытались наладить вместе с Константинопольским Патриархатом пастырское окормление русскоязычных верующих. От нас поступали предложения: давайте будем присылать священников из Русской Церкви, которые, поступив в вашу юрисдикцию, станут помогать вам окормлять наших верующих. Но Константинополь всегда от этого отказывался. Сейчас, в ситуации разрыва, у нас не будет иного выхода, кроме как направлять священников Русской Православной Церкви для пастырского окормления наших верующих. И это будет продолжаться до тех пор, пока Константинопольский Патриарх будет находиться в расколе».

«В каждом конкретном случае это будет решаться по-разному, так же, как это происходит в Западной Европе и в других странах, - пояснил митрополит Иларион. - Просто если раньше мы говорили, что Русская Православная Церковь не посылает туда своих священников, потому что это территория Константинопольского Патриархата, то сейчас мы этого сказать не можем, поскольку Константинопольский Патриарх находится в расколе».

Ведущая телепередачи Екатерина Грачева рассказала, что приход православного храма Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции заявил о своем переходе из юрисдикции Константинопольского Патриархата в Русскую Зарубежную Церковь (РПЦЗ). «Кто еще перешел из юрисдикции Константинополя?» - спросила она.

«Думаю, это начало тех потерь, которые будет нести Константинополь в связи с тем, что он встал на путь раскола. И, конечно, очень многие священники и миряне, а также целые приходские общины в разных странах мира сейчас озабочены ситуацией, сложившейся из-за грубейшего нарушения Константинополем церковных канонов. Есть священник в Америке, который служил, если не ошибаюсь, 30 лет в юрисдикции Константинополя, а когда произошел этот разрыв, сказал, что не может больше продолжать там служить, и обратился к нам. Я думаю, что таких случаев будет немало», - заключил владыка.


Рецензии