За всю родню

В начале 1990-х годов, когда я приехал в Белокуриху как-то разговорились о родословном древе, а у мамы с Клавдией была память хорошая, вот они всё мне рассказали: кто от кого произошел, в каком году жили - всё это я записал, кое что добавил с рассказов родственников, а потом составил график - родословню, распечатал  и всем разослал.

По этому родословному графику составил себе этот помянник и каждый день поминаю по нему, на каждой проскомидии за всех вынимаем частицы, меня мама просила, чтобы я молился за живых и усопших, что и выполняю. От нашего монастыря на расстоянии 6-15 км расположены несколько деревень, наших иеромонахов приглашают к тяжело больным, чтобы их исповедовали, соборовали и причастили, а к усопшим на их "отпевание".

Чтобы усопших помянули в монастыре на братской трапезе, иеромонахам дают поминальную трапезу - в основном пироги. Перед тем как приступить к поминальной трапезе, каждый про себя поминает: "Упокой, Господи, душу усопшего(ей) раба(ы) Твоего(ея) (имя) и прости ему(ей) все согрешения вольные и не вольные и даруй ему(ей) Царствие Небесное". За каждой  трапезой так помянаю усопших сродников и всех православных христиан, хорошо бы чтобы и все привыкли так молиться.

Переход в вечную жизнь бывает различной у праведников и грешников. Души праведников радуются, когда за ними приходят ангелы. Интересная была смерть моего деда Тимофея по маминой линии.

Мама рассказывала, что он был тихий, спокойный, всем помогал; если его о чем-то просили никогда не отказывал, если что брали и не возвращали - не обижался, говорил: "Бог с ними".
Мама говорила, что за такую жизнь с односельчанами, его в 1930-е годы "не раскулачили". Во времена НЕПа у бабушкиных братьев Григория и Феодора был магазин, а начинали торговать в бане: нитками, иголками, булавками и всякой мелочью, в банный день весь товар убирался, баня использовалась по назначению.

Потом товарооборот увеличился и дедушка Тимофей на лошади возил на продажу товар из Казани, дела пошли еще лучше, они построили магазин из кирпича, в селе Ивановка у помещика купили много земли (помещик, видимо, уже знал, что наступают другие времена, вот и распродал все и вовремя уехал).

А у Григория и Феодора всё отобрали, а самих с семьями сослали в Магнитогорск, на строительство металлургического комбината или "магнитки", так его тогда называли, в качестве бесплатной рабочей силы.

Дедушка прожил в деревне до 1948 года, утром 10 марта встал рано, было ещё темно и говорит бабушке: "Мария, я сегодня умру", бабушка стала плакать приговаривая: "Как же я одна останусь?" Он ей сказал: "Не ты только одна, вон у скольких соседей не вернулись с войны мужья, живут ведь, вот и ты также будешь жить".

Пойду, говорит, попрощаюсь с хозяйством, обошел задний огород, в конце огорода и сейчас растут ветлы посаженные им, прошел в передний огород, спустился к речке Имели, которая протекает тут-же, во дворе попрощался со скотиной и вернулся домой. Бабушке велел печь пироги и чтобы позвали попрощаться дочерей Вассу и Елисавету, которые жили в соседних деревнях и родных.

 Два сына их Игнатий и Иоанн пропали без вести в первые дни войны. Третья их дочь Мария (наша мама ), жила в 60 км от них, поэтому её и не звали. К обеду собрались все приглашенные, не было только старшей дочери Вассы , дед послал внука Иоанна залезть на крышу дома, посмотреть не идет ли она, видимо, чувствовал, что смерть уже приближается. Все сидели за столом обедали и ели пироги испеченные снохой Татианой.

 Наконец-то пришла и Васса, она оказывается искала водку, в их деревенском магазине водки не было и сходила в соседнюю деревню. Разлили всем водку, дали немного и дедушке, он тоже выпил, попрощался со всеми, попросил чтобы его положили, а он сидел на кровати. Никто и не думал, что дедушка умирает, все снова сели за стол, ели продолжали разговаривать, только дочь Васса была около него. Немного спустя дедушка перестал дышать и началась суматоха.


Рецензии