Методы воспитания

    У старшего поколения были свои методы воспитания, вот некоторые из воспоминания детства мамы и папы. Во время страды, так называли уборку зерновых культур, погода стояла солнечная и очень  жаркая, температура воздуха была 30°- 40°. Комбайнов для уборки урожая не было и каждая семья убирала урожай со своего поля вручную своими силами. Поэтому к хлебу и было такое бережное отношение.

Села и деревни во время страды пустели, дома оставались только пожилые - немощные и младенцы. В поле на уборке всем находилась работа, взрослые жали серпами рожь, пшеницу, гречиху, а сжатые пучки ложили в стороне, следом шли другие, собирали эти пучки и увязывали их в снопы, следующие эти снопы ставили в копна, для просушки, а самые маленькие собирали с убранного поля опавшие колосья.

 Когда маме было 7 лет, а брат Игнатий был старше её на четыре года, они вязали снопы и складывали в сторону. Игнатий говорит маме:
 -"Гляди-ка, где твой сноп",-взял свой сноп, положил поверх маминого и придавил коленкой. Маме так было жаль свой снопик - даже расплакалась. А младшему братишке Иоанну было тогда пять лет, он также помогал, собирал с поля колосья. И отпросился пойти на речку искупаться, которая протекала недалеко, его отпустили.

В поле он не вернулся, потеряли его, думали утонул, собрались, пошли его искать, нашли его дома сидящем на окне, очень захотел говорит есть. И еще вспомнился один её рассказ - перед сном обычно ребятишки никак не могли успокоится играют, балуются, шумят, так же было и у них.

Предупредили их раз, чтобы они шли спать, а они всё не могут угомониться, предупредили второй раз, а они продолжают играть, тогда отец (Тимофей ) говорит матери: "Мария, принеси-ка из сеней шерсти", мать принесла шерсть самую плохую,постриженную с живота у овец, всю в репьях, ведь овцы ходят везде и все колючки прилипают к шерсти живота.

Заставили ребятню эту шерсть перебирать, чистить от репьев и пушить её. Немного поработав, дети успокоились и отправили их спать. В следующие разы не надо было детей уговаривать ложиться спать, после первого напоминания, а если дети не слушались, отец тихонько говорил матери:

 -"Мария, принеси-ка из сеней шерсти", - как они это слышали, ведь он говорил тихонько, но тут же все игры прекращались и дети ложились спать.
 А папа рассказывал, когда ему было лет 8 - 9, возил он на телеге запряженной лошадью с поля снопы, не заметил стариков сидящих на лавочке, не поздоровался с ними. А вечером после работы зашел домой, дед его Афанасий подозвал: "Мишанька, иди ко мне", так дедушка его звал.

Папа подумал, что дедушка ему хочет что нибудь дать, подбежал к нему, а дедушка взял папу за ухо и стал больно его дергать, приговаривая, почему со старшими не здороваешься. Кто-то из стариков сказал дедушке Афанасию:

 -"Ну и внук у тебя растет, бандит, со старшими не здоровается" - этот урок папа запомнил на всю жизнь. Сейчас человека обмануть ничего не стоит, папа рассказывал до Советской власти, люди хотя были не все истинные христиане, но если давали обещание всегда его выполняли, а про истинных христиан и говорить нечего, они имели страх Божий, можно обмануть себя, но не Бога.

У военных было "офицерское слово чести" и если офицеры давали это слово, то для них было лучше умереть, чем его не выполнить. Тогда бы его друзья и знакомые не считали его за офицера. Так же и купцов было "купеческое слово чести", если купец это слово давал, то под это слово он мог взять у другого купца, если не хватало денег, партию товара или крупную сумму денег без всяких расписок и документов.

Невыполнение данного слова вызывало презрение к нему у всех купцов, кто был с ним знаком и он не мог бы больше торговать, с ним уже никто не хотел иметь никаких дел. У других сословий людей были, наверно, свои слова чести, люди тогда дорожили мнением о них людей. Вот и нам тоже надо не  давать обещаний, если не уверен, что его выполнишь.


Рецензии