В Карелию за чудесами. Гл. 2

В Карелию – за чудесами

Путевой очерк. Глава вторая

(Полностью очерк опубликован в Бологовской районной газете «Новая жизнь» за 2018 год в №№ 39, 41, 42 и 43)

По дороге в село Кузнечное Ленинградской области нас ожидал самый обычный карельский сюрприз: сразу за Приозерском начался невероятный по сложности дорожный серпантин. Попробуйте представить, как "здорово" здесь ехать в машине: за довольно крутым и коротким спуском с не менее крутым поворотам тут же начинается такой же крутой и к тому же «слепой» подъем, после которого может быть ещё более крутой спуск со всякими неожиданностями. Об этих поворотах и зигзагах дороги заблаговременно предупреждают придорожные знаки: вся обочина так и пестрит ими.
Очень интересным является то, что во многих местах дорога прорублена в скальных грядах. Меня весьма впечатлила высота мелькавших слева и справа каменных стен, зачастую украшенных замысловатым граффити, только иногда с довольно удачными изображениями медведя, местного хозяина леса, и чаще скалы разрисованы всяким разным самодеятельным творчеством безалаберных туристов, которые «тут были».
Но вдруг из зажатого между скалами «каменного коридора» наш автомобиль вырывается на «чистое» пространство и взору открывается бескрайний лесной простор... Или перед глазами предстанет вдруг зеркальное великолепие узких ладожских заливов-фиордов со скалистыми берегами, до самой воды поросшими хвойным лесом. А то из-за широкого луга вам весьма чинно раскланяется карельская деревенька.
В жилых и хозяйственных строениях чувствуется явно северный, варяжский стиль. Попадались даже «норвежские крыши», покрытые изумрудным бархатом дёрна: похоже, трава здесь до морозов остаётся свежей и зелёной. Эти древние, как казалось, домики будто выплывали из лесной сказки и застывали перед непонятным для них препятствием – вьющейся змеёй дорогой с вечно снующими по ней и пропахшими солярово-бензиновым "парфюмом" муравьями разных цветов и размеров.

Без доброго дяди Автонавигатора мы запросто проскочили бы поворот на Кузнечное, потому что в этих местах развёрнуто просто грандиозное дорожное строительство. Многотонные и довольно самоуверенные самосвалы чувствовали себя безусловными хозяевами трассы. Пользуясь своим правом «большинства», они легко устраивали нам плотную пылевую завесу. Зачем они это делали, было не совсем понятно и ещё менее приятно. Но мы решили, что таким манером эти огромные трудяги предоставляли нам шанс в полной мере прочувствовать грандиозность размаха дорожного строительства и проникнуться уважением к их невероятно тяжёлому труду. Мы не стали спорить и просто прониклись, а с пылью прекрасно справлялись фильтры салонного климат-контроля.
Дело оказалось в том, что в Ленинградской области на ближнем к Карелии участке федеральной трассы А-121 «Сортавала» уже несколько лет ведутся работы по доводке этой автомагистрали до современных евро-требований как по ширине проезжей части, так и по её кривизне и перепадам высот. В условиях прокладки дороги среди скал добиться этого соответствия непросто. Но по всему чувствуется, что со временем здесь действительно будет шикарный автобан. А нам пока что пришлось тешить себя мыслью о том, что слова для песни «Эх, дороги, пыль да туман» придумали не мы. И что кто-то до нас уже испытывал такие же, а то и более сложные  дорожные неудобства.

Три грандиозных и несколько более скромных по своим размерам гранитных карьеров, «выросших в глубину» рядом с селом Кузнечное, в нашем маршруте появились не случайно. На гугл-картах с космоса они видны в виде обращённых книзу огромных пирамид. Думается, что если рядом с ними поставить знаменитую пирамиду Хеопса, то она окажется довольно скромным сооружением, настолько большими являются эти карьеры.
Подъехали мы к намеченному карьеру. Он весьма ощутимо шумел,  то есть действовал, производил гранитный щебень. Но карьерный шум оказался... запертым на замок в буквальном смысле слова. За решётчатыми металлическими воротами с надписью «Проход здесь» нашему взору открывался только крохотный уголок чего-то грандиозного, о чём можно было только догадаться по еле доносившемуся словно бы из-под земли утробному гулу, как будто там ворочалось Нечто, имевшее невероятные размеры. То шумели могучие экскаваторы и самосвалы, работавшие глубоко в карьере. Всё пространство вокруг нас было скрыто деревьями с белесоватой от налёта карьерной пыли листвой.
И вдруг утробный шум этот стал нарастать с каждым мигом. Он достиг невероятных децибелов... и метрах в пятидесяти от нас по дороге пронёсся огромный БелАЗ. Он играючи сотрясал каменистую почву и всё, что было на ней – нас, деревья и ворота вместе с домиком привратника, как мы вначале подумали о небольшом домике явно сторожевого предназначения. Всех нас весьма и весьма впечатлили размеры карьерного гиганта – одни только колёса у него были в рост человека! Всё остальное оценить не успели, потому что монстр этот тут же задёрнул за собой занавес из белой гранитной пыли.
Как оказалось, и проход, и проезд на территорию гранитного карьера, в потрохах которого побывать мы втайне мечтали, был невозможен для непосвящённых в «Орден таинственного Карьера», как я тут же определил нашу безнадёжную ситуацию. Стало понятно, что здесь находится довольно рискованное производство и на его территории у нас могут быть всякие неожиданности. Ну, насчёт опасности мы тут же сами с собой согласились: невзначай встретиться с этакой «машинкой» на узкой дорожке вмиг расхотелось. И всё же мы немного растерялись: за воротами явно было слышно, что в карьере работали такие же мощные самосвалы,  как только что промелькнувший, а самого карьера не видать. И что? Получалось, что одна точка из намеченного нами маршрута выпадала.

Но тут на помощь к нам пришла добрая лесная фея, причём живая и самая настоящая. Возможно, по доброте духа своего это была сестра нашего доброго дяди Автонавигатора. А как же обойтись без советов добрых фей в таком волшебном краю, как Карелия?!
Наша Фея (как мы её тут же назвали, поскольку в силу быстроты и неожиданности её появления другого имени под рукой не нашлось) оказалась суперсовременной модницей. Которая отчего-то решила, что униформа дежурного охранника ей очень к лицу. Ну, вот такая прихоть у неё была сегодня. Наверное. Фея величаво вышла на ажурную, выдержанную в одном стиле с воротами, арматурную лестничную площадку своего двухэтажного терема, благосклонно выслушала наш лепет насчёт желания лицезреть Великий Карьер и рукой с гамбургером вместо волшебной палочки взмахнула в нужном для нас направлении – как будто благословила.  По её милости мы тут же вышли на  малоприметную тропинку, что вилась по лесу...
Ой, и вот здесь я чуть было не наврал!
Это была и не тропинка вовсе, а самая настоящая лесная дорога, в самом начале перекрытая шлагбаумом, воздвигнутым почти рядом с теремом нашей доброй Феи. Дорога эта прямолинейно шла вдоль восточной стороны карьера. А рядом с ней строгим парадным строем шагали столбы опор линии электропередач. Как минимум на одном из столбов мы увидели точно такую же ажурную и металлическую, видимо, запасную обзорную площадку нашей доброй Феи. И устроена она (площадка) была на самой макушке одного из рядовых столбов.
Поскольку тропинка, то бишь, дорога наша была практически не натоптана и даже подзаросла травой, то всем сразу стало понятно, что на свою запасную площадку наша добрая Фея перемещалась не наземным способом, протаптывая в траве тропку, как мы вот, а перемещалась по воздуху при помощи своего волшебного гамбургера.
Мы прошли не более шестисот метров (всего лишь две трети одной стороны карьерного периметра), как дорога вдруг вывела нас на смотровую площадку. Она тоже была металлической и ажурной, но наземной и без никаких амбиций, как на столбе или тереме нашей доброй Феи. Оно и понятно: каждый сверчок знай свой шесток...
Зато вот где дух наш захватило при виде масштабов человеческого желания подчинить себе силы природы! Размеры возлежавшего перед и под нами карьера были столь огромны (более 4-х километров по периметру!), и сам он так глубок, что работавшие внизу огромные БелАЗы и не менее "элегантный" экскаватор казались не больше божьих коровок. Ну, разве что на самый чуток больше. И должен признаться честно: на фоне этой индустриальной громадины я лично почувствовал себя мельче самой заурядной песчинки...
После небольшой фото-сессии мы вернулись к машине, чтобы продолжить путь... в очередном тумане. Вернее, это была всё та же бесконечная пыль на восьмикилометровом отрезке дороги между сёлами Кузнечное и Берёзовое. Именно в этом месте развернуто самое интенсивное дорожное строительство. Везде полно техники, повсеместно видны груды здоровенных камней, каменистых отвалов, песка и много техники. Берёзовое одним своим боком уже почёсывается о границу...

И едва мы вынырнули из пылевого тумана, как нам тут же улыбнулась... Республика Карелия. Встречала она широко распахнутым автобаном, над которым на значительную и опять же ажурную высоту вознеслась соответствующая надпись, которая вместо печати заверена гербом республики.
Карельские дороги просто порадовали: с самой республиканской границы они просто отличные. На границе нам вежливо улыбнулись люди в военной форме и светло-салатовых жилетах со светоотражающими полосами. Вежливость людей в форме всегда несколько настораживает. Но тут всё было просто и дежурно: среди нагромождения всевозможных по размерам и важности дорожных знаков мы не сразу усмотрели один малоприметный, но очень важный: «Стоп. КП. Проверка документов».
Но наш трёхлетний «живой паспорт» так доброжелательно посмотрел на дядей в камуфляже, так обворожительно улыбнулся, что тем не оставалось ничего больше делать, как выстроиться во фрунт и сделать широкий жест рукой в сторону Карелии. Я удивился и подумал: «Да-а... мой внук, наверно, будет дипломатом».
Карелия – самое простое из встретившихся в пути названий, которыми так богата эта удивительная республика. Впрочем, термин «Карелия» не совсем карельский, а обрусевший. Название республики по-местному звучит, как Корела или Карьялла, но есть и другие варианты – в зависимости от диалекта, на котором произносится название этой своеобразной страны скал, лесов, озёр и рек.
Сразу же за дорожным указателем «Лахденпохский район» (Вы сразу выговорили название этого района? Ничего-ничего, привыкайте!) один дорожный знак привлек наше внимание своей необычной расцветкой и содержанием. Он приглашал нас... в царство лесных троллей. Ну, царство – это слишком громко сказано. Речь в приглашении шла только о Парке Троллей.
Вот так Карелия сразу же открылась нам своей сказочной и загадочной красотой! Миновать удивительное место было никак невозможно, и мы охотно подчинились воле дорожных знаков, указывающих, как попасть в этот волшебный уголок. До него оказалось не более полутора километров от границы с Карелией.

На первом же перекрёстке мы свернули налево в направлении посёлка Хийтола и в четырёхстах метрах от него едва не проехали заветное место. Потому что Парк Троллей... спрятался за небольшим розовым валуном, скромно стоявшем на обочине дороги. Как позже выяснилось, неестественный цвет валуна оказался рукотворным – для самого банального привлечения внимания туристов.
Неприметная с трассы узенькая лесная дорога, что заводила в парк троллей, как началась, так тут же и закончилась... маленькой полянкой под названием Парковка. Я почему-то решил, что Парковка – это Паркова дочка.
И волшебство тут же началось!

(Продолжение следует).

НА ФОТО: Левый (потому что расположен слева от въезда в село) карьер в Кузнечном. Внутри "зрачка" большого белого кружка - экскаватор и БелАЗ. И этим всё сказано.


Рецензии