Индюки

Купила на базаре маленьких, недельных индющат. Четверых. Один был пёстреньким, трое - беленькие. Какие из них будут индюшками, какие индюками - не знала. Определить тоже не могла. Впервые выращивала таких птиц. Кого ни спрашивала, никто ничего толком сказать не мог.
        Оказалось, что индюки - умные птицы. Наблюдала долго за ними.
Когда подрастали, играли. Да так интересно! Как ученики на уроке физкультуры. Носами поворачиваются в одну сторону и по очереди приседают, потом разбегаются в разные стороны, как по команде "Разойдись!" Через минутку безо всякой команды, но как будто им кто приказывает "В шеренгу по одному стройся!", по очереди бегут на своё место. 
        Интересно, как они вышагивают в колонне по два! Такой ровный строй, будто их кто-то тренировал! Хвосты опущены, головы высоко подняты, носы в одну сторону. Ну, как на параде!
         Ещё наблюдала такую игру индюшат: встали кругом, носами в центр, начали перепрыгивать друг через друга боком, по очереди! Просто удивлялась! Один приседает, другой через него прыгает. И так много раз. И очерёдность соблюдают.
         Интересны и танцы этих забавных птиц!  Включила как-то погромче музыку на ноутбуке, вышла во двор цветочки прополоть. Индюки мои там же бегали. Услышали музыку и сбежались в одно место. Потом один из них, как по зову сердца, начал подпрыгивать на месте, поворачиваясь на девяносто градусов, пока не сделал полный поворот вокруг себя. Другие начали повторять за ним такие же движения под музыку. Все затанцевали вальс! Восхищалась, какие они сообразительные, музыкальные, талантливые! Я стояла рядом и наблюдала. Просто цирк!
          Индюки всегда выпрашивают что-нибудь вкусненькое. Выношу то кусочки хлеба, оставшиеся от обеда, то варёные яйца. Иногда даю разную крупу. А если насыпаю ячмень или пшеницу - нос отворачивают. Комбикорм , хоть и свиной, едят с удовольствием. Даже иногда и перессорятся из-за него. Не любят, когда им мешают кушать куры и гуси. Отгоняют, клюют их в голову. Гуси, склонив голову и выгнув шею, отбегают в сторону, а куры покрутившись около ящика с кормом, снова подходят есть. Тоже любят вкусное.
          Наевшись, ложатся отдыхать. Маленькую головку прячут под пёрышки, ноги поджимают под себя, и становятся похожими на мягкие пушистые колобки.
          А однажды был день драки. Передрались все индюки. Вроде и причины для драки не было. Разве только червячка не поделили. Догонят друг друга, ухватят "мёртвой хваткой" за наросты на подбородке и держат так, что и разнять невозможно. Уносила в разные стороны обидчика и обижаемого, но стоило им приблизиться друг к другу, так схватка продолжалась. Неизвестно, чем бы всё это закончилось, т.к. уже до крови дошло. Но один из них оказался более умным. Присел на землю, спрятал голову под крылышко и сделал вид, что не замечает воинственно настроенного товарища. Когда обидчик очень близко подходил со злым умыслом, он отворачивал голову в другую сторону, тем самым давая понять, что больше не будет драться. Подружились. На следующий день всё было уже спокойно.
          Подросли. Учатся летать. Один взмах крыльями, и птицы уже на заборе, на столбике, на поленнице дров. Вечером запрыгивают на ветки дерева, растущего во дворе. Спрыгивают плавно, как будто парят в воздухе. Во время полёта могут менять направление. Через сетку ограждения перелетают легко. 
          Любопытные очень! Ухожу в дом. Чем-нибудь занимаюсь в кухне, а сама поглядываю в окно, что мои питомцы делают. Наблюдаю и удивляюсь. Один за другим взлетают на поленницу дров, оттуда - на подоконник и заглядывают через стекло, чем же я-то занимаюсь. Тогда открываю фрамугу и начинаю с ними разговаривать. А они по своему мне отвечают.         
          Крылья мощные, ноги тонкие, но сильные. Ходят плавно, неспешно. Почуяв опасность, вскрикивают и летят в укрытие, а предчувствуя приближение дождя, прячутся под навес. Наверное жалко тысячи пёрышек, которые они любовно укладывают ежедневно. Перебирают клювом, чистят, выбрасывают ненужные, встряхиваясь. Целый день уходит на причёсывание. На спинке у индюшек появляется однотонный белоснежный узор, словно вытканый шёлковыми нитками. Переливается на солнце. Красота!  Отдыхать им некогда. Но когда устанут, запрыгивают на жердь, садятся рядком, приседают и становятся похожими на пушистые шары. Индюк пёстренький. Расхаживает по загону, охраняет спокойствие среди остальных птиц. Хвост веером, крылья опущены, Рог на передней части маленькой головки превращается в длинный висящий шланг. Подбородок, с необыкновенными наростами бледный, переливается разными цветами. То желтовато-зелёным, то голубовато-белым. Взгляд невозмутимый. Может быть так устрашает своих соплеменников? Потом взлетает к индюшкам и устраивается поудобнее в отдалении от них. Спят.
Каждый день вожу их на прогулку. Беру веточку, но она никогда не применяется по назначению. Индюки такие послушные! Только скажешь: - Пойдём гулять! Они тут же бегут к калитке. Нагуляются и подходят ко мне, заглядывают в лицо и ждут, когда скажу : - Пойдём домой! Бегут впереди меня, останавливаются около дома. Начинают щипать травку. Далеко не отходят.
Однажды смотрю, тень мелькнула на небе. Как мои питомцы сорвались и все к калитке. И, расталкивая друг друга, в ограду. Оказывается, перепугались большую птицу. А это был аист. По- белорусски – бусел. Начала успокаивать, что это не страшная птица. Добрая. Она не тронет вас. Бояться надо коршуна. Он – хищник. Может погубить любого из вас.
        Индюк повзрослел. Большой, сильный, статный! Индюшек охраняет. Я захожу к ним и глажу всех, разговариваю с ними , обнимаю. Вот и индюк стал проявлять свои чувства ко мне. Подходит, вокруг меня ходит кругами, крылья опущены. Чертит ими круги на песке вокруг меня. Подходит близко, голову кладёт мне подмышку  и трёт своей головкой. Нарост на носу удлиняется. А наросты на голове краснеют, розовеют, переливаются. Встаёт мне на ступни ног и начинает топать. Да так сильно топает, больно ногам. Отгоняю. А индюк подходит и снова начинает оказывать знаки внимания. Говорю: - Ну что ты, хороший ты мой, я же не индюшка! Вон твои индюшечки гуляют, ходят за тобой, падают тебе под ноги, а ты ноль внимания….
Закрыла как-то птиц в загоне. Пошла в гости. Прихожу – нет моих индюков. Стала звать. Кричу их. Услышали. Смотрю, а они через весь огород летят в метре над землёй. Пожурила. Больше не уходили.
        Машины очень редко появляются на дороге, а тут как-то привезли соседям газ. Увидели мои индюки чужака. За кого приняли они машину, не знаю. Но … перепрыгнули через сетку и воинственно настроенные отправились туда.  Кричат, вокруг машины вышагивают, перепугали рабочих. Один спрятался за машину, другой выходит с пустым баллоном, а индюки на него нападают. Он отгоняет свободной рукой и ногой, тут и я подошла, быстро успокоила и увела домой. Охранники, собака не нужна.
Вот такие они, индюки, которых считаю самыми умными из тех птиц, которых я держала. А жили у меня и яйценоские куры, и бройлерные куры, гуси, утки и индюки. 
     Но о них расскажу после.


Рецензии
Галина, Ваш рассказ "ИНДЮКИ" - просто ЧУДО, и ТЕМА, раскрытая Вами в художественном произведении, важная. ОНА о домашних ПТИЦАХ, разумных, по-своему хитрых, своеобразных, но жаль, что ЖИЗНЬ этих чудо-птиц очень КОРОТКАЯ, всего от силу три - четыре месяца. ЖИЗНЬ каждому из нас даётся лишь однажды. Я тоже отношусь именно к тем людям, которые ПТИЦ ДЕРЖАТ у себя на дворе, чтобы пустить ИХ в ход. Я, кроме курицы, другого мяса в пищу не употребляю. Об этом пишу в сказке-повести "ГЕША И ГОША" о поросятах. СВИНЬИ - умнейшие представители животного мира. Галина, рассказ Вами написан художественно прекрасно, подробно, наглядно, живо! ЧИТАТЬ ИНТЕРЕСНО. СПАСИБО! Всего Вам ДОБРОГО!

Роза Салах   12.11.2019 15:02     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Роза Арслановна! Мне очень понравился Ваш отзыв на рассказ об индюках. Я их очень любила. Интересно было наблюдать за ними. Необыкновенные птицы. Когда пришло время рубить, я ушла в дом и плакала. Жалко. Без меня всё происходило. Не могла смотреть, как гибнут мои любимцы. Перечитала снова и вспомнила всё, что было.
Вам всего хорошего! Здоровья!
Для птиц зять построил сарай. Ограждение сделает и будем запускать туда своих курочек, гусочек, уточек. Вам от них привет.

Галина Калинина   12.11.2019 16:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.