Рваный барабан

Что-то вроде вступления.
В 1988 - 1990 я проходил службу в Советской Армии. Часть наша располагалась в Венгрии, в тридцати километрах от Будапешта в городе Гёдёлё. Есть там королевский дворец, построенный в 18 веке. Мы занимали несколько его зданий. Часть наша была небольшая: около тридцати солдат и почти столько же офицеров и прапорщиков.
Ну, а теперь сам рассказ...

 
                БАРАБАН
 
Однажды, когда мы выстроились на обед, перед нами возник командир части - майор Сологуб. Появление командира перед обедом не сулило ничего хорошего, и все мы внутренне напряглись. Что он задумал?
- Рядовой Морозов! - Позвал Сологуб одного из солдат нашего взвода.
Это был розовощёкий воронежский парень с тонкими женскими пальцами и детской улыбкой. 
- Я - Бодро отозвался Морозов.
Он служил у нас всего третий месяц, поэтому пока не знал, насколько опасно выказывать излишнюю ретивость перед начальством. 
- Я слышал, ты музыкой занимался?
- Так точно.
- Поднимись на второй этаж, и возьми у дневального барабан.
- Что? - Морозов удивленно захлопал длинными ресницами.
- Не «что»? А иди выполнять приказание! - Скомандовал майор.
Мы все недоуменно переглянулись. Какой ещё на фиг барабан? Это что сленг какой-то? Или на самом деле музыкальный инструмент?..

Через пару минут красный от смущения Морозов вынес на плац самый настоящий барабан, с палочками...
По строю пробежал смешок.
- Юный барабанщик...
- Кому стучать собрался?
И так далее, в том же духе.
- Разговорчики! - Прикрикнул сержант Козицкий - подхалим и командирский подпевало.
- Рядовой Морозов, займите место во главе колоны. - Сологуб указал, куда ему следует встать. Морозов повиновался, всё ещё не веря в происходящее.
- Начинайте играть - Скомандовал Сологуб.
- Что? - Спросил Морозов.
- Мурку давай, - Кто-то выкинул из строя.
- Марш, разумеется. - Ответил Сологуб. - Сумеете?
Морозов пожал плечами и несколько раз ударил по натянутой мембране. Раздался громкий непривычный для нашего слуха звук. Бам-бам-бам...
- Отлично! - Похвалил его майор. - Отныне вы все будете ходить в строю под барабан.
Все недовольно зашумели.
- Мы что идиоты?
- Сейчас двадцатый век на дворе...
- Мы не в царской армии..
- Сержант Козицкий, командуйте. - Приказал Сологуб.

Козицкий гаркнул зычным голосом «шагом марш!», и строй двинулся вперёд. 
Через забор на нас с интересом поглядывали мадьяры - местные жители. Жены офицеров недоуменно высовывались из окон соседних домов, разбуженные необычными звуками.
От казармы до столовой было порядка ста метров. Сто метров позора. 

Мы шли, не зная куда спрятаться от стыда. Впереди, яростно размахивая палочками, шёл Морозов. Марш у него получался действительно хорошо. А ещё говорил, что музшколу не окончил. Пам-парабам, пам-парабам... отбивали его палочки.   
Но тут Козицкий скомандовал - стой!

Мы не прошли и пятидесяти метров. В чем дело? Останавливать солдата на полпути перед столовой - опасно для жизни. Для этого нужны веские аргументы.

Выяснилось, что Сологубу не понравилось, как мы идём. Шаг должен быть бодрым и весёлым, надо идти слаженно, а не «кто в лес, кто по дрова». Короче, подобное музыкальное сопровождение обязывает. 

Козицкий скомандовал «кругом», и мы двинулись в обратном направлении.

Но тут произошло непредвиденное. Оказывается, когда бьёшь в барабан, совершенно не слышно команд. Поэтому Морозов продолжал бить, и идти... один.

Он шёл и играл - сам себе. Пам-парабам, пам-парабам...
Было что-то в этом символическое. Этакий образец несокрушимой воли советского народа в борьбе за победу коммунизма - он идёт неведомо куда, не слыша и не видя ничего вокруг себя.

Тем не менее, надо было что-то делать. Поэтому все стали орать, призывая его остановиться.

Но Морозов упорно шёл вперёд, от всей души колошматя палочками по барабану. Мне даже показалось, что это ему нравиться. 
В конце концов, нам надоело орать. Мы все резонно предположили, что дальше столовой он все равно не уйдёт. И решили подождать.

Так и случилось. Дойдя до подъезда с огромной белой надписью на красном фоне «Наша цель - коммунизм» и маленькой - «Столовая» Морозов замедлил шаг и видимо почуял что-то неладное. Он притормозил, ожидая команды «стой», но её не последовало, тогда он обернулся...

Тут вся рота рухнула от смеха. Морозов перестал стучать и опустил палочки.
- Наигрался? - Спросил Сологуб. - Ну теперь барабань сюда.
Мы замахали ему руками - Морозов! давай к нам, быстрее. Барабань сюда!!!

Морозов крикнул: «Что?»
- Барабань сюда, скорей! Жрать охота!
Морозов понял эту фразу буквально и опять начал стучать, но уже двигаясь в обратном направлении.
Это было невыносимо.

Меня, как самого быстрого бегуна, послали к нему навстречу. Я долетел до него за две секунды. И сходу велел ему заткнуться и бежать в строй.
Присоединившись к остальным, мы опять услышали Сологуба.
- Морозов, играй так, чтобы слышать команды.
Морозов согласно кивнул, совершенно не представляя, как этого добиться.

Все опять двинулись в столовую. Цирк продолжался.
Морозов стучал, мы маршировали.
Всем было уже наплевать на стыд - все просто хотели есть.

К нашему счастью, унижения под барабан продлились недолго. На следующий день он лопнул, не выдержав энтузиазма Морозова.

Но у меня до сих пор стоит перед глазами этот образ - удаляющийся вдаль одинокий барабанщик.

                КОНЕЦ


Рецензии