Перспективы развития образования в России

В статье «Модернизация или имитация образования?» (ЛиК 2012, №5) были сделаны следующие выводы. Могут быть три сценария развития: реставрация, модернизация, имитация. Фактором, определяющим превращение возможности в действительность, в социальных системах является управление. Если сохранится современная государственная политика, то, скорее всего, будет осуществляться сценарий имитации.

Какова сегодняшняя ситуация в образовании?

Нужна реформа образования, а не модернизация, которая затрагивает  отдельные стороны образования («латание дыр»). Необходимо менять всю структуру образования, включая культурный код, каноны и программы – выводы, которые сделал Сергей Переслегин в лекции «Будущее образования». Изложу подробнее его точку зрения.

Сейчас наше образование не имеет цели. Существующим положением в образовании недовольны все – государство, бизнес, родители, ученики, общество. Он выделил тревожные симптомы и устойчивые тенденции:

• Потеря мотиваций, смыслов и целостности образования
• Гонка за образовательными лидерами без надежды и смысла догнать… вчерашний день
• Увод детей родителями из средней школы в иные формы образования
• Если есть деньги, давать образование за рубежом
• Падение реальной квалификации работников на рынке рабочих мест
• Система управления страной не обеспечена кадрами адекватными ситуации быстрых изменений

И предложил следующие стратегические образовательные инициативы:

• Создание новой (постболонской) доктрины образования
• Преодоление разрыва между «культурой знака»  и «культурой образа»
• Культурный код – культурный канон – Программы
• Понимание и позиционирование образования, как инструмента политики макрорегионального интегрирования
• Создание системы быстрой доготовки кадров
• Создание системы связей внутри образования и между образованием и познанием, управлением, бизнесом (деятельностью)
• Стимулирование понимания и рефлексии в образовательных практиках

С.Переслегин  кратко охарактеризовал советскую систему образования, отметив положительное:

- готовили умных людей (математическое образование было сильным)
- готовили хороших тружеников

 И отрицательное:
- слабее были развиты коммуникативные умения, не учили общаться.

Он предположил, что в ближайшее десятилетие  необходимо опираться на эту систему, добавив развитие коммуникативной компетентности, сохранив кружковую и клубную работу.

Ничего не было сказано о воспитательной системе. Целый пласт серьезной работы был незамечен. В настоящее время много говорится о том, что необходимо развивать патриотическое воспитание молодежи. Если серьезным образом восстановить  коммунарское движение (По Макаренко, по И.П.Иванову), то это впоследствии и приведет к патриотическому воспитанию. Воспитывать делами, а не лозунгами.

В докладе очень кратко и схематично упоминалось об экономических укладах страны (поскольку это не главная тема доклада).
 
Из исследований С.Переслегина следует, что советский код и канон в настоящее время можно рассматривать, как опору для небольшой переправы пока идет построение автономной модели развития в течение ближайших 10-15 лет. Параллельно должна проектироваться новая модель образования, которая будет формировать новый код и канон.

Переслегиным была предложена геопланетарная модель образования.
Плюсы этой системы – автономность, траекторность (учет индивидуальных способностей), доготовка (быстрое образование – требование бизнеса)
Цель – растить хозяина планеты, который может хорошо уживаться с другими хозяевами.

Пока что задано только направление нового кода образования. Сам код и канон еще предстоит разрабатывать. Сделана часть дела, но очень важная. Можно предположить, что если эта модель образования будет принята, то может быть и экологические проблемы, которые мешают сохранению планеты, будут решены… и тогда появляется еще одна цель образования – сохранение жизни на планете Земля. Эта цель созвучна нашему времени, поскольку человеческая деятельность  губительно действует на природу, и пора уже это осознать и начать уже действовать в обратном направлении, т.е. беречь природу и сохранять.

Но это только так кажется, что стоит определить красивые цели и задачи и все получится. Но сколько раз мы так ошибались и попадали впросак. Говорим и пишем красиво, а на деле получается что-то совсем не то и не так. Почему? Потому что только системное знание, учитывающее, как минимум, три (четыре) главных фактора способно дать реальный прогноз ситуации и выхода из него.  Только связь теории с практикой, а не умозрительные заключения могут стать жизненными. Таким жизненным решением может стать задача соединение культуры с экономикой. Не правда ли странно звучит? Но, тем не менее, это так. Группа ученых «ЗАО Гуманитарный фонд» разработала такую теорию на основе системных знаний и убедительно доказала, что, если культура мышления не поможет решить экономические проблемы, то, какие бы мы красивые задачи не ставили – будет «хотели как лучше, а получили как всегда».

Результаты исследований путей развития России, проделанного «ЗАО Гуманитарный фонд» регулярно отражаются в журналах «Личность и культура». Их прогнозы говорят о следующем важном моменте: « ... мы имеем процесс не развала государства, а высокие темпы корректировки его режима функционирования. Ведь каждый кризис разрешает ту или иную проблему»

Большое значение для развития страны придается исследованию вопросов этики, эстетики и экономики. Причем будущим поколениям уже в школе нужно будет преподавать  не просто экономику, а осознание продуктивной экономики общества, экономики, как выражения его культуры. Обосновывается тесная связь культуры общества с его экономическим благополучием.

В настоящее время разработаны «Основы государственной культурной политики», в которых  «целью Российского государства и общества на современном историческом этапе является сильная, единая, независимая во всех отношениях Россия, приверженная собственной модели общественного развития и при этом открытая для сотрудничества и взаимодействия со всеми народами, государствами, культурами».
Нужно подчеркнуть, что сегодня осознается необходимость создания собственной модели развития, а значит и собственной модели образования.

Уже сформулирован государственный заказ – какая личность нужна обществу – «формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры»
Особое значение приобретает то, на каких принципах должна строиться государственная культурная политика. Выделю два наиболее значимых: — территориальное и социальное равенство граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности; (без социального равенства вырастить достойного гражданина невозможно)
— преобладание качественных показателей при оценке эффективности достижения целей государственной культурной политики.

И еще очень важная задача, которая ставится впервые - задача разработки и реализации государственной культурной политики, направленной на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития.
 Итак, в среднеобразовательных школах необходимо формировать гармонично развитую личность, умеющую поддерживать гармоничные отношения с миром, с собой и обществом на основе осознания продуктивной экономики.

Литература.
С. Переслегин «Будущее образования». Электронный ресурс
Н.Б.Покровский, Б.Н.Покровский К теории общественных структур (Россия) / Этика, эстетика, экономика. Спб., 2002 – С. 94.
Основы государственной культурной политики. Электронный ресурс

Журнал " Личность и культура" №3, 2018

http://proza.ru/2015/11/07/1511

О гармонизирующей составляющей обучения


Рецензии