о. Михаил Питкевич и Православие

                о. Михаил (Питкевич): «Любовь покрывает все...»

                "Православная жизнь" - июль 2018 года


В этом году исполнился 141 год со дня рождения нашего земляка - о. Михаила (Питкевича)  (1877 - 1962), старца Валаамского и Псково-Печерского. Православная писательница О.Л.Рожнева охарактеризовала о. Михаила так: «Он был одним из наиболее богомудрых и смиренных старцев ХХ века. Подвиг его жизни имел единственную цель – служение ближним, окормление, духовное водительство ко Христу паствы».

о. Михаил родился в Динабурге (Даугавпилсе) 24 июля 1877 года, в многодетной семье. В статьях и книгах, посвященных старцу, как правило, пишут, что он родился в Двинске, но следует учитывать, что город получил это название лишь в 1893 году, а в 1877-ом он еще носил название Динабург.  Отец будущего старца, Иван Иванович Питкевич,  был православным, а мать, Магдалина, являлась католичкой. Михаилу было лишь полтора года, когда скончалась его мать, а спустя четыре с половиной года умер и отец. Впоследствии старец вспоминал: «Оставшись круглым сиротой, я не получил образования. В детские годы я занимался рыбной ловлей. (…) Вся-то моя жизнь, с малых лет, - одно чудо: сколько раз я умирал, но Господь сохранил». Старший брат Михаила женился, и его супруга, когда у нее появились свои дети, стала очень нетерпимо и жестоко относиться к сиротам и однажды в гневе, ослепленная ненавистью, хотела убить младшего, Михаила. С детских лет о. Михаил любил посещать храмы, молился и мечтал стать монахом. Когда он подрос, перебрался в Санкт-Петербург, где жил у сестры, и по-прежнему мечтал о монастыре, несмотря на попытки родных отговорить его от принятия такого решения.
 
        Михаил отправился в странничество по православным монастырям России. Первоначально три монастыря привлекли особое внимание юного странника: Глинская пустынь, Святогорский монастырь в Харьковской губернии и Пещеры Василия Рязанского… Однажды, когда Михаил находился в степи на пути в Почаев, перед ним появился старец, порекомендовавший Михаилу идти в Валаамскую обитель, и эти слова были восприняты как Божья воля. Но отправиться на Валаам Михаилу Питкевичу удалось лишь четыре года спустя, после обязательной воинской службы. 2 октября 1902 года Михаил отправился на Валаам - в обитель Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. В 1914 или 1915 году он был пострижен в монахи с именем Тимон, в честь одного из апостолов от 70-ти. В 1946 или 1947 году отец Тимон принял великую схиму с именем Михаил и совершенно уединился.

         Шестьдесят лет своей жизни о. Михаил прожил в монастырях, практически никуда из них не выезжая, будучи затворником, наподобие Феофана, Затворника Вышенского. Старец ежедневно в течение сорока одного года служил Божественную Литургию, стараясь никуда не выходить и не посещать общую трапезу. Но иногда ради служения ближним и духовного окормления о. Михаил осознанно нарушал свое затворничество.
 
        Прожив в Валаамском монастыре 55 лет, о. Михаил тем не менее мечтал умереть в России. (Остров Валаам, как известно, после революции отошел к Финляндии).  Своим духовным детям о. Михаил говорил о России так: «Это земля мучеников, земля исповедников, полита их кровью, очищается как золото в огне». Власти СССР согласились принять восьмидесятилетнего иеросхимонаха Михаила с шестью другими Валаамскими монахами. В 1957 году, после краткого пребывания в Молдавии, о. Михаил прибыл в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где сразу же стал вести привычный затворнический образ жизни, ежедневно совершая Литургию у себя в келье.
 
         Своим духовным чадам старец говорил: «Вот вы придете – чего только не перескажете. Все это вольете в меня, а я должен все очистить и отмолить. (...) В молитве, прежде всего, - покаяние со смирением и – благодарение. (...) Две силы в нас действуют: добрая воля и сопротивление плоти. Хочу молиться..., а плоть возражает: не могу, не хочу. Молитву нельзя оставлять, но и плоть не изнурять – все в меру... А без меры – и хорошее не будет на пользу. (...) Упражняйся, как можешь, в молитве Иисусовой и постепенно придешь в умиротворение, а знаком будет тебе глубокий мир души, необуреваемое спокойствие. (...)  Стараться надо достигнуть тишины духа, ибо в душе мятежной доброго быть не может. (...) Больше всего храни мир сердца. Все возложи на Господа, всецело предайся ему, – все у Него и все от Него. Прекрати все знакомства, не ходи в гости и к себе не пускай, беги от всех, но люби всех, не входи в чужие дела и не суди никого – тогда и будет мир в сердце. А поведешься со многими – все вынесут от тебя, что успеешь собрать в себе. (...) Все, что нарушает мир, - отрезай, избегай; отходи. Это необходимо. (...) Пока мы не имеем мира в душе, мы не можем зреть Бога. Мы пребываем в непонимании прошлого – даже в границах, дозволенных Богом, но мы также не знаем, что нам делать сейчас и что намереваться делать в будущем. (...) Ты спрашиваешь об уставе, а, знаешь ли, что устав родился от молитвы? И сам устав весь должен быть молитвой. А если не так…, то хоть все правила вычитывай, сколько их ни есть и сколько ни хвались ими, - они будут не на пользу душе, а даже на осуждение, если нет в них сердца сокрушенного и смиренного. (...) Священника не суди – бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже, в каком таинстве он участник. Одной его слезы покаяния, упавшей на престол, довольно, чтобы смыть все его грехи».

      Старец Михаил провидел  время своей кончины: за две недели до смерти он прекратил ежедневное келейное служение Литургии и стал готовиться к переходу в Вечность, ощущая крайнюю физическую слабость. 15 апреля 1962 года, во время Литургии, в воскресенье, о. Михаила в последний раз причастили, и он мирно отошел к Господу.  Иеромонах Кенсорин вспоминал: «Я счастлив тем, что такой великий старец почил о Господе на моих руках, и что я чувствовал тогда через старца благодать Духа Святаго.» 17 апреля архиепископ Псковский и Порховский Иоанн в сослужении наместника монастыря архимандрита Алипия совершил чин отпевания. По обычаю старца Михаила погребли в древних монастырских пещерах.  Однажды старец Михаил сказал: «Смерти нет, есть только переход из одного состояния в другое. Лично для меня жизнь другого мира более реальна, чем моя жизнь здесь».

      В 2010 году в издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Любовь покрывает всё... Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского». о. Михаил говорил: «Проявление любви к ближнему может спасти и большого грешника. Любовь покрывает все!»


Рецензии