Портретист уровня Тициана

                ВАН ДЕЙК АНТОНИС
                (1599-1641)
                Фламандский живописец


000
В натуре Ван Дейка сочетались бунтующий дух и самоуверенность молодого художника с практицизмом и педантичностью зрелого мастера.
(С. Барнес)
000
Даже Рубенс признавал, что по части лиц Ван Дейк ему ровня; все же остальные говорили, что лучше Ван Дейка писал только Тициан.
(Д.П. Беллори)
000
Денег после его смерти практически не осталось, поскольку он все тратил на пышную жизнь, подобающую скорее наследному принцу, нежели художнику.
(Д.П. Беллори)
000
Его молодость шла в паре с амбициозностью.
(Д.П. Беллори)
000
Он пользовался такими милостями и щедротами, которые позволяли ему вести блестящее, роскошное существование. Он жил на широкую ногу, двери его дома всегда были открыты для лондонской знати, которая потянулась сюда вслед за королем, любившим наблюдать за работой художника и вообще проводить с ним время. Ван Дейк утопал в роскоши, подобно Паррасию, держал слуг, кареты, лошадей, музыкантов, певцов и клоунов, которые забавляли его титулованных просителей, каждый день приходивших позировать для портретов.
(Д.П. Беллори)
000
Портретист уровня Тициана.
(Генриетта-Мария)
000
Громадная заслуга Ван Дейка в том, что он если и не открыл живопись маслом, то, во всяком случае, усовершенствовал и, обладая силой духа и талантом, сумел сделать ее достоянием многих.
(И.-В. Гете)
000
Ван Дейк создал новый стиль портрета, исполненный необъяснимым очарованием.
(Д.М. Мюллер)
000
Роста он был низкого, но хорошо сложен, красив, скромен, в высшей степени обязателен и, сверх того, необыкновенно благожелателен к тем своим землякам, которые проявляли себя в каком-нибудь из искусств. Он всегда щегольски одевался, имел несколько великолепных выездов и держал в своих апартаментах такой стол, что не у всякого принца кормили лучше и бывало больше гостей.
(Р. де Пиль)
000
Неповторимый гений, неповторимое изящество, неповторимый талант, весь Ван Дейк в целом был бы необъясним, если бы не солнечный свет, бросающий на него такие прекрасные отблески. Если бы вы стали искать того, кто научил его этим новым приемам, этому свободному языку, уже не имеющему ничего общего со старым, то вы увидели бы на нем сияние, исходящее откуда-то извне, не от его гения, и, в конце концов, предположили бы, что, по всей вероятности, где-то рядом с ним должно было светить великое исчезнувшее светило.
(Э.С.О. Фромантен)


Рецензии