Godspell. Баланс Святого Евангелия

GODSPELL: ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ХИППИ

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
Баланс Святого Евангелия: Пастух и Царь


***
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (Гал. 5:13).

***


"Царство Моё не от мира сего". Как и две тысячи лет, как и сорок лет назад, так и сегодня Христос "всё Тот же" (Евр. 13:8). И есть, и будет. И всё так же мир ненавидит и гонит Его, даже если внешне притворно примеряет на себя Крест как маску, Крест на военную каску, на армейский бэдж. Как две тысячи лет назад на окраине Иерусалима, на Голгофской горе, так и сорок лет назад на нью-йоркской свалке металлолома, так и сегодня распинают Христа в "горячих точках" - имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит. И две тысячи лет, и сорок лет, и сегодня смотрят на Него с... недоумением. Со скептической ухмылочкой смотрят на Него те, кто очень часто называют себя христианами, "официально" признавая Его учение, даже целые страны и народы именуют себя христианскими, но... сколько христиан из десятка, из сотни, из тысячи, признаемся честно, следует заповедям Нагорной проповеди? Сколько людей, сколько стран, сколько народов подставляют другую щеку ударившему их?

Мне возражает мой брат - священнослужитель, который хвалится тем, что "стрелял из гранатомета", что "командовал на фронте взводом": блаженства Нагорной проповеди - это "заповеди святости", но мы же не святые, значит, и заповеди эти... не для нас!

О род суетный и лукавый, доколе!

Может, не будем под маской ложного смирения - ах, какие мы неисправимые грешники! только на милость Божью и надеемся - скрывать лицемерное потакание сатанинской страсти: ненависти к ближнему своему, ненависти к человеку, который есть подобие Бога? Да, испорченное, да отравленное, искаженное, но - подобие. И милость Господа не в том, чтобы благодушно прощать абсолютно всё и всех - нет, страшен день Гнева Господнего! - нет, Его великий замысел в том, чтобы мы все спаслись, через очищение (крещение) и покаяние и - были святыми на земле. Вспомним послание апостола Петра: "Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет!" (1 Пет., 2:9).

Ему вторит апостол Павел: "Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе…" (Рим. 3:22-24).

"Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный!"

Святые! Совершенные! Но не кощунственно ли изображать святых - и Самого Господа! - в клоунских одеждах, а проповедь изображать как феерический балаган?
В ортодоксальном преставлении святые благообразны, иконоподобны, неДОстижимы и неПОстижимы, нам остается лишь молиться на их лики, сознавая бездну дистанции между нами, окаянными грешниками и ими - "небожителями". Как результат, можем ли мы даже помыслить о том, чтобы - нет, не действовать, подобно им - а просто думать подобно им, святым? С почтением раскрываем мы Евангелие, читаем требования, которые кажутся нам невозможными "заповедями святости" (прощать, любить, делиться, подставлять щёку...), и - благополучно закрываем его, лишний раз убедившись, что это - не для нас. Спасение не для нас. Христос - не для нас. "Расплата за грех - смерть".

Спасение таким образом представляется невероятно трудным, почти неисполнимым делом.

Мы не одиноки в своих горестях и сомнениях.

Сами апостолы ужасались высоте требований Иисуса к грешному праху земному. "Кто же тогда может спастись?"

Подвижники истязали свою плоть, умертвляя даже намёк на греховный помысел - греховный помысел всё равно выползал из-под спуда жестоких постов, бесконечных многословных молитв, покаянных ударов, "стояний", земных поклонов. Тогда святые подвижники бежали прочь - бежали в пустыни, где не выживали даже звери, замуровывались в пещерах, закапывали себя по пояс в землю, годами не сходили со "столпов", носили железные вериги, секли себя плетьми...

Мир тем временем поражался их подвигам и посмертно причислял к чудотворцам, сохраняя их мощи в красивых и драгоценных раках и гробах, при том продолжая чинить всякое зло, непотребство, обиду слабому, убийство, грабеж - продолжая все те преступления, "що були і в Трої", словно и не трудились святые подвижники в своих пустынях и пещерах, в скитах и на столпах, словно и не было их никогда.

"За что же ты распялся, Сын Божий!" - восклицали поэты, как будто не читали слов Благой Вести (наверное, и не читали, и не знали, поскольку, повторюсь, для "христиан" Евангелие - объект почитания, а не читания и тем более осознания, и уж наверняка не инструкция):
"Всякий, кто призовёт имя Господне, спасется" (Рим. 10:13).
"Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (Деян. 16:31).
"Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься... Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится" (Рим. 10:9-11).

Казалось бы, как просто, даже примитивно. Но вот видишь, как сложно многим, слишком многим людям, принять эти слова "всей душою своею".

Сколько сразу же встаёт на их пути преград! Сколько отговорок, сколько самооправданий, столько самых разных слов, и умных, и не очень, и всё с одной целью - не смотреть в лицо Истине, которая есть Мессия Иисус... Начиная с "это для меня неубедительно" и заканчивая "почему я должен верить Евангелиям?" Не последнюю роль в этом отторжении Истины играет комплекс страха наказания, кары за грехи - а кто из нас без греха? Педалировать этот страх, усиливать его, призывая при этом к раскаянию и покаянию, чтобы пробудить веру у современного человека - едва ли благодарная задача. Современный человек слишком горд, он воспитывается в атмосфере, где провозглашен культ "победы", "успеха", "достижения", где смирение отнюдь не добродетель, а синоним капитуляции в конкурентной борьбе, признать свою ничтожность перед Господом (начало всякой мудрости - страх Господень) означает расписаться в собственном банкротстве (смиряются только неудачники!). Человек остро воспринимает любое ограничение своей (на самом деле предельно условной) свободы. Один мой приятель, прочитав Евангелия, возмутился: "Да ведь Христос везде и всем угрожает!" Для него
разделение на праведных и неправедных было непереносимо, он хотел бы, чтобы "добрый Бог простил вообще всех". Ведь Бог есть Любовь, разве не так?

Для смирения, за которым следует раскаяние и покаяние, такому человеку нужен сильный чувствительный толчок извне - болезни, разорение, предательство. Мы не в состоянии понять своим слабеньким умишком, откуда приходят хвори, скорби, беды: попущением ли Господним для вразумления и наставления на путь истинный, наказанием ли за грехи отцов (Исх. 34:7), испытанием ли твёрдости веры, как у Иова, может быть, они приходят и не от Бога, а от Его противника? Некоторые православные мудрецы из монашествующих считают, что "наивернейшим признаком избрания Божия и любви Божией к человеку является множество скорбей и болезней. И обратно: если человек считает себя верующим, а скорбей и болезней у него нет, то это, по мнению свв. Отцов, есть признак, что Господь не благоволит этому человеку" [1].

Чтобы убедиться во всей ложности данного утверждения, достаточно вспомнить земное служение Сына Божия, во время которого Он исцелял многих болящих и воскрешал умерших.

Означает ли это обстоятельство, что Господь Иисус Христос ко всем этим людям не благоволил? И обратно: поскольку Евангелия не содержат свидетельства о том, что Христос кому-либо отказал в исцелении, означает ли это, что Господь ни к кому не благоволил вообще? Абсурдность и даже кощунственность такого рода предположений очевидна, как очевидно, что изрекающие подобные словесные перлы "отцы" находятся в состоянии глубокой прелести от врага рода человеческого. Когда кровоточивая женщина коснулась края одежды Христа, веруя, что исцелится, Он не отверг её, не сказал, мол, благоволение Моё на тебе, поэтому болей и дальше. Нет, Он сказал: "Дерзай, дочка, вера твоя спасла тебя!" (Лук. 8:43-48) Когда слепой, сидящий на обочине дороги, кричал: "Иисус, Сын Давидов, смилуйся надо мною!", Христос не сказал, мол, благоволение Моё к тебе в том, чтобы ты
мучился и дальше, а спросил: "Чего ты хочешь?" "Хочу прозреть", - отвечал слепой. "Прозри, вера твоя спасла тебя!" (Лук. 18:35-43)

Возражение, что эти чудеса творились Господом в особое время - время Его пребывания на земле в телесном образе смертного Человека, а теперь не то, теперь время, когда "друзья жениха" постятся (и соответственно, скорбят и хворают), ибо оставлены (см. Матф. 9:15), во-первых, противоречит словам Христовым о посте как периоде радости (Матф. 6:16-18), во-вторых же, Христос уверяет, что "где двое или трое собраны во Имя Моё, там и Я посреди них" (Матф. 18:20). Христос неизменен: по словам апостола - Он всегда Тот же, каким и был до начала времен, каким и останется до конца времен (Евр. 13:8), то есть нет никаких оснований полагать, что Он сегодня в Божественной природе Своей какой-то иной, отличный от Того, Каким был на земле. Поэтому очевидно, что говорить о болезни как благоволении Божьем справедливо только в случае наставления безбожника, грешника посредством кратковременного страдания на путь истинный. Во всех остальных случаях хворей и скорбей телесных и душевных благоволение
Господне заключается как раз в исцелении страждущего по вере его, чему лишним подтверждением служат чудеса, происходящие и в наши дни (чудесных исцелений, конечно же, не было бы, если бы Господь не благоволил исцелять Своих верных, если бы Он не благословлял их здоровьем).

Кто-то приходит к Богу посредством такого вот болезненного толчка - такими людьми полны церкви любой деноминации - и они поистине не забыты в Царстве Божьем, но насколько счастливее те, кто пришёл к Богу не потому, что его шандархнули по голове хвори, скорби и беды, а потому что "от избытка сердца говорят уста" и в радости славят святое Имя Его! Священное Писание советует: "Не уклоняйся ни направо, ни налево" (Притчи 4:27). Один святой подвижник говорил: "Не нужно проповедовать, что путь в Царство Божье прост - люди будут легкомысленно к нему относиться. Не нужно и говорить, что путь этот непомерно тяжёл - люди оставят его. Но нужно избирать середину".

Тем, кто только подходит ко Христу, новоначальным, "младенцам духовным", не годится с ходу проповедовать Судию, Грядущего с воинством небесным судить грешников и отправлять их на муки вечные, хотя это так и есть, и Сам Господь свидетельствует нам об этом. Младенцев не кормят мясом, но поят молочком - эти слова св. апостола Павла никогда не потеряют своей актуальности! Проповедь Христа - это проповедь Радости духовной, Его новость - Хорошая Новость (буквальное значение греческого слова "Эваггелия") об освобождении от смерти и греха. Но, вместе с тем, человека нужно приучать к мысли, нужно помочь осознать, что за это глобальное освобождение заплачено очень дорогой ценой - самой дорогой в мире, ценой Крови Сына Божьего, воплощенного в плоти человеческой, чтобы взять на Себя заразу греха.

Идеальной является "сбалансированная проповедь" Евангелия, без перекосов как в сторону умертвляющей аскетики так и в сторону "Евангелия процветания", "инклюзивного Евангелия", которое возрождает древнюю ересь "апокатастазиса" о грядущем всеобщем (с сатаной включительно) прощении и спасении. Иисус - не всепрощающий бродяга Иешуа Га-Ноцри из романа "Мастер и Маргарита". Он - на самом деле Мессия-Христос, Помазанник, то есть - Царь. Его царственное величие будет явлено в других образах - образах Второго Пришествия и Окончательного Суда над живыми и мертвыми, в полном поражении сатаны и его прислужников, в уничтожении старой земли и сотворении Новой Земли и Нового Неба. Евреи ожидали увидеть и желали видеть Его полководцем, сокрушающим Рим и восстанавливающим престол Давида в Иерусалиме. Но как грозный впоследствии Давид пас овец, являясь прообразом Первого Пришествия, так и Царь царей пришёл к людям не судить и карать, а спасать (Иоан., 12:47), пришёл как Пастух к Своим заблудшим овечкам и сказал: "Не бойтесь!".

Итак, Царь, унизившийся до юродства, до нищеты, до бродяжничества - Мессия, вступающий в Иерусалим верхом на ослёнке, а не на коне, как покоритель земных царств. А ведь именно таким - покорителем - Его желали видеть евреи! Именно такого Мессию они ждали веками, и лишь немногие пророки прозревали Его истинный лик - Князя мира, Который "обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Исаия 2:4). Иисус Назарянин пришёл со словами "Мир вам!", "Заповедь Новую даю вам: да любите друг друга!", Он пришёл как Пастырь Добрый спасать и миловать своих овечек. Повторимся: в образном ряду Священного
Писания событию первого пришествия Господа в мир соответствует фигура Давида-пастуха, второму пришествию "в Силе и Славе" соответствует Давид-царь, могущественный, грозный, неукротимый "лев из колена Иудиного" - вот баланс Книги книг, который необходимо осознавать для верного её понимания и верной проповеди.

Несбалансированная проповедь одного лишь "Евангелия радости", паче того "Евангелия процветания", служит к соблазну и погибели верных, к тому самому угождению плоти, от которого предостерегает апостол. Безусловное спасение и прощение всех грехов отменяет необходимость брани духовной, войны со своими пороками, стремления быть совершенными, как Отец наш Небесный, рождает вседозволенность и новый грех, еще больший прежнего. Если нет наказания, почему же нельзя совершить преступление? Ведь всё, всё будет прощено милосердным Богом! Вот так сатана зеркально отражает глупость, сказанную Достоевским, которой тот характеризовал душевное состояние безбожника (если Бога нет, всё позволено) - "если Бог есть, всё позволено"! Впрочем, этот шулерский приём давно известен, обличён и разрушен святым апостолом Павлом в Первом послании к
Коринфянам. "Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6:12). Бог не только не бывает поругаем, но и не бывает искушаем: Иисус мог броситься вниз с крыши Иерусалимского храма, и ангелы понесли бы Его на руках - Ему, как сыну Божьему, это было "позволительно". Но Он отвечал дияволу: "Сказано, не искушай Господа Бога твоего". И мы не станем испытывать Бога, Который и без того слишком долго терпит нас, не желая, чтобы хто-нибудь погиб для жизни вечной.

Кстати, для ранней церкви нормой был дифференцированный подход к людям, чему свидетельство слова апостола Иуды: «К одним будьте милостивы с рассмотрением, а других страхом спасайте» (Иуд.1:22-23).

Баланс - это весы (англ. balance). Посмотрите на Крест - ведь это балансир! На одной чаше Ветхий Завет Господа с избранным народом, евреями. На другой - Новый Завет Господа с избранным народом из людей по всей Земле, без учёта происхождения, состояния, пола, возраста...

На одной чаше Закон, на другой - Благодать.

Благодать не нарушает Закон, но преображает его: запретительный Декалог Моисея преображается в разрешительную универсальную формулу: "Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом Закон и Пророки" (Матф. 7:12).

Но как без покаяния нет спасения, так и невозможно проповедовать безусловное всеобщее спасение, девальвируя тем самым цену Голгофской Жертвы. Без Жертвы нет Воскресения, без Великого поста - светлой Пасхи. В этом смысле Godspell необходимо сбалансировать: возможно, просмотром пассии "Иисус Христос Суперзвезда" или пассии Мела Гибсона "Страсти Христовы", представляющей нам Мужа Скорбей с католической натуралистичностью и всесокрушающим пафосом победы над смертью - смертью на Кресте.


[1] Цитата из книги "Носители духа Святителя Игнатия: мысли о духовной жизни в современном мире из писем игумена Никона (Воробьева) и схиигумена Иоанна (Алексеева)", без места и даты издания, с благословением епископа РПЦ МП (стр. 38-39).


Рецензии