Кто Тебе, Создатель, разодрал хитон?

Святой Петр стал Александрийским архиепископом в то время, когда нечестивые римские императоры Диоклитиан и Максимиан начали безжалостные гонения на христиан.

Христовыми мучениками были переполнены тогда все темницы, кровь их заливала все улицы, города и окрестные поля. В это страшное и скорбное время святитель Петр управлял Божьей Церковью в непреодолимой твёрдости духа, в терпении и больших трудах. Он тайно посещал заключенных в темнице христиан, утешал страдающих, поддерживал в ослабевающих твердость в вере, помогал сиротам и вдовам, проповедовал Слово Божие, непрестанно молился о всей своей пастве. И Господь хранил его от рук гонителей.

И тут новая буря поднялась над Церковью. Ненавидя служителей истины, враг рода человеческого приложил к одному гонению другое – в Александрии восстал учитель злочестия Арий, отрицая Божество Иисуса Христа. Святитель Пётр выступил против его еретического учения, вразумлял, увещевал, наказывая и запрещал, но всё было тщетно. Арий оставался неисправимым и не хотел прислушаться к слову правды. Убедившись в этом, святой отлучил хулителя Божества от Церкви.

Несмотря на гонения, число христиан в Александрии все более и более возрастало. Многие язычники, внимая богодухновенным словам святителя Божия и видя твёрдость христиан, прозревали, обретали веру, оставляли идольское служение и приходили к святому Петру, чтобы получить крещение.

Император Максимиан, узнав об этом, послал трибуна с воинами, чтобы схватить и казнить святого. Римляне, придя в Александрию, нашли святого Петра в храме, схватили его прямо во время богослужения и заковали в тяжелые оковы.

Тогда множество народа со всей Александрии собралось перед темницей, в негодовании и возмущении, кто с криками, кто со слезами, требуя освободить святого Петра... Дни потянулись за днями. Огромная толпа народа, день и ночь находясь у темницы, не позволяла вывести на смерть святого Петра. Христиане готовы были сами погибнуть, но не допустить неповинной казни их духовного отца, учителя и врача их душ…

Когда все это происходило, Арий решил, что теперь, после казни святого Петра, сможет стать Александрийским архиепископом. Он пришел к нескольким уважаемым священникам, изображая раскаяние в своей ереси, и умолил их просить за него Петра, чтобы он простил его и принял бы в церковное общение.

Но Бог, знающий все человеческие сердечные помыслы, видел и лживое сердце Ария. Он явился ночью блаженному Петру, открыл ему все лукавство еретика и повелел не принимать его в Церковь.

И когда наутро христиане, во главе с иереями Ахиллой и Александром, придя в темницу, стали просить святого архиепископа, чтобы он простил Ария и принял его в Церковь, блаженный Петр, вздыхая и плача, ответил им:

- Возлюбленные, не знаете, о ком просите, - просите о том, кто терзает церковь Христову. Вы знаете, что я люблю своих овец и не желал бы, чтобы какая-нибудь из них погибла. Больше всего я молю Бога, чтобы Он всем подал прощение грехов и спасение; только Ария я отвергаю, ибо он самим Богом отвержен, и от святой Церкви отлучен не столько моим судом, сколько Божиим, так как он не перед человеком, но перед Богом согрешил, хуля тайну Святой Троицы, делая разделение между Отцом и Сыном и Святым Духом…

Затем, отведя в сторону пресвитеров Ахиллу и Александра, как своих преемников на Александрийской кафедре, сказал им:

- Не думайте, что я несправедлив к Арию… Как можно его простить, когда душа его переполнена обманом и хулой? Ибо от сердца его течет река хуления на Всемогущего Сына Божия; он называет созданием Того, Кто Сам Создатель всего видимого и невидимого. Если я и проклял его, то не сам, а по соизволению Христа Бога моего, Который явился мне в эту ночь. Когда я как обычно молился, вдруг великий свет озарил темницу, и я увидел Господа моего Иисуса Христа, имеющего лицо ярче солнца, так что я не мог смотреть на неизречённую славу лица Его. Он был одет в белый хитон, разодранный сверху донизу; и придерживал его на груди обеими руками. Меня объял ужас и трепет, и в страхе спросил я: "Кто Тебе, Создатель, разодрал хитон?" Господь же отвечал: "Арий безумный разодрал Мне хитон, так как он отделил от Меня людей, которых Я стяжал Своей Кровью. Остерегайся и не принимай его в церковное общение: он замышляет лукавое и враждебное против Меня и народа Моего. Вот хотят просить тебя о нем, чтобы ты простил его; но ты не слушай их и не принимай волка в стадо. Заповедай Ахилле и Александру, которые будут после тебя епископами, чтобы они не принимали его". Вот я вам возвестил, что мне велено было.

И возвестили пресвитеры людям все слова, сказанные блаженным Петром об Арии, и то, что он заповедал им, чтобы не принимать Ария в церковное общение, как волка в овечьей шкуре и врага Сына Божия.

Потом святой Петр, видя, что христианский народ не пускает царского слугу, посланного вывести его из темницы на казнь, и боясь, чтобы не произошло большого кровопролития, решил тайно отдать себя палачу. Он послал к трибуну надежного человека со словами: "Приходи тайно ночью в темницу и, пробив заднюю стену, возьмешь меня".

Тёмной, ненастной ночью римляне разобрали заднюю стену тюрьмы, и в шуме бури никто из верных не слышал, как пробивали стену. Святитель сам вышел из темницы навстречу палачам. Воины, удивляясь мужеству святого, вывели его за городские стены и обезглавили. Это произошло в 311 году…

Память святого священномученика Петра, архиепископа Александрийского, Церковь совершает 25 ноября (8 декабря н. ст.).


Рецензии