VII гл. И это все о нем. Последний этап

    Еще в апреле Радищев начал готовится к отъезду, он закупает для дальнего путешествия два возка, больше похожие на кибитки с крытым верхом. И только в середине лета семейство Радищева тронулось в путь. Ранним утром 30 июля  два возка выехали из города и, минуя село Ивановское проехали за село Абалак. Там чуть поодаль от околицы караван спустился к переправе. Радищев и его спутники мысленно попрощались с этой гостеприимной землей, глядя как могучий водный поток сибирской  реки, словно перекатываясь волнами,  несся на север. Семь месяцев, прожитых в Тобольске, были для ссыльного глотком любви и счастья, здесь он приобрел уверенность в своих силах. Рядом была семья и любимая женщина.   Паром быстро переправил несчастных путешественников. И вот уже покатили возки по Сибирскому тракту, поднимая пыль. Замелькали верстовые столбы, отсчитывая расстояния такого долгого и трудного «путешествия». Дорога через Вагай  шла вверх по течению Иртыша, то приближаясь к реке, то убегая от нее в сторону. По столбовой дороге мчались курьеры, перевозившие почту, навстречу двигались обозы купцов, а также прочий служилый люд из Тары.

   Радищев пытается наблюдать за природой, которая менялась по мере удаления от Тобольска. Местами тайга стояла стеной, густо пахнущей смолой пихт, а местами виделись кедровники, покрытые синью гладью, перемежаясь открытой местностью с лугами и болотами.

    Писателя такая удивительная красота природы приводит временами в восхищение. О чем он сделает запись в походном дневнике:   « Какая богатая страна эта Сибирь, какой мощный край. Понадобится еще столетие, но когда  временем она будет заселена, то сыграет великую роль в анналах мира…».

    Интересно, но Радищев А.Н. за два столетия предсказал роль Сибири в жизни не только страны, но и части мира.  Ведь с прокладкой железной дороги и открытием запасов нефти и газа, край преобразился. И наверно еще долгие годы будет основным кормильцем нашей многострадальной России.

 ***

  Немного истории. Этот Сибирский тракт еще не до конца был обустроен, так  в 1689 году 12 (22) ноября был издан царский указ о строительстве пути, который соединил бы центральную Россию с Сибирью. Но после указа тракт обустраивался и обживался  почти до середины XIX века, так на Тобольско - Тарском участке было обустроено 20 почтовых станций.

   На Сибирский тракт переселяли ямщиков из европейских регионов России, более того Сибирская канцелярия предложила воеводам переселять крестьян и разночинцев. Переселенцам были представлены льготы на два года. Они освобождались от всех повинностей, кроме подушной подати за то, что на них возлагалась перевозка курьеров и чиновников по службе.

 В 1748 году Сибирская канцелярия направила в Тару и Томск указ с требованием « на тех дорогах, где больше проезжают всякого звания люди по нужнейшим делам, построить станции и зимовья, на каждом из коих должно находиться по 4 хороших лошадей».

   В своем дневнике Радищев А.Н. напишет об увиденном объявлении на одной из почтовых станций: « У почтовой избы висит доска, на которой написано, сколько от стану в обе стороны верст, - дабы не было споров и обманов, переслана от казенного наместничества».

 ***
    И вот в это время, период создания постоянного пути по Сибири, ехал в свое вынужденное путешествие наш герой,  «государственный преступник» А.Н. Радищев. И появится в походном дневнике 9 августа запись о строительстве новой дороги от Тобольска на Тару.

  Сибирский тракт это немой свидетель истории, каждая верста которого хранит тайну прошлых столетий. Она помнит и тех несчастных каторжан, шедших в кандалах по этапу, их заунывные песни и сдержанный плач, и стон, а также грабежи и убийства купцов лихими  разбойниками. И сколько их, не добравшихся до места, осталось лежать на обочине, известно только богу, да и тем старым березам и соснам, стоящих на этом тракту.

***

   После тяжелой дороги семья писателя добирается до Томска. В 4 верстах от Томска на пароме переправляются через Томь. О чем он пишет своему другу в письме от 23.08.1791 года: « после утомительного пути из-за постоянных дождей, и прибыв в Томск через три недели и один день по нашем выезде из Тобольска. Повозки от такой дороги поломались. До Иркутска осталось 500 верст ».

   Делали лишь короткие остановки на почтовых станциях, которые мало чем отличались от большой деревенской избы. В ней было два помещения: комната для проезжающих и комната для ямщиков.

  Два месяца и восемь дней ушло на дорогу до Иркутска.  По прибытии в город, писатель временно прекращает вести дневник. Во второй половине дня 8 октября 1791 года экипажи въехали в город и по пыльным улицам проследовали к губернаторскому дому. Здесь его уже ждали и встретили очень хорошо. Об этом, в своей книге « Сибирская ссылка XVII - начало XX века в исследованиях современников», изданной в 2013 году в Иркутске, как учебное пособие, напишет профессор, автор А. А. Иванов. Он делает выписку  из письма генерал -губернатора  Иркутской губернии И. А. Пиля  графу Воронцову А.Р.: « 8-ого числа сего месяца приехал сюда и господин Радищев со свояченицею своей и с детьми. А дав ему от дороги отдохновение, буду советовать с ним, каким образом будет удобно в месте ево пребывания, завести дом для его жительства, и как теперь ему отсюда по совершенно дурной дороге до настоящей  зимы ехать».

 ***
   Здесь опальный писатель старается использовать кратковременную остановку для ознакомления с краем. Он чувствовал себя свободным также как и в Тобольске, насколько было возможным в его положении. Иркутск был заселен чуть более 9,5 тыс. жителей с двумя гостиными дворами и несколько казенных магазинов.  Основная деятельность была это кожевни, мыловарни, множество кузниц, мельниц, кирпичные сараи и один стекольный завод.

  Знакомится с различными сферами деятельности горожан, интересуется Кяхтинским торгом. Отмечает засилье китайских товаров, значительно больше, чем в Тобольской Губернии (наместничестве).

   Длительное время Радищев проводил в библиотеке Главного народного училища.  Бывал  неоднократно в гостях и у генерал-губернатора И. И. Пиля. Встречался с епископом Иркутской и Нерчинской епархии Вениамином, возможно,  он беседовал об узаконивании брака с гражданской женой, Е.В. Рубановской. Ходил семьей в местный театр, так сын Павел вспоминает о некоторых постановках - спектакль Д. И. Фонвизина «Недоросль», оперу и др.

   Он знакомится с известным купцом и путешественником- мореплавателем, «русским Колумбом»  того времени Григорием Ивановичем Шелиховым, который недавно вернулся из Охотска. Беседы часто проходили в конторке основателя «Северо-Восточной Американской кампании», где Шелихов рассказывал о своих путешествиях и планах. Шелихов Г.И. является первопроходцем по освоению Северной Америке, при его участии там появились первые русские поселения.

   Его сокровенной мечтой было освоение  морского пути  из Сибири через Таймыр, Вайгач, Белое и  Баренцово моря в Европу. И только в XX веке такое стало возможным, Северный морской путь заработал благодаря ледоколам России. Возможно, что Шелихов Г.И. поделился с писателем и о готовящейся новой экспедиции, которая готовилась втайне и состоится в 1792-93 годах.

  Находясь в Иркутске, Радищев почти еженедельно переписывается с графом. И только 20 декабря 1791 года он выезжает к месту отбытия ссылки, в Илимский острог. Ангара еще не замерзла, поэтому пришлось ехать Якутской дорогой. Из-за чего путь удлинился на сотни километров, он проходил вдоль берега реки Лены.  Вечером 2 января 1792 года экипажи добрались до конечной точки, места отбывания ссылки Радищева -  Илимск

 ***
 
  Почти до середины XVIII века Илимск был для Восточной Сибири основным пунктом пушного промысла, пашенного земледеления и транспортного  пути по передвижению людей и грузов как далее на Камчатку, Якутию так и  в Монголию, Китай. Но быстрое развитие Иркутска постепенно снизило значение Илимска. Упала торговля, закрылись местные промыслы. И из городка, который представлял, из себя улицу с многочисленными переулками, вытянутую вдоль берега реки Илим, он стал заштатным селением. И вот ссыльный Радищев прибывает в этот городок-острог, обнесенный высокими стенами с полуразрушенными башнями,  в котором проживали последние жители, когда-то многолюдного городка. И как пишет он графу Воронцову: « Во всем поселке 45 домов, а тот, в котором я живу 46-й,  дом воеводы рядом с церковью и городской ратушей, стоит посредине поселка. Есть еще 15 пустых домов» - отмечает он.
   
     Конечно, после Иркутска начало проживания в остроге было очень тяжелым. Радищев сообщает с сожалением: «здесь нет ни сапожника, ни портного, ни свечных дел мастера, ни слесаря». Немногочисленное население Илимска состояло из мещан, казаков и крестьян, а волостное село было за 200 верст, вверх по течению Илима. Наступили скучные и однообразные дни. Дом бывшего воеводы, в котором поселился ссыльный писатель, оказался  ветхим и холодным. И неудивительно, что вскоре заболела Е.В. Рубановская. Здесь сказался, и долгий путь переезда, и суровый климат. Болезнь затянулась, она не вставала несколько месяцев с постели. Дети тоже болели, но не так сильно, сам Радищев А.Н.  был угнетен всем этим. Более того у него были головные боли и он замкнулся в себе, « затаив горе глубоко в себе». И основным занятием его было чтение книг и обучение детей. Занятия с ними проводил по истории, географии, французскому и немецкому языкам. И лишь спустя некоторое время Радищев начал оживляться, стал лечить местных жителей. Лечил он по воспоминаниям сыны Павла очень удачно.

    В письме от 6 февраля 1792 года своему другу-покровителю графу Воронцову он напишет о вложении под проценты, накопленные им деньги знакомому купцу. Вероятно, это был Г.И. Шелихов, через губернатора И. А. Пиля  ему были переданы деньги.

   Он планирует обзавестись хозяйством и  распахать для этого новь в 10 десятин. Уже 6.02.1792 года он пишет Воронцову: «сейчас у меня в хлеву имеются четыре живых существа – корова, питающая нас молоком, теленок, баран… и самка оленя – подарок одного тунгуса».   За время ссылки  семье Радищевых увеличится, Елизавета Васильевна родит троих детей: двух девочек Аню и Феклу, и сына Афанасия.

  Справляться с таким большим хозяйством помогала прислуга, которой было восемь человек.

  С приходом летних дней писатель  принялся за строительство нового дома в центре поселка. В этом ему помог иркутский губернатор, он прислал плотников. А. Н. Радищев строил дом по своему проекту (статья « История Сибири в письмах и произведениях А. Н. Радищева» сайт Сибирская заимка).

  Новый дом состоял из 8-ми комнат, здесь же был кабинет и библиотека. В своем доме он организовал школу, где учил местных ребятишек. А сын Саша местного исправника Н.А. Ковалевского почти год воспитывался с детьми Радищева. К сожалению, в 1793 году исправника по ложному доносу снимают и присылают взамен нового чиновника, который относился к Радищеву с пристрастием. 

  Вместе с сыном Павлом, (сыну было более десяти лет),  он совершает поездки к устью Илима, изучает флору края, собирает целебные травы. И часто бродит с ружьем в окрестностях по горам и лесам, плавает на лодке по реке Илим. В свободное время занимался химическими опытами. Он выписывает несколько столичных и иностранных журналов, был всегда в курсе новостей. Здесь он напишет ряд литературных работ, в том числе и  « Письмо о Китайском торге», в котором, он изложит свои наблюдения, подкрепленные рассказами нового друга, купца и путешественника Шелихова Г.И.

   Интересны замечания Радищева о доминировании китайской торговли в конце XVIII века на территории Сибири. Конечно такие выкладки для президента Коммерц-коллегии графа Воронцова А.Р., ведающего всей торговлей в России, были полезной информацией.

   Но вот уже в наше время, в начале XXI века Китай успешно конкурирует на всех континентах и занимает второе место в экономике среди мировых стран-лидеров. Мягкой поступью он покоряет рынки на планете.

***
  Опальный писатель старался передать опыт огородничества местным жителям по выращиванию овощных культур, той же моркови, о которой жители таежного края даже и не знали (статья «Путешествие из Петербурга в Сибирь» автор Борцова С.А., сайт «Народная энциклопедия Усть- Илима» 30.11. 2015 г.). Первый урожай картофеля уродился мелким, им он охотно угощал местных жителей и даже поделился семенами.

    Писатель и Е. В. Рубановская пытаются наладить общение с местными жителями, они ходят в гости к ним на праздничные обеды, и часто сами принимали их у себя дома. Из воспоминаний сына Павла: « Местные жители хорошо относились к отцу, уважая его за доброе отношение к ним. В общении с ними он был прост, и это привлекало к нему людей.  А вечерами ходили и на девичьи пляски, слушали народные песни. На масленицу катались с местными жителями на санях». Приставленная за надзором ссыльного Радищева охрана сильно не докучала, а вскоре один из них и вовсе отъехал в Иркутск.

   О характере отца, сын Николай в своих воспоминаниях пишет так: «Александр Николаевич, был нрава прямого и пылкого, все горести сносил со стоической твердостью, никогда не изгибался и был враг лести и подобрастия. В дружбе был непоколебим, а оскорбление забывал скоро, честность и бескорыстие были его отличительными чертами. Обхождение его было просто и приятно, разговор занимателен».

 ***
 
  Граф постоянно опекал опального писателя. С оказией посылал ему деньги, литературу, как зарубежные издания, так и русские газеты и публикации а также инструменты и лекарства. Об этом в своих письмах указывает сам Радищев А.Н. (воспоминания сына писателя Павла, « Русский вестник» 1858 года, декабрь, книга 2, стр. 410-413).

   Наличие денег вызывало у местных чиновников зависть, так местный урядник пытался  с Радищева взятку. Он думал, что писателя сослали в Сибирь за казнокрадство, как начальника Петербургской таможни. Писатель напишет об этом графу 20 ноября 1795 года так: « …меня преследуют и начинают с того, что пытаются унизить меня. Угадайте причину ли Вы. Думают, что у меня есть 40 тысяч; будь я один, меня бы это почти никак не тронуло…». И просит обратиться Воронцова к новому губернатору для защиты от напасти. К этой поре губернатор И.А. Пиль ушел в отставку.

***
 
  Такая размеренная жизнь в ссылке продлится более пяти лет, но писателю не суждено было отбывать полный срок ссылки. Императрица Екатерина II в возрасте 67 лет умирает в начале ноября 1796 года, и к власти приходит ее сын Павел I. Такой поворот событий в политической жизни России сократит и ссылку опального писателя.

  Новости, происходящие в России и мире в такое захолустье, как Илимск, всегда идут с задержкой, да и бездорожье стоит в этот период, которое прекращается с установлением санного пути.

 P.S. Продолжение следует
 


Рецензии
Дорогой Евгений! Под впечатлением от Вашей замечательной работы прочла
всю книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", а не маленькие школьные
отрывки. Выдающаяся литература и публицистика, во многом, злободневная
до сих пор. Бесстрашное, благородное сердце!
С уважением и благодарностью.

София Ладзарус   19.11.2018 11:20     Заявить о нарушении
Софья! Благодарю за оценку, желаю Вам Творческих успехов и отличного настроения. Евгений

Евгений Кошелев   19.11.2018 12:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.