Честь превыше прибыли

Прибыль превыше всего, но Честь превыше прибыли

У предпринимателей разных времён и народов был свой Кодекс Чести? Есть ли подобный Кодекс Чести у современных предпринимателей, как это было в купеческой России.
В России часто наблюдается обычай бранить все отечественное и преклонятся пред всем иностранным.
Россия для Запада всегда была загадочной  страной, которой боялись и никогда не любили. Европейцы смотрели на Россию, как на страну, выгодную для них, но создавали негативный образ, преимущественно по её невежеству, потому что русских легко можно было обманывать. Торговля, как и любая другая ветвь человеческой образованности, проходит различные положения.
 В первобытные времена она была соединена с разбоями и нападениями. На низкой ступени цивилизованного общества она неразлучна с коварством и обманом и, чем выше общество становится на пути нравственного и умственного образования, тем более и торговые отношения принимают характер честности.
 Если бы торговое сословие было на самом деле сборищем плутов и мошенников, не имеющих ни чести, ни совести, то, как объяснить те огромные успехи, которые сопровождали развитие народного хозяйства и поднятие производительных сил страны.
Промышленность России вышла из торговли, за редким исключением казёнными условиями, и не руками лиц дворянского происхождения (чиновников). Результаты говорят: торговое сословие было в своей основной массе здоровым, а не таким порочным, как его представляли иностранцы и как описаны в пьесах Островского, где изображены теневые стороны купечества, – «тёмного царства». Более точную характеристику купечества второй половины 19 века можно найти в сочинениях П.Д. Боборыкина. Боборыкин – видная фигура, вносившая оживление во всякую среду, в которой он вращался; служивший всю жизнь высшим идеалам общечеловеческой культуры, без национальной, племенной и религиозной исключительности. Русские промышленники и купцы всегда дорожили своей репутацией. В 1881 году в Петербурге вышла в свет книга «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом». Её автор И.Е. Зегимель, специализирующийся на изучении благотворительных организаций России и Европы, кратко сформулировал нормы, выработанные многими поколениями отечественных коммерсантов.
1. Деловые качества: здравый рассудок, быстрое соображение, твердость характера в исполнении всех дел. Каждый порядочный человек может выработать эти качества непоколебимой решимостью и силой воли.
2. Любезность и вежливость. Часто случается выслушивать незаслуженные дерзости; чрезвычайно важно не потерять самообладания и отнестись к подобным случайностям с полным тактом и хладнокровием.
3. Соблюдайте такт в вежливости. Если вы будете слишком рассыпаться в любезностях перед своими покупателями, то они могут принять это за оскорбление и насмешку; этим вы только оттолкнёте их от себя.
4. Наблюдайте за порядком во всех, даже малейших, ваших делах. Назначьте всякой вещи своё место, чтобы при первой необходимости вы могли найти её безо всякого затруднения и без затраты времени. Это чрезвычайно важное условие для каждого делового человека. Не ложитесь спать, пока все ваши вещи не приведены в порядок. Дорожите копейкой, как дорожите рублём.
5. Будьте систематичны и регулярны. Никакое дело у вас не может идти правильно и успешно, если вы не обладаете устойчивым характером и не имеете твёрдых правил. Регулярность вы должны соблюдать не только в ваших делах, но и в домашних обстоятельствах.
6. Работайте сами. Не полагайтесь на своих помощников. То, что вы можете сделать сами, не давайте делать другим. Если необходимо что-то делать другим, то, по крайней мере, наблюдайте за ними.
7. Держите всегда данное слово. Лучше не обещайте, если не уверены в том, что вы в состоянии исполнить обещанное, но раз давши слово, вы должны его помнить и свято исполнять.
8. Публикации. Если хотите делать большие дела, не жалейте денег на частые публикации о них в самых распространённых газетах.
9. Не гонитесь за делом, обещающим большие барыши, но сопряжённым с риском. Лучше занимайтесь такими предметами, которые дают хотя малую, но верную пользу.
10. Не тратьте весь ваш капитал на одно дело, особенно при начале.
11. Сосредоточение сил – одно из главных условий успеха. Занимайтесь только одним делом, всесторонне изучайте его выгодные и дурные стороны и не бросайте его, пока не убедитесь в невозможности успеха. Но если есть малейший шанс на успех, не отступайте, потому что постоянное и ревностное преследование одной цели непременно увенчается успехом.
12. Относитесь к своему делу с полным усердием, чем бы вы ни занимались. Работайте, когда случится надобность: рано и поздно, вовремя и не вовремя, одним словом, не пропускайте ни одного случая, который бы мог, хотя и медленно, служить успехам ваших занятий. Часто случается видеть, что иной исполняет своё дело усердно и основательно, наживает большие деньги, а его сосед, занимающийся тем же делом, всю свою жизнь остаётся бедняком, потому что он неохотно или без надлежащего внимания выполняет свою обязанность. «Ученик, идущий в школу из-под палки, никогда ничему не научится».
13. Будьте строго разборчивы в вы-боре помощников в вашем деле. Нанимайте таких служащих, которые безбедно могут существовать на назначенное вами жалованье. Семейный на маленьком жаловании существовать не может, он поневоле сделается нечестным и будет занят заботами о своих интересах.
14. Купец, дорожащий своей честью, не должен нанимать приказчика, конторщика или другого служащего, занимавшегося когда-либо у его знакомого, только в том случае, когда знакомый его попросит.
15. Говорите ясно и точно с вашими покупателями.
16. Никогда не скучайте.
17. Соблюдайте трезвость и выдержанность. Не входите в подробности чужих дел, не расспрашивайте о них ни прямо, ни косвенно, иначе почтут за назойливого человека.
18. Держитесь спокойно и хладнокровно в спорах о делах, как с покупателями, так и с продавцами. Как бы ни был оживлён ваш разговор, никогда не горячитесь и не жестикулируйте, не подавайте повода посторонним подслушивать его и судить по выражению вашего лица и по жестикуляции о чём вы толкуете.
19. Записывайте всё и никогда не держите в памяти того, что может быть записано сейчас.
20. Всякое дело основано на доверии, поэтому вы должны всеми силами стараться снискать себе полное доверие тех, с кем вам приходится иметь дело. Этого вы можете достичь разными путями, а главное – честностью и добросовестностью.
21. Соблюдайте экономию в ваших личных расходах, лучше живите ниже ваших средств, чем выше.
Состояние экономики и всего народного хозяйства напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый и ответственный, – сможет обеспечить духовными и материальными благами себя, а также своих ближних и свой народ. Стяжание богатства ради богатства ведёт в тупик и личность, и дело, и национальную экономику. Богатство само по себе не благословение и не наказание. Это, прежде всего, испытание и ответственность. Для нравственного человека собственность есть не только средство извлечения выгоды, но и средство служения идеалам добра и справедливости. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и делу. Обман покупателя в сфере услуг и торговле ведёт к потере доверия и нередко к банкротству предприятия.
Нравственное участие в хозяйствовании выражается, в том числе, в вежливости и корректности, сохранении самообладания в любой пограничной ситуации, уважении к чужому мнению, даже если оно ошибочно. Главный лозунг делового сословия России всегда звучал так: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Деловая репутация – это долгосрочный актив. Она долго зарабатывается, но легко теряется. Предпринимателям необходимо заботиться об интеллектуальном, духовном и физическом развитии каждой личности. Человеку должны быть доступны знания и сокровища культуры, возможность реализовать себя через образование, научную и творческую деятельность. Ведь личность, потенциал и таланты которой всецело раскрылись, принесёт максимальную пользу и обществу в целом, и конкретному делу в экономике. Работа должна не убивать, а развивать человека. Человек, занимающий высокий и ответственный пост и небрежно относящийся к своим обязанностям, гораздо ниже самого незначительного из своих подчинённых, если последний исполняет свои обязанности добросовестно. Необоснованное увольнение, низкая оплата труда, несвоевременная выплата заработной платы ставят наёмного работника на грань выживания. Напротив, бережное отношение работодателя к труду, здоровью и жизни ближнего несёт благо и для него самого, и для работников. Хозяйствование – это социально ответственный вид деятельности. В России оно немыслимо без благотворительности и меценатства. Степень благосостояния общества напрямую зависит от его отношения к социально незащищённым людям. Выделение части доходов на помощь пожилым и больным людям, инвалидам и обездоленным детям (дела милосердия) должно быть нормой для любого рентабельного предприятия, а также для любого состоятельного человека, в том числе и наёмного работника.
Долг каждого предпринимателя – внести свой посильный материальный вклад в развитие российской культуры, образования, медицины, науки. Вот что пишет В.П. Рябушинский: «В московской неписанной купеческой иерархии, – говорит он, – на вершине уважения стоял промышленный фабрикант; потом шёл купец – торговец, а внизу стоял человек, который давал деньги в рост, учитывал векселя, заставлял работать капитал. Его не очень уважали, как бы дёшевы его деньги не были, и как бы приличен он сам не был. Процентщик». (П.А. Бурышкин, «Москва купеческая», М. Столица,1990, стр.110).
Почётное место в народно-хозяйственной жизни России занимали семьи, которые из рода в род со-хранили значительное влияние, либо в промышленности, либо в торговле, но постоянно участвовали в общественной, профессионально-торговой и городской деятельности, и своей жертвенностью, или созданием культурно-просветительских учреждений обессмертили своё имя. Самые известные из них: Морозовы, Бахрушины, Найдёновы, Третьяковы и Щукины. Таких выдающихся и ярких представителей было много, всех в одной статье не перечислить. Вот какую характеристику им даёт В. В. Стасов: «…в течение первой половины 19 века выросла иная порода людей купеческой семьи, с иными потребностями и иными стремлениями, людей, у которых, невзирая на богатства, всегда было мало охоты до пиров, до всякого жуирства и нелепого прожигания жизни, но у которых была великая потребность в жизни интеллектуальной, было влечение ко всему научному и художественному. Они постоянно ищут  товарищей и знакомых в среде интеллигентной, истинно образованной и талантливой, интересуются их творчеством. Эта деятельность лучшей части московского купечества в продолжении первой половины нашего столетия, такая светлая, такая благородная, такая изумительная принадлежит важнейшим страницам истории русского народа» (П.А Бурышкин, «Москва купеческая», М. Столица,1990, стр.112).
Подобная деятельность лучшей части купечества 19-20 веков принадлежит важнейшим страницам истории русского народа. Главный лозунг делового сословия России всегда звучал так: «Прибыль превыше всего, но Честь превыше прибыли». Деловая репутация - это долгосрочный актив. Она долго зарабатывается, но легко теряется.
© - Чупин Валериан Дмитриевич


Рецензии
Здравствуйте, Валериан!
Если бы такие нормы (кодекс) соблюдали наши предприниматели, пусть даже, хотя бы пытались придерживаться определённым правилам, всё было бы не так печально, как мы имеем на сегодняшний день. Но, честь предпринимателя нынче не в чести. Каламбур, однако.

С уважением, Олег!

Олег Литвин 2   31.03.2020 18:12     Заявить о нарушении