С любовью к родному северу

(о К.И.Коничеве: 1904 - 1971)

"Знаю, что каждому, кто называется писателем, полагается иметь талант или хотя бы  творческое  дарование…  В утешение себе и в назидание другим могу сказать,  что и таланта будет  недостаточно,  если  нет к нему  приправы из умения,  знания жизни,  книжного знания и трудолюбия" (Константин Коничев)


Константин Иванович Коничев – человек, прошедший трудный и долгий путь писательской стези. Он пережил многие события истории России, Русского Севера,  рассказывал об этом в своих художественных произведениях.  Он много путешествует по Северу, проходит маршрутом Петра I, интересны ему и другие страны.  Коничеву довелось побывать в странах экваториальной Африки, Египте и Греции. Да и живет он: то в Вологде, то в Архангельске, то в Сыктывкаре. Везде много пишет, изучает родную северную сторонку, быт людей, фольклор, историю. Его книги от этого точны в описании, правдиво отражают события.

Михаил Дудин отмечал: «Он оставил добрые книги о добрых  людях своей Вологодчины, своего Севера, они будут жить долго, пока живет его народ,  пытливый и талантливый,  в который он верил,  которому  служил всей своей жизнью".

Константин Коничев родился на Вологодчине. Вот как он рассказывает о себе в автобиографии: "Фамилия наша не знатная.  Предки были бедны,  но  жизнеспособны.
Прадед мой Кондратий, по-уличному - Коняха, продержал-ся на земле около ста лет.  Дед мой Александр Коняхин жил не менее.  Его  сыновья  стали называться "Коняхины   дети",   затем писались Кониными.  Щедрая плодовитостью  моя  бабка  Александра Конина рожала  детей  погодков девятнадцать раз. Не могу знать, сколько лет прожил бы мой батько-тятя Иван Александрович, если бы осенью 1910 года он не поспешил  умереть после сильной смертельной драки. Моя мать Мария Петровна умерла годом раньше отца,  а  мачеха, овдовев, сбежала  замуж,  оставив  меня  на попечение общества и опекуна...

  Помню себя пятилетним на похоронах матери. Отец  утирает слезы, причитает тетка Клавдия. Я не плачу,  У меня полные карманы пряников; кто-то дал,  жалеючи сироту.  Чтобы вызвать  и  у  меня  слезы,  тетка проревела:

                Ой, ты Марьюшка, горемычная,
                Закатилась ты, ясно солнышко,
                Да возьми-ка с собой сиротинушку,
                Не оставь его злой мачехе,
                Чужим людям неласковым...

     При этих словах  Клавдия  столкнула меня в наполовину засыпанную могилу.  Тогда заревел и я.  Как не зареветь.  Такого испуга ни  разу, никогда  в  жизни  мне  переживать  не приходилось.  Кто-то спрыгнул в могилу, взял меня, выставил на край. И тут я скоро успокоился, ибо мой отец,  по  достоинству,  железной лопатой плашмя лупил по спине кривую тетку.

С похорон  отец  вернулся  пьяный,  но невеселый.  Я щедро угощал пряниками ребятишек. Колька Травничек благодарно мне сказал:
 - Приходи, Костюха,  и  мою  маму  тятя  уколотит,  я  тебе тоже пряников дам...
   
Таково мое  не очень-то радостное детство.  Потом не стало у меня ни отца,  ни даже мачехи...  Впрочем,  в "Деревенской повести" все то, что  касается  Терешки  Чеботарева,  имеет  прямое  отношение  к  моей биографии...".

Шла осень 1911 года.

Сельская община по тем временам не выбрасывала сирот на улицу, детских домов-приютов на Севере было очень мало. Его судьбу решил сельский сход, который определил Константина к опекуну. Затем учеба в церковно-приходской школе, работа учеником сапожника, батраком на сельскохозяйственных и лесозаготовительных работах.

Октябрьская революция 1917 года изменила деревенскую жизнь. С фронтов мировой войны возвращались солдаты к земле, в крестьянские многодетные семьи. Они  устанавливают в деревне Советскую власть.  Об этом времени позднее писатель К.Коничев напишет «Деревенскую повесть». В те годы ему пришлось участвовать в боях на Северном фронте против англо-американских захватчиков.

Вернувшись с войны, Константин пробует писать стихи, частушки, раешники, заметки в газету «Красный Север».

В 1923 году он вступил в комсомол, стал избачом.  Агитировал крестьян за новую жизнь, за декреты Советской власти, её дела. Он много ездит по Вологодской области, встречается с интересными людьми, ведёт записи событий, реальных ситу-аций, проблемных моментов в жизни земляков, появляются его очерки и рассказы.
В 1929 году Коничев выпускает в Вологде свою первую небольшую книжечку рассказов "Тропы деревенские".  Позднее в книге «Кое что о себе» он писал:"Троп"  в  ней  никаких не было.  А были задворки - теневые стороны деревни...  Старшие товарищи  заставили  от нее "отмежеваться" или же скупить в киосках все экземпляры и сжечь. Во избежание недоразумений,  я сделал и то  и  другое".

Всё же его заметили, направили на заочное обучение в Литературный институт, где ему довелось познакомиться с писателями - А.  Серафимовичем,  В.  Вересаевым,  А.  Толстым,  М. Пришвиным,   Л.   Леоновым,   слушать   их   выступления.

В тридцатые годы Константин Коничев публикует повести «Лесная быль» (1934), «По следам молодости» (1936), очерки  "Боевые дни" (1938),  "За Родину" (1939), начинает работать над «Повестью о Федоте Шубине», которую закончит и опубликует после Великой Отечественной войны в 1951 году.

Этой книгой он открыл серию художественных историко-биографических повестей о талантливых людях Севера.

В книге очерков "Люди  больших  дел" (1949)  он  показал нам  северян -  мореходов и кораблестроителей,  покорителей  Арктики,  людей  науки  и  искусства; это -  холмогорцы Михаил   Ломоносов, Федот  Шубин; землепроходцы-устюжане Семен  Дежнев,  Владимир Атласов,  Ерофей Хабаров;  каргополец  Александр  Баранов;  морской капитан Владимир  Воронин.

За "Повестью о Федоте Шубине" выходят  "Повесть  о  Верещагине"  (1956),  "Повесть  о Воронихине" (1959), "Русский самородок. Повесть о Сытине" (1966).

Интерес к этим книгам сохраняется спустя многие десятилетия. И это не случайно. Автор обладал большими знаниями фактов, документальных материалов. Он проделал огромную исследовательскую работу в архивах.

Во время Великой Отечественной войны Коничев на Карельском фронте, а в 1945-м воюет ещё и против японцев на Дальнем Востоке.  Об этих событиях он рассказал в книге "От Карелии до  Кореи" (1948).

После войны Константин Коничев возглавил Архангельскую писательскую организацию и альманах «Север», был главным редактором книжного издательства в Архангельске, а затем главным редактором Лениздата.

В 1954 году выходят его книги «В местах отдаленных» и «К северу от Вологды». В этих произведениях он пишет о людях Севера, северного крестьянства. О жизни деревни повествует он и в книгах «В году тридцатом» и «Деревенские повести».

В конце 40-х – начале 50-х гг., а вернее всего ещё раньше, Константин Коничев начинает изучать материал для исторической повести "Петр Первый на Севере".  Книга готовилась долго, только к марту 1968 года она была в основном завершена.
Выхода её из печати автору не суждено было дождаться. Книга вышла в 1973 году, а Константин Коничев умер в 1971-м.

В 1969 г. он завершает работу над книгой «Из моей копилки». В книге собраны воспоминания и раздумья автора о себе и жизни. Этот сборник тоже выходит к читателю после смерти автора.


Рецензии