Северный морской путь. Тобольск и вся Сибирь

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ
ОТ ЛЕТОПИСЦА НЕСТОРА ДО ВЕКА ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО

Альманах «Тобольск и вся Сибирь. Северный морской путь» – кн.28 – в 4-х томах – Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» – 2018 г. Главный редактор Ю. П. Перминов. Оформление И.Е. Лукьянов.
__________________ 

ПЕРВЫЙ ТОМ  альманаха «Тобольск и вся Сибирь – Северный морской путь» открывается фотографией, на фоне которой расположена знаменитая  фраза Михайло Васильевича Ломоносова» «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». На фотографии, занимающей  весь разворот – Северный ледовитый океан во время полярной ночи. В  центре кадра – легендарный атомный ледокол «Ленин» среди голубых ледовых просторов – символ величия человеческой мысли и  силы духа русских людей.
Следующий шаг погружает нас в самое начало ледовой эпопеи покорения  суровых просторов заполярного круга. Мы видим  карту Северного полюса, исполненную Герардом Меркатором в 1569 году и опубликованную Хендриком Хондиусом в 1606 году. От русских  первопроходцев Севера ХI века и отсюда, от этой отправной первой  картографической точки, и начинается  история  Северного морского пути длиною   почти в девять столетий.
Далее мы сразу переносимся  в двадцать первый век, где в  тексте Федерального закона №132 ФЗ от 28 июля 2012 года, подписанного Президентом России,  находим уже видимый результат этого многовекового пути: «Под акваторией Северного  морского пути понимается водное пространство, прилегающее к  северному побережью Российской федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединёнными Штатами Америки и параллелью  мыса  Дежнёва в Беринговом проливе, с запада  меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией  архипелага Новая Земля и западными границами проливов  Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар».
Таким образом, Северный морской путь, освоенный героическими усилиями многих  исследователей Севера и  русских мореходов, в настоящее время есть узаконенная на  международном уровне морская дорога, транспортный коридор глобального значения, проложенный  во льдах  великого океана, окружающего Северный полюс. Если взглянуть на  этот факт оттуда, из времён Меркатора,  то нынешнюю реальность Арктики нельзя определить иначе как  самую невероятную фантастику.
Вступительная статья  председателя Президиума  общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Елфимова и председателя Попечительского совета фонда Юрия Шафраника  посвящена  Арктике, которая в настоящее время является  единственным районом, где Россия имеет пока неоспоримое господство  на суше, на море и в воздухе.
Продолжая  тему, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин  рассказывает о том, как правительство округа, несмотря на многие трудности, ведёт работу по созданию Арктического транспортного блока и созданию новых опорных зон развития  территории, ведь треть стратегических проектов в России – ямальские (нефть, газ).
История освоения Арктики и Северного морского пути  представлена в  историческом очерке Юрия Перминова «Русский путь – Великий. Северный. Морской», где   многовековая эпопея  продвижения  русских первопроходцев и исследователей   в приполярные просторы  показана на  примерах  многих  добровольцев, готовых жизнь положить за интересы Отечества.  Ещё в «Летописи временных лет» летописца Нестора упоминается  Новгородский посадник Улеб, который в 1032 году достиг Железных ворот – так именовался  тогда  пролив Карские ворота, и побывал в Югре. К ХVI  веку все берега Северного океана  поморам уже были известны,  а мореходствовать  они начали много раньше. Дальнейшее освоение морских путей и Арктики связано с именами русских первопроходцев   Федота Попова, Семёна Дежнёва,  Ивана Толстоухова, Меркурия Вагина, Якова Пермякова, которые фактически подтвердили  существование морского пути из Европы в Тихий океан.
Из опубликованной в первом томе  Хронологической таблицы событий, связанных с нахождением и освоением  Великого Северного морского пути, читатели  могут ознакомиться с   героической  эпопеей  хождения  русских  людей в сухопутные и морские заполярные области, начиная с IX-X веков, с первых шагов  русских на Севере, и  до  сегодняшнего времени, когда в 2015 году  Дмитрий Медведев подписал  комплексный проект развития  Северного морского пути.
Писатель Сергей Марков  повествует об историях новгородцев, осваивавших Север, побывавших  в Норвегии и Скандинавии. Сколь трудны были такие путешествия, можно судить по словам архиепископа новгородского Василия: «Много детей моих видоки тому: на дышащем море червь неусыпающий и скрежет зубный, и  река смоляная Морг».
Очерк океанолога Владимира Визе посвящён  русским полярным исследователям  – Челюскину, братьям Лаптевым, Врангелю, Пахтусу, Седову и многим другим.  Тему продолжают основательные и детально-подробные статьи  Митрофана Боднарского – в том числе об открытии земли Франца-Иосифа,  Николая Вехова  – о борьбе России против экспансии в Арктике  других государств.
С интереснейшими фактами из истории освоения Арктики познакомится читатель  из этих материалов, например,  узнает о том, что в 1930 году  академику Г.А. Ушакову был выдан мандат, где он объявлялся Начальником Северной земли и всех прилегающих к ней территорий. И это было весьма важно, так как повышенный интерес к северным землям проявляли вездесущие американцы, англичане и канадцы. В 1928 году американцы собирались отрядить  в Северную Землю экспедицию из Сиэтла и пройти Беринговым проливом. Они небезосновательно полагали, что в полярных областях их могут  ожидать  новые географические и другие открытия. Действительно,  земли приполярных  областей и до сих пор хранят много загадок.
Статьи Эдуарда Крастина  и арктического штурмана Владимира Воронина посвящены уже  более поздним временам – работе морского флота на Севере, в том числе и  ледоколам. С предложением построить ледокол «Ермак»  для работы в Ледовитом океане  впервые выступил вице-адмирал С.О. Макаров ещё в начале 20 века.
Историки-исследователи Игорь  Ермаков и Александр Ярков  в своей публикации рассказывают о  жизни Северного морского пути в военные годы и героях северо-восточного фланга Арктического фронта, которого официально не существовало, но решающие сражения за Арктику состоялись именно здесь.  Эта статья  противостоит  материалам английских  публицистов, утверждающих, что исход войны решали  не сражения в восточной Европе, а  сражения в Тихом океане, Африке и Западной Европе. Якобы именно здесь и проходили решающие бои, в которых участвовали  главные ресурсы Третьего рейха, Великобритании, США и Японии. Это ещё одно свидетельство того, что сейчас наступил период активного переписывания, то есть фальсификации мировой  истории.
В первом томе альманаха  читатель найдёт и обстоятельные материалы журналиста Юрия Лейсова, посвящённые эпопее создания и современному состоянию российских арктических  портов – Мурманск, Архангельск,  Амдерма,  Дудинка и других.
В разделе «Как это было»  в материалах исторических очерков Николая Зубова,  Михаила Белова, Василия Пасецкого, Михаила Рокота  рассказано о путях   развития научных  представлений о географии Северных земель и  особенностях морских  заполярных путей, уточняющих знания русских  о возможностях  освоения Арктики.
В материалах Александра Андреева и Марии Дукальской  читатель найдёт самые загадочные мифы и легенды, связанные с  поисками мистических  земель, однажды виденных  представителями полярных экспедиций и нанесённых на карты, но в последствии никем не обнаруженных. Таковы легенды о земле Андреева, Санникова, Макарова, Джиллиса и других. Одна из красивейших  легенд повествует о земле Санникова. В 1924 году учёный геолог и писатель В.А Обручев  опубликовал научно-фантастический роман «Земля Санникова, или  Последние анкилоны». И как это водится,  текст  начал жить своей жизнью  в народной мифологии. В 70-х годах прошлого века  роман был экранизирован.
Особенное место в альманахе занимает материал океанолога Владимира Визе о первом сквозном плавании по Северному морскому пути, которое совершил полярный исследователь А.Э.  Норденштейн на сделанном из дуба зверобойном  пароходе «Вега», построенном в 1873 году. В качестве вспомогательного судна специально в Швеции был построен небольшой пароход «Лена». В экспедиции участвовали несколько учёных – ботаник, зоолог, доктор, геофизик, гидрограф. Экипаж состоял из 21 человека, не считая капитана. Капитаном «Веги» был лейтенант А. Паландер. Путь «Веги» начался от  западного побережья полуострова Таймыр (14 августа 1878 г). 26 сентября  пароход  был на пороге выхода в Тихий океан – всего в 200 километрах от Берингова пролива. Но здесь пришлось остановиться на зимовку. 18 июля, когда вскрылся лёд, «Вега» продолжила путь. Затем через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море пароход 24 марта 1880 года прибыл в Стокгольм. В результате Норденштейн  пришёл к выводу, что хотя и  морской путь из Атлантического океана в Тихий вполне возможен, но вряд ли он будет иметь когда-либо  значение для торговых судов.  Однако время показало, что Норденштейн ошибался.
В статье историка Александра Лосунова рассказано о  северных  экспедициях  адмирала А.В. Колчака, что  сыграло в последствии немаловажную роль в обеспечении Белой армии оружием, боеприпасами и другим необходимым снаряжением.
Много материалов в первом томе альманаха посвящено роли казаков в освоении русского Севера, одним из которых был  Семён Дежнев, якутский  казак, русский первопроходец. Немало и дворянских имён вписано в историю освоения  северных морских просторов, например, графа Фёдора Петровича Литке, внёсшего огромный вклад в становление северного флота и освоение  новых морских путей.

ВТОРОЙ ТОМ альманаха «Тобольск и вся Сибирь. Северный морской путь»  открывается разделом  «Судьбы и характеры». В очерке писателя Олега Химаныча  «Свояки»  рассказано о вековых добрососедских отношениях русских и норвежских моряков. Это очень характерное свидетельство того, как суровые условия Севера сближают и роднят людей независимо от их национальности. В семье норвежского промысловика  Северьяна Хонцуса, жившего в Варде,  было одиннадцать дочерей. Семь из них со временем вышли замуж за иностранцев. Трое уехали в Америку, четверо – в Россию. И трое из них породнились с известными россиянами.  Петра Марселия Хонцус – с русским ледовым капитаном Иваном Петровичем  Ануфриевым, который в 14 лет впервые вступил на палубу  ладьи «Святой Николай». В послужном списке Ивана Петровича значится множество ледовых походов, за что он и получил звание ледового капитана. 
Ещё одна из сестёр Хонцус – Елена сочеталась браком с известным русским промысловиком  Никитой Васильевичем Олонкиным. Он происходил из деревни Нижняя кадь Мудьюжской волости. На зверобойные промыслы ходил далеко – к южной части Новой Земли и даже зимовал  – там была построена его личная охотничья  изба, срубленная на материке и перевезённая на шхуне. В 1919 году старший сын  Олонкина  – Геннадий,  зимовал на Вайгаче, служил там радиотелеграфистом на русской полярной станции Югорский Шар. Геннадия пригласил в свою экспедицию  в центральный арктический бассейн Руал Амундсен. Как оказалось,  его участие в экспедиции предопределило жизнь и самого телеграфиста, и тех, кто остался из его семьи на материке. В Норвегию участники пятилетнего дрейфа вернулись национальными героями. Геннадия Олонкина наградили орденом Почётного легиона, приличным денежным вознаграждением и предложили ему работу в  Тромсё.  Здесь он и жил все оставшиеся годы жизни, участвовал в полярных экспедициях, обзавёлся семьёй. Постепенно к нему переехали на жительство   его мать  и сёстры.    Третья сестра Хонцус – Бригита, стала женой русского дворянина, племянника Дмитрия Ивановича Менделеева, одарённого учёного, владевшего девятью языками, основателя русской морской биологии.
Олег Химаныч в том же разделе альманаха поведал и о капитане Владимире Воронине – легенде Советской Арктики. Поход на «Челюскине» в Арктику Воронин называл безумием, но в рейс всё же пошёл. Имя Воронина гремело и перед войной, но войну он начал всего лишь лоцманом. Воронин был  человеком-символом освоения Арктики.
Из  исторического очерка профессора  Ивана Плотникова  «Александр Колчак – исследователь Арктики» мы узнаём о ледовых походах на рубеже XIX – XX знаменитого  адмирала – потомственного военного. Род Колчака был довольно обширным, относился к служилому дворянству Российской империи.  Его отец Василий  Иванович  ещё юношей участвовал в Крымской войне, держал оборону на знаменитом Малаховом кургане, был ранен  и пленён французами. С Принцевых островов вернулся на  Родину. Окончил институт горных инженеров.  Дед Колчака по материнской линии был последним одесским головой. Расстрелян советскими органами в 1920 году. Несмотря на суровые реалии времени, интерес к полярным исследованиям  у А.В. Колчака не иссякал. Например, в 1912 году он принимал активное участие в обсуждении плана  экспедиции Г.Я. Седова к  Северному полюсу. Будучи в 1918-20 годах  Верховным правителем Сибири,  адмирал проявлял большой интерес  и заботу об исследовании Заполярья, ведь его ледовые походы  и изучение арктических морей были прерваны в 1910 году из-за угрозы войны с Германией.
Существенно продвинулось развитие Северного морского пути в 1930-х годах. «Комсевморпуть»  в 1928 году возглавил  Борис Васильевич Лавров. Он внёс огромный вклад в дело  освоения  северных морей, который мог быть ещё больше, если бы не репрессии 30-40-х годов, из-за чего оборвалась его жизнь. Об этом пишет историк  Татьяна Шестакова.
Писатель Алексей Смирнов в своих материалах  напоминает нам о несправедливо забытом исследователе Арктики гидробиологе  Григории Петровиче Горбунове (1894-1942), открывшем  более дюжины новых морских организмов в области Баренцева моря и архипелага  Земля Франца-Иосифа.
Журналист и писатель Пётр Чалый в статье «Дорога на океан»  поведал историю жизни Захара Алексеевича Закупнева, одного из организаторов и  первого командующего Северной морской флотилией. Факт этот засвидетельствован в Большой советской энциклопедии.  Легендарная Евдокия, что  во время войны вывела бойцов  к селу Терновка, где засел враг, брат которой  был сослан на крайний Север –  из рода Закупневых. Как шла на подвиг  за православную веру, так и пошла на защиту Родины.
Историк Алесей Трёшников в очерке «Полярный исследователь Сомов»  представил материалы, связанные с судьбой  выдающегося советского океанолога, полярного исследователя, Героя Советского Союза, Михаила Михайловича Сомова. В 1954 году М.М. Сомову  присуждена степень доктора географических наук, и он был утверждён начальником первой комплексной антарктической  экспедиции АН СССР, по результатам которой опубликованы первые тома трудов Советской антарктической экспедиции.
О достижениях первого в истории перехода подводной лодки Северным морским путём за одну навигацию, командовал которой капитан третьего ранга Измаил Матигулович Зайдулин,  мы  узнаем из очерка «Считаю проводку возможной» Марка Коновалова – участника многих арктических морских походов.
В публикации доктора географических наук Григория Аграната читатель откроет для себя  историю жизни  стойкого полярника Артура Николаевича Чилингарова, который  совершил полёт на Северный полюс на вертолёте  в 2007 году и в том же году – погружение   в районе Северного полюса, где его команда  установила флаг России  на дне океана.
В разделе «Учёный Совет»  мы  найдём многие материалы, посвящённые истории освоения Северного морского пути, начиная с эпохи средневековья и  заканчивая  нашими днями. Здесь читатель познакомится с материалами историка  Владимира Пузанова – о северных походах новгородцев в XI веке  в Восточную Сибирь в Мангазею;  со статьёй Натальи Фёдоровой о средневековых первопроходцах, осваивавших Северные морские пути. В публикации Льва Берга  повествуется о морских северных  исследователях  в XVIII  веке.  Здесь же опубликованы исторические труды Михайло Ломоносова  о возможности перехода Сибирским океаном в Восточную Индию, а также  статья Дмитрия Менделеева «Заветные мысли» – о желательных путях развития России в геополитической, экономической  и научной  областях, многие из которых  становятся особенно актуальными сейчас.
Интересны и содержательны  очерки Нины Повод – о меценате-исследователе Александре Михайловиче Сибирякове, и историка Сергея Ляпустина – о роли Б.А Вилькицкого  в исследовании Арктики и  борьбе с контрабандой биоресурсов на Дальнем Востоке России в начале 20 века.
Дальнейшие публикации – это материалы географа Клавдия Миротворцева об истории устройства необжитых территорий Севера; Алексея Смирнова – о биологических исследованиях Арктических морей в советское время.  Ольга Рябова  представляет интереснейшие исторические факты о строительстве железной дороги Чум–Салехард–Игарка в 1947-1953 годах.  И, наконец, геолог Владимир Арчегов  открывает нам материалы о великих богатствах  арктических морей – их нефтегазоносности,  наличии многих полезных ископаемых – залежей цветных металлов, бокситов, золота, фосфатов и т.д. Это природный северный арсенал будущего России.
О трагических событиях  в начале 20 века повествуется в  разделе «Памятное» – это материалы лётчика-полярника Николая Залесского о великих вехах  истории Северного морского флота, в частности о начале Первой мировой войны, когда наиболее оборудованные порты России  на Балтике, Чёрном и Азовском морях оказались изолированными от  морских  и океанских  путей сообщения.  Ситуация потребовала огромной работы по переоборудованию Архангельского и других северных портов. Одновременно  в 1914 году началась организация  ледокольной флотилии, чтобы продлить навигацию в Белом море до 9-10 месяцев в году, где использовался в частности ледокол «Илья Муромец».
В очерке Льва Скрягина, военного писателя и переводчика,  читатель найдёт материалы о  трагических  событиях  1916 года, когда в  порту Архангельска произошли взрывы пароходов  «Барон Дризен» и «Семён Челюскин», на борту которых находились боеприпасы.  В статьях  Павла Хмызникова и  Лазаря Фрейдгейма   рассказано о трагической и героической судьбе   экспедиции «Челюскина». В 1934 году пароход «Челюскин»  затонул, раздавленный льдами в Чукотском море. Один человек погиб, а 104  члена экипажа высадились на лёд океана. Случай неслыханный в истории освоения крайнего Севера.   Говорится здесь и о  страшных легендах, связанных с 2000  заключённых, которые якобы следовали на другом судне  за «Челюскиным» и были после его гибели намеренно  затоплены.
Мемуары знаменитого  полярника Ивана Папанина  – это ещё одна памятная веха в освоении Арктики. Особенно тяжёлыми были военные  годы. Как пишет автор очерка, последняя военная арктическая навигация была напряжённой. Гитлеровцы не покинули Арктику. Их подводные лодки продолжали расстреливать беззащитные мирные суда и полярные станции, совершать пиратские налёты и диверсии.
Люди, интересующиеся историей  Второй мировой войны найдут в 28 книге альманаха и достаточно подробные сведения о ленд-лизовских поставках  по Северному морскому пути в период 1941-1945 годов – статья  Михаила Супруна.
Много и других  материалов, повествующих об истории  использования Северного морского пути в мирное советское время, а также и в военные годы, о помощи  моряков Тихоокеанского флота  братьям-северянам  обнаружит читатель в разделе «Памятное»
В рубрике «Преодоление»  опубликованы редкие материалы, связанные с морскими северными экспедициями, в том числе на пароходе  «Сибиряков» при участии профессора Шмидта в Тихий океан;  с именами на  карте Арктики;  с книгами о полярных экспедициях, в которых участвовал Вивиан Итин. Книги его были запрещены и не выдавались в библиотеках после его ареста и гибели в 1938 году. Ситуация изменилась лишь в 1956 году.
Особенный интерес вызывает публикация историка Ивана Негенбля, посвящённая острову Врангеля, где наглядно показана борьба  буквально за каждую пядь русской земли на Севере во времена гражданской войны в России. Американский исследователь Стефенсон направил канадскому премьер-министру А. Майену послание с предложением объявить  остров Врангеля канадским. В 1921 году туда была направлена экспедиция с группой эскимосов – колонистов. И на следующий год парламент Канады (доминион Великобритании) объявил остров своей собственностью. Правительство Советской России направило ноту протеста.  Великобритания отказалась от прав на эту землю. Но американцы тоже не отставали, объявив претензии на владение этой территорией.  Была издана карта, где остров  был окрашен в цвета США и объявлен Новой Колумбией.  Но Советская Россия уже крепла, и в июле 1924 года из Владивостока на остров Врангеля отправилась канонерка «Красный Октябрь», и тогда над спорным островом впервые был поднят Советский флаг. В 1926 году начальником острова на три года стал легендарный полярный исследователь  Г.А. Ушаков.
Читая эти материалы, вспоминаешь великолепный фильм режиссёра Виталия Мельникова «Начальник Чукотки» с гениальными актёрами Михаилом Кононовым и Алексеем Грибовым, где  все реалии борьбы за русские земли, представлены  красочно и точно, хотя и в  юмористическом ключе. Возможно, прообразом начальника Чукотки и был  Г.А. Ушаков. Во всяком случае, историческая параллель событий  на острове Врангеля  с сюжетной линией фильма  просматривается.
Следует ещё обратить внимание на очерк  Николая Зубова, посвящённый  арктическому  дрейфу ледокольного парохода «Георгий Седов». Многим членам экипажа  за проведение героического дрейфа в труднейших условиях  Арктики и  выполнение обширной программы научных исследований в 1940 году было присвоено звание Героя Советского Союза.

ТРЕТИЙ ТОМ  альманаха «Тобольск и вся Сибирь – Северный морской путь»  открывается разделом «Личный опыт» с фотографией Фёдора Конюхова на Северном полюсе в качестве заставки. Здесь читатель найдёт материалы, основанные на впечатлениях  участников Северных морских походов.  В начале раздела опубликован отрывок из  книги  Александра Платоновича Энгельгарта (1845-1903), который, вступив в должность архангельского губернатора, побывал в самых удалённых уголках Поморья. Его путевые заметки, собранные воедино, можно с полным правом назвать Энциклопедией Русского Севера.  Первое, о чём упоминает Энгельгарт,  это тёплое течение Гольфстрим, которое делает климат  заполярного Мурманска мягким и позволяет вести судоходство круглый год. В своих путевых заметках автор пишет о том, что опасность плавания в наших северных морях совсем не так велика, как об этом обыкновенно говорят – наши поморы шныряют на своих допотопных судёнышках по всем направлениям, и крушения бывают сравнительно редко.
Вообще, весь этот раздел «Личный опыт» посвящён материалам   плаваний на конкретных судах в Северных морях в разные годы: в 1911 г – рассказ  Эдуарда Арнольда, участника гидрографической экспедиции на ледоколе «Вайгач»;  в 1913 г – статья Бориса Вилькицкого о морской  экспедиции  под командованием генерал-майора Сергеева и открытии новых земель,  за что все члены экипажа были щедро вознаграждены, а  открытые территории получили имена  «Земли Императора Николая II» и «Острова цесаревича Алексея».  Всеволод Васнецов в своей публикации рассказывает о  создании в 1921 году Плавучего морского института (Плавморнин) и  широких научных исследованиях, проведённых во время экспедиции  на специально оборудованном судне «Персей». Этот первенец советского исследовательского  флота отслужил  в северных морях  более 20 лет.
В очерке Константина Званцева, писателя, художника, исследователя Севера, рассказано о рейсе  на остров Врангеля в 1929 году. Михаил Бабушкин, лётчик, один из основателей  полярной авиации повествует об экспедиции на ледокольном пароходе «Садко», где он был участником авиагруппы. Советский геофизик, генерал-лейтенант, академик Евгений Федоров знакомит читателей с  работой первой дрейфующей станции «Северный полюс-1» в 30-е годы  прошлого века. В очерке Валентина Аккуратова, судьба которого определилась после его  встречи с полярным лётчиком  Б.Г. Чухновским, участвовавшим в спасении экспедиции  У. Нобиле,  после чего Валентин Иванович пришёл в полярную авиацию –  повествуется о многочисленных открытиях новых земель в северных морях в 30-е годы. Эти открытия стёрли последние белые пятна с карты  Северного полушария планеты. Смерть Аккуратова, как и его жизнь, окружена легендами.
Одним из  интереснейших материалов  этой рубрики является путевой дневник Фёдора Конюхова  в Международной трансарктической лыжной экспедиции СССР – Северный полюс – Канада, которая стартовала  3 марта 1988 года  с Северной Земли, – остров Средний, мыс Арктический.  Как пишет Фёдор Конюхов, для многих людей нашей Земли Северный полюс – это просто географическая точка, для меня же это слово-символ, с помощью которого я ищу ключ к тем тайнам, что издавна мучают путешественников. Вот что написано в путевом дневнике Конюхова  9 мая 1990 года: «Я на Северном полюсе. На протяжении всего пути я имел дело только с собой,  всё время созерцал себя, проверял, испытывал, копался в своём прошлом, а также мечтал о будущем. Люди, занятые мирскими делами, обычно разглядывают друг  друга, копаются в чужой жизни, осуждают  или стараются изменить жизнь близких людей и никогда не пытаются посмотреть на себя со стороны. А одиночное путешествие дало мне эту возможность» 
Рубрика богато иллюстрирована прекрасными фотографиями. Например, на фото Смирнова «Февральское солнце Диксона» к статье Георгия Кублицкого  мы видим в  живописном  кадре обледеневший борт ледокольного парохода и далёкое низкое полярное солнце на горизонте. Одиночеством и дыханием необъятных ледяных морских просторов веет от этой  уникальной фотографии.
В разделе  «Заметное» представлены материалы, повествующие о самых известных вехах освоения Русского морского Севера.  Открывается рубрика статьёй  писателя Сергея Максимова «Беломорские суда». Это отрывок из его книги «год на Севере» – одной из крупнейших работ по этнографии  этого региона в ХIХ  веке, которая имеет исключительное значение, как с научной, так и с литературной точки зрения. Венцом общественного признания труда писателя Сергея Васильевича Максимова (1831-1901)  было присуждение ему малой Золотой медали Русского географического общества. В статье говорится об истории города Кемь и Лепосторова (ольхового острова), имевшего значение в древности как православного духовного центра Кемского посада.
Игорь Мангазеев рассказывает о том, как почти 500 лет назад  иностранные географы и путешественники заинтересовались побережьем Заполярной Сибири.  Они обратили внимание на предположение, высказанное в 1525 году  русским послом в Риме Дмитрием Герасимовым о том, что если  идти на корабле по Ледовитому океану к востоку, в конце концов, достигнешь Китайской земли. Автор очерка и рассказывает о хождении за дюжину морей – о Мангазейском морском ходе как предшественнике Северного Морского пути.
О великих сибирских странствиях отважных капитанов повествует материал  Дмитрия Караснера. Начинается этот рассказ интригующим сообщением: «Это было в сентябре 1877 года. К тобольской пристани причалил пароход «Луиза, прошедший Северным морским путём аж от германского Любека. Событие, можно сказать, эпохальное и сегодня незаслуженно забытое...  Вспомним?»  Далее рассказано о том, что Сибирь  с северной стороны  веками не пускала ни своих, ни чужих. Свои усиленно начали штурмовать Север с XVIII века. Овцын, Малыгин, Скуратов и другие славные мореходы внесли великий вклад в развитие полярного судоходства.  Но и зарубежные  мореходы не отставали от наших – Пализер, Карльсен, Иоганнсен, Норденшельд и Виггинс.
Далее читатель найдёт  отрывок из  монографии  профессора Бориса Житкова «Полуостров Ямал», опубликованной в 1913 году и открывшей  учёному миру России и Европы  по существу неизученный край.
В материалах журналиста Анатолия Омельчука рассказана  таинственная история, легенда о странной жизни Георга Вильгельма Стеллера,  немецкого учёного на русской академической службе. Адъюнкт петербургской академии прославился своим участием во второй камчатской экспедиции, сотрудничал с Витусом Берингом  в плавании к берегам Америки, провёл  не просто тяжелейшую, а страшнейшую зимовку на бесприютном острове  системы Командорских в Тихом океане. Четыре года изучал Камчатку. Эта деятельность происходила в период с 1740-1844 гг.
Статья Дмитрия Ливенцова посвящена истории  и проблемам охраны природных ресурсов России. Деятельность русской морской пограничной охраны  даже попала в произведения американских классиков литературы, например Джека Лондона в рассказе «Неукротимый белый человек».
В очерке Николая Вехова речь идёт об этапах технического оснащения Северного морского пути – о радиостанциях Карского моря. Первые полярные радиостанции  на берегах Карского и Баренцова морей начали организовываться уже в 1910 г.  В 1917 году радиостанции Карского моря были переданы в ведение Центрального управления  морского транспорта. А в  1933 году их включили в систему Главного управления Северного морского пути. 
Многие материалы этого раздела посвящены  истории научного и хозяйственного освоения  Северных морских путей  в советские годы, эпопее создания и  морской службы атомных ледоколов  «Ленин», «Мурманск» и других.
В  историческом очерке  Леонида Круглова  рассказано о знаменитой экспедиции «Великий Северный путь» – по следам  легендарного первопроходца Семёна Дежнева  – это повествование об истории русского Севера, его открытии и освоении в XVI-XVII веках, когда русским  только-только открылся путь за Большой Камень (Урал).
Рубрика «Сибирский архив» открывается материалами Фёдора Шмидта, посвящёнными  заслугам  Ф.П. Врангеля  в открытии Врангелевой Земли. Геннадий Зайцев  опубликовал  очерк о поисках Северного морского пути П.П. Крузенштерном в 1862 году на шхуне «Ермак». Автор пишет о том, что  история освоения Арктики имеет вековые корни, но в ней всё ещё осталось немало белых пятен, которые необходимо исследовать и ввести в научный оборот, что как раз и входит  в задачу  данного  исследовательского материала.
Такую же задачу решает и  статья  политического и общественного деятеля, золотопромышленника  С.В. Востротина (1864-1943), где рассказано о его участии в качестве приглашённого гостя  вместе с норвежским путешественником Ф.Нансеном  (1861-1930) и русским дипломатом И.Г. Лорис-Меликовым (1860-1950) в арктической морской экспедиции на пароходе «Коррект», организованной для установления постоянных торговых отношений Европы с Центральной Сибирью  морским путём.
Одной из самых содержательных и ценных  публикаций раздела является  очерк «Северный морской путь из Атлантического в Тихий океан»  Александра Дунина-Горкавича, в которой автор в 1909 году приходит к выводу, что, несмотря на все исследования и поощрительные меры правительства, Северный морской путь из Европы на Дальний Восток  остаётся мало известным, и пока  северные порты не будут оборудованы  телеграфами, угольными складами,  сделаны промеры,  фарватер и берега обставлены маяками и знаками, а также  издана лоция этого 3000-мильного берега, до тех пор  Северный морской путь не может иметь никакого практического значения не только для военного, но и коммерческого флота.    Всё, о чём писал и о чём заботился  Дунин-Горкавич,  было осуществлено, в основном,  в советское время.
В следующем  разделе альманаха «Гипотезы. Проекты. Находки» читатель найдёт уникальные материалы Александра Кондратьева об Арктической Атлантиде, исчезновение последних остатков  которой происходит на наших глазах. Архипелаг  Шпицберген, «Грумант» русских поморов и  «Свальбард» викингов известны давно. Но совсем недавно на этих заполярных землях начали добывать каменный уголь, который мог возникнуть здесь лишь при условии совершенно другого климата. Десять миллионов лет назад здесь росли кипарисы и тополя,  платаны и магнолии, кусты калины и ореховые деревья. Подобные же открытия были сделаны и в Гренландии. Там теплолюбивая растительность была обнаружена даже под 82 градусом северной широты.  Почему же климат так резко изменился? Гипотез много: дрейф материков, смена полюсов Земли, космические явления, изменения атмосферы планеты, изменение диаметра Солнца и т.д.  Установлено лишь, что похолодание началось около десяти миллионов лет назад. Считается, что первым толчком к оледенению Арктики стало оледенение Антарктиды на Южном полюсе.  Теперь широко известны факты нахождения  почти невредимых тел мамонтов в Заполярье, в частности, «мамонтёнка Димы» в долине ручья Димы – распадок Киргилях в 1977 году. Поразительными стали открытия подводных хребтов в Северном ледовитом  океане, подобных хребту Ломоносова, которые когда-то выходили на поверхность и служили сухопутными мостами между Азией и Америкой.
Читателям будет интересно узнать и о том, кто первым пробороздил Карское море – об этом  рассказано в историческом очерке Николая Новгородова, посвящённом легендарной Гиперборее, которую древние греки располагали на берегах  Карского  моря. Древние греки именовали акваторию, омывавшую Гиперборею, Скифским океаном либо Каданским заливом Скифского океана. Так  легендарным образом в Арктике сходятся  прошлое, настоящее и будущее  Северного и Южного полюсов, Древней  Греции и современной России.  Повествование о загадках арктических морей продолжают материалы  Николая Вехова о «разбойничьем острове» Вайгаче и  Михаила Чванова  о загадке штурмана Альбанова, который не доставил письма родным от оставшихся членов экипажа на вмёрзшей во льды «Святой Анне». Причина этого события до сих пор не установлена. Для поисков причин исчезновения писем была организована экспедиция, но осуществлению этого плана помешал развал Советского Союза. Экспедиция позже  всё же состоялась, и  в ходе  исследований было найдено много новых уникальных фактов, проясняющих  трагическую историю ледового похода «Святой Анны». 

ЧЕТВЁРТЫЙ ТОМ альманаха  «Тобольск и вся Сибирь – Северный морской путь»  открывается рубрикой «Трибуна» на фоне уникальной  фотографии –  в безбрежных просторах тундры  Заполярного круга  стоит крепыш-ханты,  ухватившийся двумя руками за гигантский  бивень мамонта, торчащий вертикально  из земли.  Фантастический образ человека, который, используя природную точку опоры, может перевернуть мир.
В этот образ точно попадает  статья «Север России в военно-морском и коммерческом отношении»   Владимира Семенковича, морского инженера и публициста, вышедшая в свет  в 1894 году, где он касался самых острых и животрепещущих проблем современной ему политики. Оценки  его крайне  резки и имеют  вызывающий характер, но они продиктованы  обидой и тревогой  за будущее Отечества: «В Архангельске прекращена постройка военных кораблей,  продают за баснословно низкую цену эллинги иностранцам на дрова, упразднена Новодвинская крепость, закрыты все казённые механические заводы, и выведен из крепости гарнизон. Местное начальство не приняло мер, чтобы русские торговые деятели могли заниматься постройкой торговых кораблей, и они принуждены уничтожить свои корабельные верфи». 
Более ста лет прошло с тех пор, а  положение русских промышленников сегодня  как-то очень напоминает картину тех дней.
Владимиру Семенковичу вторит и  Александр Жилинский, который пишет (в 1934 г.)  о том, что прошли столетия, а  наши северные морские промыслы находятся фактически не в наших руках, и воды, омывающие берега Северной России, являются не русской неотъемлемой собственностью, а обширным поприщем для деятельности иностранцев. Автор приводит многочисленные примеры хозяйничанья  иностранного тралового флота в русских водах в начале двадцатого столетия и ратует за  поддержку  технически мощной  охранной организации «Главсевморпуть», которая  становится гарантией  русского хозяйствования в Северных морях.
Александр Рудаков   рассматривает вопрос о том, насколько далеко  зашли отношения Гитлера и Сталина в предвоенные годы в области изучения Арктики, в частности  секретных исследовательских программ «Аненербе»  Германии и СССР. Германия готовилась к тотальному штурму Арктики. И  сегодня, в ХХI веке, когда  в арктический район вышли с исследовательской целью атомный ледокол «Россия» и «Академик Федоров»,  в  рамках  Совета безопасности РФ, Генерального штаба МО РФ, ФСБ РФ, СВР РФ необходимо разработать гласную  и негласную (секретную)  программы комплексного развития Арктики и Антарктики до 2025 года. То есть вопрос о юридических и хозяйственных границах  русских вод  остаётся актуальным и доныне.
Доктор военных наук Андрей Платонов  в своём очерке исследует  вопрос о  неготовности Северного морского пути к навигации 1941 года и причинах этих трагических обстоятельств.
Много материалов опубликовано в разделе на темы о будущем Северного морского пути, его потенциале в экономике, геополитике, решении проблем международных хозяйственных  институтов, в военной сфере – это статьи Николая Залывского, Игоря Шумейко, Марии Лагутиной, Юрия Зайцева, Леонида Ивашова, Владимира Малого,  в которых речь идёт о том, что в XXI веке на первый план вышли  энергетические проблемы, и Арктика  с её огромными запасами  энергоресурсов  становится ареной борьбы  за их преимущественное использование.
Раздел «Святая Русь»  открывается статьёй историка Владимира Матонина, где рассматривается  вопрос о том,  что важнейшим мотивом движения православных христиан в «земли полунощные» были духовные основания (в отличие от рациональных европейцев), имеющие объяснение в православной эсхатологии. Для отказа от  традиционного уклада, от семьи, устоявшейся религиозной жизни нужны причины предельного уровня, поэтому устремлённость русских поселенцев в Беломорье и по северному морскому пути никогда не инициировалась сверху. Усиление таких настроений происходило во многом во времена социальной и политической нестабильности как реакция на апокалипсические ожидания. Так, например, в начале 17 века в «смутное время междуцарствия» наше Отечество исподволь прирастало Сибирью. Северный морской путь был освоен в течение всего сорока лет. Семён Дежнёв со товарищи  за 80 лет до Витуса Беринга прошли пролив между Америкой и Евразией. Север – это место, где поморы открывали «сияющие чертоги рая и зияющие бездны ада»,
С темой предыдущего очерка созвучна публикация Сергея Морозова о  морских чудесах Соловецких святых. В частности в Житии приводится рассказ старца Митрофана о том, как в долгом плавании мореходы попали в страшную бурю и стали молиться о спасении. И вдруг в их ладье  появился старец, он поднял вскрылие мантии обеими руками и волны утихли. В Житии описано девять морских чудес,  с которыми позднее  было связано много легенд о помощи  мореходам, в частности  преподобного Варлама Керетского и других  подвижников веры.
В статье Константина  Случевского  читатель найдёт уникальные материалы о путешествии Их Императорских Высочеств Великого князя Владимира Александровича и Великой княгини Марии Павловны по Северу России – в Соловецкий монастырь, где  гости общались с монахами, послушниками, годовиками и паломниками, изучали быт монастыря. В частности интересен факт существования под Успенским собором двух печей чудовищных размеров, где выпекались для  монахов и всех прочих  гостей сразу 180 хлебов в одной и 150 в другой печи. Просфор от 1500 до  2000  штук. Квасу готовилось соответствующее хлебам количество.
Константин Дмитриевич Носилов, географ, геолог, писатель, один из первых исследователей  и фотолетописцев Новой Земли   в своих заметках, изданных в «Церковных Ведомостях» – №21 от 23 мая 1892 г., оставил нам удивительные свидетельства о первой русской колонии и первом храме на Крайнем Севере, в заливе Моллера на Мало-Кармакульском рейде. Сейчас это уникальные, редкие материалы, ведь большая часть (несколько тысяч страниц) их была утрачена после его смерти. Пропали и сотни негативов с его фотоаппарата.
Многие публикации  посвящены истории монастырей Русского Севера, Соловецкому монастырю, истории храмов Чукотки и современных храмов, вообще – Северу православному. Читатель найдёт в четвёртом томе альманаха и слово святейшего патриарха Кирилла после молебна в Тикси 9 сентября 2016 года, в котором  сказано, что наша вера – не фантазии, не сказки, это реальность жизни русского человека.
В разделе «Наблюдения» представлена глава из книги писателя Сергея Максимова «Год на Севере», где рассказано об укладе жизни и обычаях архангельских поморов, в частности на Никодимском острове. Публикация  Василия Немировича-Данченко  повествует о природе Севера: «Начиная от Святого носа до  устья реки Ворьемы, т.е. до границы Норвегии, тянется громадный каменный вал, извилины которого образуют множество заливов и губ, полуостровов. Высота гранитного кряжа от 200 футов кое-где доходит и до 1000 футов.  Диким величием веет от серых громад, только кое-где подёрнутых  скудной зеленью да плевыми пятнами ягеля. Скалы изорваны, искрещены бесчисленными щелями и трещинами, в которых до последних чисел июня, а в других и до августа, белеют полосы ещё не стаявшего  зимнего снега. Массы скал навалены одни на другие; самые причудливые утёсы  вздымаются прямо из пенистых валов океана...».
Буквально в нескольких словах писатель нарисовал  живой, величественный и суровый портрет Севера и его ледяных морей.
Привлекает внимание  и статья этнографа и путешественника Константина Носилова, где живописно рассказано о таком  фантастическом явлении как Северная гроза. Многие материалы раздела посвящены  удивительной природе, людям и легендам  Крайнего Севера и Чукотки. Заканчивается раздел сказочной, красочной фотографией  северного сияния, напоминающего   крыло  Жар-птицы или  след Ангела на  северном небе.
В традиционном «Сибирском изборнике» читатель найдёт  сочинения Михайло Ломоносова «Из незаконченной поэмы «Пётр Великий» с пророческими словами государя: «Колумбы  Росские, презрев угрюмый  рок, меж льдами новый путь отворят на восток».  А также стихи о покорении Севера первопроходцами и его красотах Жозе Мария де Эредия, Константина Случевского, Николая Клюева, Михаила Зенкевича, Ивана Бунина, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Леонида Мартынова, Анатолия Ольхона, Вивиана Итина, Павла Васильева: «Но многоцветно вымпелы подняв, в далёкий край заснеженный и юный, где даль морей норд-осты леденят, уходят бриги, тралеры и шхуны».
Особенно царапают сердце и душу стихи Николая Заболоцкого, который чудом выжил в Дальневосточных  сталинских лагерях. Многие великие поэты не обошли в своём творчестве тему  Русского Севера – Марина Цветаева, Александр Решетов, Сергей Марков, Александр Артёмов, Джек Алтаузен, Николай Панов, Анна Ахматова. Николай Тряпкин и  другие. Раздел «Сибирский изборник» в 28 книге  альманаха как никогда богат известными в русской и современной поэзии именами.
В рубрике «Малый эпос»  много публикаций художественной прозы, посвящённой истории и легендам Русского Севера –  Виктор Рожков  с отрывком из романа «За морем Мангазея», Владислав Бахревский  с главой из повести «Хождение встречь солнцу». Александр Андреев-Кривич  опубликовал часть из повести «Крестьянский сын – Михайло Ломоносов»,  Александр Кердан – главу  из романа «Крест командора» о Витусе Беринге, которому  также  посвящен роман Николая Коняева «Ревизия Беринга» и другие публикации.
Интересен и своеобычен раздел «Галерея». Здесь опубликованы материалы о жизни и творчестве художников, связанных с темой Русского Севера – пейзажиста  Константина Коровина,  с его фантастическими видами Ледовитого океана и его побережий,  первого живописца Арктики – Александра Борисова,  с его особенной манерой письма, точно отражающей колорит Северных мест, что  хорошо видно, например, на его картине «Кладбище на острове Вайгач» – холодная гамма  неба и снежных просторов, на которых печально  возвышается деревянный крест на одиноком погосте. Заметное место  в рубрике занимает Тыко Вылка – ненецкий художник, сказитель и «Президент  Новой Земли» – он из тех, чьи имена легли на географические карты. Очерк Николая Вехова посвящён жизни и  северному миру  художника Николая Пинегина, для полотен которого характерна тёплая гамма солнечных тонов.
В очерке Ксении Булак  рассказано о Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова,  в коллекции которого входят 452 живописных и графических произведения художников красноярского края на темы Севера.
Завершает  четвёртую книгу 28-го тома  статья главного редактора альманаха «Тобольск и вся Сибирь» Юрия Перминова, где  дана  грандиозная панорама  достижений современного  Северного Края и повествуется о людях, благодаря которым  эти достижения и становятся возможны. Один из них –  Иванов  Игорь Алексеевич, в прошлом мурманский мальчишка, а в настоящее время  генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Сургут». Игорь Алексеевич окончил Ленинградский ордена Ленина политехнический институт  им. М.И. Калинина  по специальности «турбостроение»,  и вот уже почти сорок лет его жизнь связана с ООО «Газпром трансгаз Сургут», обслуживающем и эксплуатирующем более 6000 тыс. километров магистральных газопроводов. Природный газ, добытый на Севере, поступает в систему газопроводов, пересекает сотни рек, болотистых участков, проходит по территории Тюменской области, приходит в города и на предприятия Урала, вливается в  «голубой поток»  Единой системы газоснабжения России. Как пишет автор очерка, возможно, идея создания книги об эпопее  освоении Северного морского пути, пришла Аркадию Григорьевичу Елфимову  во время посещения музея истории ООО «Газпром трансгаз Сургут», где  наглядно и в исторической перспективе  представлен великий подвижнический  труд  людей, вложенный в  освоение  богатств Русского Севера – ради будущих поколений.
В разделе «Благодарение»  названы имена тех, кто много лет помогает в реализации масштабных культурных и просветительских проектов  Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» – людей чести и  дела. Но особая благодарность адресована именно Игорю Алексеевичу Иванову, чьё непрестанное участие позволяет осуществлять многие уникальные проекты Фонда, в том числе и новый издательский проект – четырёхтомник альманаха «Тобольск и вся Сибирь – Северный морской путь».

В заключение нашего повествования  хочется обратиться к экзотическому очерку Георгия Чепика  «Почему море солёное?» (из третьего тома 28-го альманаха),  где речь идёт о сказочной природе Севера, фантастически прекрасных, но безароматных цветах,  грибах, рост  которых может быть выше берёзы (правда, карликовой).  Вернёмся к этому очерку и вспомним ответ на вопрос: «Почему море солёное?» и, пожалуй, согласимся с автором – море солёное  от собственных слёз, потому что люди его не боятся и побеждают.
История освоения  Северного морского пути  на протяжении многих веков от летописца Нестора до века двадцать первого  и есть подтверждение  этой легенды о героической победе  русского человека над  Великим Северным Ледовитым океаном, солёные воды которого  таят под собственной толщей несметные богатства – природную кладовую, сохраняемую  для   будущих поколений  россиян.
А мне осталось  только  адресовать сердечное спасибо  создателям  этого грандиозного увлекательнейшего, познавательного,  энциклопедического   издания, посвящённого русской эпопее освоения Северного морского пути!

Людмила Козлова
Бийск, Алтай.


Рецензии
Спасибо Вам! Интереснейший, познавательный материал...

Владимир Нургалиев   19.05.2019 11:09     Заявить о нарушении