Пальма

  Не раз в детстве спасали меня от беды животные, но один случай я запомнила на всю жизнь. Это произошло, когда мне было 8 лет. Наш посёлок разделяла железная дорога на две части. Одна из них считалась новостройкой и была заселена сравнительно недавно, поэтому имела городской вид. Рядом стоял завод по производству силикатного кирпича.
Этот район был отрезанным от Амура болотистым рельефом и находился на расстоянии 2-х километров от "старого посёлка".
Широкая полоса неустойчивой почвы тянулась параллельно Транссибирской магистрали. Дорога, соединяющая два района, была объездной – ей пользовались только летом.
Зимой сельчане шли полем, напрямик, вытоптав снежную тропу – это сокращало путь на одну треть. В новом районе стояло одно пятиэтажное здание, собрав вокруг себя более двух десятков двухэтажных жилых домов. Всё было выстроено из кирпича добросовестного завода. Но главная достопримечательность – это большая средняя школа. Всё население посёлка называло этот район «Стройкой».
Вторая половина деревни, где жила моя семья, располагалась на берегу амурской протоки. Она считалась патриархальной, жили в ней старожилы-потомки первых казаков и переселенцев. Дома были деревянные, но в то же время надёжные, построенные по старинке пяти стенным срубом. Эта часть посёлка называлась Покровкой. Посреди улицы стояла бревенчатая школа-четырёхлетка, выпускники которой автоматически продолжали учебу на «Стройке». Все утренники, посвящённые главным праздникам страны, школьники встречали в большой средней школе. Вот и зимой наш 2-й «в» класс пригласили на новогодний утренник в эту школу. А надо сказать, что зимы в Приамурье суровые, снежные, да метельные. Поэтому классная руководительница наказала, чтобы детей доставили на праздник под строгим сопровождением взрослых.
Всем подругам-одноклассницам шили новогодние костюмы, шила мама и мне костюм «белочка», так как у меня имелась маска этого зверька. Для этого события, бабушка Марья отдала большой, побуревший от старости, лисий воротник. К штанам-шароварам, которые были с начёсом, мама пришила добротный хвост, остальные части воротника пошли на жилетку.
Мамочка пришивала мех узкими полосками, чтобы равномерно разместить по всей площади выкройки. Но меха не хватило. Недолго думая, она взяла кусок белой ваты и покрасила оранжевой акварелью, затем аккуратно простегала её нитками по передней часть жилетки – получилось красивое брюшко. Из той же окрашенной ваты, мама сделала декоративные лапки-рукавички с резиночками у запястья, без большого пальчика, а на сандалики пришила по бубенчику. Рукавички надёжно держались на моих маленьких ручках. Моему костюму завидовали все подружки – я была на седьмом небе от счастья.
Наша семья и семья моей школьной подруги жили рядом на краю посёлка и поэтому, взрослые обговорили всё заранее – соседка отведёт нас на праздник, проведя через железнодорожный путь. А обратно, мы с бабушкой Марьей вернёмся домой, так как родители мои в этот день работали. Сопровождать на утренник моя бабуля не могла – она рано утром уехала в город по важным делам. Её возращение ждали в обед.
Новую большую школу наш класс не посещал ни разу, и где она стояла, школьники не знали. Это был мой первый выход в свет.
Родители ушли на работу, я ждала подружку с её мамой – проглядела все окна, но никто не пришёл, не теряя время, стала собираться на праздник. Жилетка от новогоднего костюма не помещалась в портфеле, мне пришлось её надеть, а штаны с хвостом и сандалии вошли. Накинув кроличью шубку, шапку-ушанку (мне перешла она по наследству от двоюродного брата), засунув ноги в валенки, затем прихватив рукавички, связанные из овечьей шерсти, я направилась к подруге.
На своей родине в Буковине, до переселения на земли Амура, бабушкина семья держала в хозяйстве несколько овец. Проживая в Приамурье, она от них не отказалась и держала пару животных. Бабушка Марья из шерсти вязала рукавицы и носки.
В нашем дворе жила собака по кличке Пальма, вредная и кусачая. Помимо этого, она была большая и лохматая. Её отдал нам один знакомый охотник, отказавшись от неё. А собака в деревне была нужна. Зимой беднягу старались не держать на цепи, так как было холодно, а если её дразнили прохожие, она показывала зубы и могла цапнуть. Пальма гуляла сама по себе, но на имя отзывалась. Она всегда сопровождала меня. Утро было спокойное, ничего не предвещало о перемене погоды. Мой путь к подруге тянулся по заснеженной тропинке.
Я была в приподнятом настроении и повторяла короткий стишок, который собиралась рассказать Деду Морозу и, конечно, намеревалась получить сюрприз из большого мешка. Стишок мне очень нравился, его предложил рассказать на утреннике мой двоюродный брат, при этом он хитро хихикал:

Сыплет снег, метель метёт,
Песню дед Мороз поёт.
Заблудился он в лесу –
Спутал с белочкой лису.
А медведя с серым волком –
Только всё – это, без толку.

Пальма направилась за мной, виляя хвостом, изредка подавая голос на сорок, сидящих на нижних ветках тополя. А те привыкли к её лаю и даже не пошевелились. Дверь дома подружки оказалась закрытой на замок – они ушли без меня! Я очень расстроилась – две слезинки всё-таки выкатились из моих глаз.
– Я осталась одна – меня забыли! А мне хотелось на праздник, тем более дед Мороз должен раздавать всем подарки, а в них были мандарины, которые мы ждали целый год! Перед глазами стояла картина, как я снимаю кожуру с мандарина и вкушаю ароматный плод. А мой костюм, которым восхищались все! – Не увидит, никто!
Этого я вынести не смогла, постояв несколько минут, решила всё-таки идти самостоятельно в сторону «Стройки». Пальма засеменила за мной. Дорога была хорошо вытоптанная и тянулась за околицей, она пересекала оголённое поле. Впереди меня, в метрах двадцати, шла гордая пятиклассница Ирина. Её родители купили недавно дом на соседней улице. С второклассниками она не общалась, считая ниже своего достоинства, и я её окликать не стала из-за принципа. Я шла за ней интуитивно, так как не знала дороги.
А тут внезапно стала меняться погода. Появились первые робкие снежинки, солнце закрыла большая снеговая туча. Вскоре стал падать крупными хлопьями снег. Шерсть Пальмы стала белой и пушистой.
Внезапно сорвался ветер и стал дуть со страшной силой, сбивая меня с ног. Крупные хлопья снега поменялись на мелкую крупу, которая настойчиво била в лицо и глаза. Мы с Пальмой прошли почти половину пути.
Из-за снежной стены еле пробивался черный силуэт Ирины. Усиливалось завывание ветра, мне стало страшно. Почему-то вдруг преставилось, что это воют злые волки.
Пальма была рядом и это меня успокаивало. Тропу засыпал позёмкой снег, он забивался за воротник и в валенки. Стало трудно идти и дышать, но портфель я держала крепко в руке, ведь там был новогодний костюм! Меня выручили тёплые рукавицы, и руки не мёрзли.
Вскоре силуэт пятиклассницы исчез, исчезла и тропа под снегом. Пальма уверенно шла на полшага впереди меня. Я старалась не отставать, но вскоре мне пришлось остановиться – я устала, ноги не слушались. Собака меня не оставила. Через некоторое мгновение она стала меня тянуть за подол шубы. Я кое-как встала и с великим трудом пошла за ней, всё также проваливаясь в снег.
Вдруг мы наткнулись на Ирину, она стояла, согнувшись от ветра и плакала, увидев меня, она обрадовалась. Оказалось, пятиклассница также шла на утренник. Держась за руки, мы пошли за Пальмой. Через несколько минут собака нас вывела на железную дорогу. Это было спасением! Мы перешли через путь и вошли в здание вокзала вместе с Пальмой.
В зале на скамье отдыхал пожилой мужчина-путеец. Возле него, на полу образовалась маленькая лужица от снега. Он удивился, что мы одни гуляем в такую метельную погоду. По просьбе Ирины он отвёл нас в школу, которая находилась совсем рядом. Пальма осталась во дворе учебного здания. Она знакомилась со всеми пристройками, обнюхивая их.
Новая школа меня поразила своим внутренним простором и светом, запахом хвои и сдобной снедью. В зале звучала весёлая музыка, дети водили хоровод с Дедом Морозом вокруг ёлки и рассказывали стихи. Все были в новогодних костюмах. Елка мне показалась огромной и пушистой. Разноцветные яркие фонарики горели на украшенных игрушками ветках. К нам подошла моя учительница и отвела нас переодеваться в соседний класс.
Я надела штаны с хвостом, сандалии с бубонами, маску и рыжие рукавички, а жилетка была на мне. Затем с Ириной мы вошли в зал.   Рассказывать стихотворение я не стала – у меня, как будто, отнялась речь. А вот за костюм я получила главную награду – красивую куклу. Кукол тогда не было в магазинах, продавались только небольшие пластмассовые пупсы.
Пятиклассница Ирина согласилась подождать мою бабушку Марью. За окном школьного зала было видно, как метель стала стихать. Вскоре подошла бабушка, и мы вчетвером пошли домой. Четвертой была Пальма, она ждала два часа нас на улице.

рисунок мой               


Рецензии
Здравствуйте, Ольга!
Хороший рассказ, светлый,
хотя переживать пришлось
за девочек.Хорошо, что
рядом была собачка.
Всего Вам самого доброго!
Оля, а Вы знаете что-нибудь
о Надежде Сурковой, её уже
давно нет на сайте. Она писала,
что у неё большие проблемы, как
они разрешились? Спасибо Вам.

Эльвира Гусева   16.11.2018 13:01     Заявить о нарушении
Дорогая Эльвира, благодарю Вас за отзыв!
О Наде мало, что известно. Она сейчас в Благовещенске с больной мамой. Телефон недоступен. Интернета там, в данной ситуации, нет. Сама за неё переживаю.
Всего Вам доброго!С уважением, Ольга.

Ольга Суслова   16.11.2018 13:29   Заявить о нарушении
Спасибо, Оля!
Я думаю она мне напишет,
как только разрешатся её
проблемы...С теплом,

Эльвира Гусева   16.11.2018 13:32   Заявить о нарушении