Звезда с золотыми лучами

      

                Система награждений и распределений боевых наград в Красной Армии во время войны была далека от совершенства. Наградные листы на солдат и сержантов доставлялись в полковые и дивизионные штабы от непосредственных командиров. Вышестоящее командование утверждало, занижало или отклоняло представления. Большую роль в утверждении играл политотдел и особый отдел. Бывшим в окружении или в плену, проштрафившимся ранее, беспартийным и неблагонадёжным награды занижались или не рассматривались. Были и субъективные предпочтения. Например, командир подводной лодки С-13, капитан 3-го ранга Александр Иванович Маринеско за потопление двух транспортов противника «Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен» в водах Балтики зимой 1945 года, был достоин дважды Героя Советского Союза, но в связи с конфликтом с вышестоящим командованием его награда была снижена до ордена Красного Знамени.
        Ещё пример: в тяжёлых боях в Латвии командир стрелковой роты 1177-го СП 1-го Прибалтийского фронта, младший лейтенант Михаил Левин получил задание срочно взять село Кодынь. Наступать «в лоб» на двойную оборону врага, где было множество пулемётов силами неполной роты было безрассудно, так как накануне его безрезультатно и с большими потерями штурмовали батальоны полка. Но был приказ строгого командования, за невыполнение которого могли расстрелять. Нужно было что-то делать, но никакого решения не было. Беспощадный и уничтожающий огонь вражеских орудий, миномётов и пулемётов на ровном поле не давал шансов выжить, и это было равносильно самоубийству. Младший лейтенант всю ночь мучительно думал, как можно обмануть врага. К утру он решил, что наступать нужно во время обеда, когда немецкая пехота уходит в укрытие, но нужна была миномётная поддержка. С большим трудом он упросил миномётчиков поддержать атаку. Снаряды и мины были уже израсходованы, а подвоза ещё не было. Но оставался неприкосновенный запас, которого могло хватить не более чем на десять минут. Михаил и этому был рад.
        После начала обстрела гитлеровцы попрятались в блиндажи и окопы, оставив только наблюдателей. Следом за огневым валом выскочила потрёпанная рота Левина. Сорок бойцов во главе с командиром бежали на немецкие позиции немцев налегке и молча. Немецкий наблюдатель из-за клубов дыма и разрывов просмотрел наступление русских, а когда увидел, то было уже поздно. Его заколол штыком ротный, бежавший впереди своих бойцов. Так без единого выстрела и без потерь солдаты захватили пустые окопы с пулемётами. Но Левин со своим ординарцем побежали дальше и захватили вражескую миномётную батарею. Трофейной финкой он зарезал выскочившего немецкого офицера, а остальным пригрозил, что кинет в укрытие гранату. Гитлеровцы были блокированы в блиндажах, нишах и землянках. В плен было взято почти двести немецких пехотинцев во главе с командиром пехотного батальона, штабом и ротными офицерами.
        Командир полка сразу изменил предвзятое отношение к Левину, еврею по национальности, и представил его к званию Героя Советского Союза. Через два месяца Золотую Звезду получил штабной майор, никогда не участвовавший в боях. Левин высказал по этому поводу своё мнение, что не понравилось новому начальству. Позже, за наступательные бои он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, но в отличие от других награждённых, орден ему не вручили. Уже после войны он нашёл свой наградной лист, в котором стояла отметка о вручении ордена за подписью того майора. Остается только догадываться, кто мог получить за него блестящую золотом награду.
        Утверждённые представления проходили несколько инстанций и, к сожалению, не всегда доходили до вышестоящего начальства и Президиума Верховного Совета на утверждение по разным причинам. Ветераны Великой Отечественной войны с горечью вспоминали о том, что примерно до лета 1944 года командование достаточно редко награждало боевыми орденами и медалями простых солдат и младших командиров. Исключение составляли штабные и холуи. После победных операций, оплаченных жизнями простых солдат, когда на отдельное подразделение приходил свой лимит награждений, некоторые штабные и писари имели возможность составлять на себя и друг на друга наградные листы и подсовывали их в общую стопку. Они скрывали свои награды от простых окопников и боевых командиров. Они жили в тепле, никогда не были ранены, не рисковали, не знали вшей и холода. Не видели ужасов войны и были далеки от смерти. Поэтому хвалиться наградами перед фронтовиками-окопниками таким приспособленцам было опасно. Не исключено, что благодаря таким «героям», многим настоящим фронтовикам наград не доставалось.
        Изготовление дорогостоящих орденов и медалей из драгоценных металлов производилось на Московском, Ленинградском и Краснокамском Монетных дворах. Эвакуированные монетные дворы не сразу могли наладить производство, поэтому наград на всех не хватало. Были случаи, когда награждённые несколько месяцев ждали заслуженной награды. Многие герои погибли, так их и не дождавшись. Только в конце войны стали награждать массово. После Победы военкоматы имели право представлять к орденам и медалям фронтовиков и военнослужащих даже за ранения. Но даже с таким учётом многие герои, участники войны, демобилизованные по ранениям и освобожденные из плена, не были отмечены заслуженными наградами.
       
        Особое место среди высоких наград Советского Союза занимает орден Отечественной войны. Эскиз ордена был разработан по решению самого Иосифа Виссарионовича Сталина весной 1942 года. Это было первое учреждение новой награды в период Великой Отечественной войны. Особенность ордена была в том, что он был накладной и двух степеней. Лучи, звезда и серп с молотом Первой степени были из золота. У Второй степени лучи и звезда были из серебра. Но серп и молот оставались золотыми.
        Указанным орденом награждались военнослужащие Красной Армии и Военно-Морского флота, войск НКВД и партизанских отрядов, отличившиеся в боях с фашистскими захватчиками и проявившие в боях за Родину храбрость, стойкость и мужество. Для награждения был разработан особый статут боевых подвигов для каждой степени отдельно. Им крайне редко награждали за тыловые подвиги. Кавалеры боевой награды, как правило, были офицеры среднего звена. Командиры батальонов, ротные и взводники. Как исключение, - младшие командиры и красноармейцы.
        В отличие от других наград, орден Отечественной войны мог оставаться в семье кавалера после его смерти или мог вручаться родственникам фронтовиков через военкомат. Другие ордена изымались государством вплоть до 1977 года. На сорокалетие Победы орденом Отечественной войны были награждены все живые участники Великой Отечественной войны. Юбилейный орден отличался от военного тем, что был цельноштампованным и не имел деталей из золота. Лучи и серп с молотом были позолоченными.
        В период войны с Германией и Японией орденом Отечественной войны 1-й степени было около 325 тысяч награждений. Второй степенью - около 950 тысяч. И около ста тысяч орденов было вручено после войны.
        Первое награждение указанным орденом  произошло в июне 1942 года во время Харьковского сражения 1942 года. Артиллеристы 776-го артиллерийского полка Юго-Западного фронта трое суток отражали танковые атаки гитлеровцев.
        На батарею капитана Ивана Криклия двигалось около двухсот вражеских танков. Но советские бойцы выстояли и удержали позиции, не пропустив ни одного панциря. При этом они сожгли и подбили более тридцати танков и штурмовых орудий. Иван Криклий в бою был тяжело ранен и умер от ран. Посмертно он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Но сам орден был вручен его родным только годы спустя.
        В сравнении с другими наградами, орденом Отечественной войны награждали гораздо реже и часто посмертно. Для солдат и сержантов был учреждён солдатский орден Славы. Другие подвиги бойцов отмечались боевыми медалями или орденом Красной Звезды, которым было награждено почти три миллиона солдат и командиров. Поэтому сияющая на груди у простого рядового солдата или сержанта золотая или серебряная звезда с лучами встречалась очень редко.
        На сегодняшний день известно о семидесяти двух многократных кавалерах ордена Отечественной войны, у кого было не менее четырех указанных орденов. Все кавалеры, как правило, офицеры высшего и среднего звена, генералы и адмиралы. И только семь человек среди них были старшинами и сержантами. Вот их имена:
        Уроженец Свердловской области, Смирнов Михаил Степанович, 1923 года рождения, воевал в составе 2-й Ударной армии в танковых частях под Ленинградом, в Прибалтике, освобождал Польшу и Германию. Был ранен, неоднократно горел, но всегда возвращался в свою часть. Механик-водитель легендарного танка Т-34 Смирнов огнём и гусеницами уничтожал вражеские огневые точки, пушки, танки, самоходки и живую силу. Дослужился до звания старшины, за год боевой деятельности был четырежды награждён орденами Отечественной войны, два из которых были с лучами из золота. В 1985 году был удостоен пятого ордена.
        Семнадцатилетним юнцом в 1943 году ушел на фронт уроженец Воронежской области, Степа Литвинков. Воевал в должности заряжающего самоходной установки СУ-76 на Прибалтийском фронте. В составе экипажа особенно отличился в проведении засад и рейдах по тылам противника. На его счету десятки уничтоженных единиц танков, штурмовых орудий, техники и большое количество живой силы врага. Степан Сергеевич Литвинков был удостоен трёх орденов Отечественной войны и Славы 3-й степени. В 1985 году был награждён четвертым орденом Отечественной войны.
        Яненков Николай Александрович родился в 1917 году. В Красную Армию был призван из города Свердловска. Опытный механик, отлично разбирающийся в технике, был направлен в танковые войска. Николая определили в мастерскую по ремонту подбитой техники. Но он рвался на фронт мстить за погибших братьев, родственников и друзей. Механиком-водителем среднего танка прошёл долгими дорогами войны. Лично уничтожил и раздавил гусеницами большое количество огневых точек, артиллерийских и миномётных орудий врага. Командир танковой бригады лично уговаривал незаменимого специалиста перейти в тыл. В танковой роте танкисты любили его, как весёлого и неунывающего товарища и всеми силами берегли его в бою.
        За мужество и храбрость он был награжден тремя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, в числе которых была боевая медаль «За отвагу». В 1985 году Яненков награждён четвёртым орденом Отечественной войны.
        Старшина Гершенович Наум Ефимович, 1918 года рождения, был призван в Красную Армию летом 1941 года из Читинской области. Воевал в пехоте, познал горечь окружений и отступлений. Неоднократно отражал наступления гитлеровских войск и ходил в атаки на немецкие позиции подо Ржевом, освобождал Белоруссию, Литву, Восточную Пруссию, участвовал в боях против японцев в составе Дальневосточного фронта.
        После ранения и госпиталя попросился в разведку. Много раз ходил в тыл врага. За отвагу и мужество был представлен к званию Героя Советского Союза, но утверждение не состоялось. Был награждён орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями.
        Старший сержант Сидельников Сергей Антонович родился в Омской области в 1923 году. Был стрелком, а затем служил в разведке на Западном и Украинских фронтах. Отличился в разведпоисках и рейдах в тылу противника. Лично взял в плен более десятка вражеских офицеров и пулемётчиков. Во время разведки боем уничтожил несколько ДОТов и огневых точек противника. Был награждён орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны, Красной Звезды, Славой 3-й степени и медалями.
        Константин Григорьевич Дарбашкеев родился в 1925 году в семье крестьянина-бурята в Иркутской области. В январе 1943 года ушёл добровольцем на фронт. Попал в пехоту и принимал участие в прорыве Голубой линии фашистов на реке Молочная, освобождал Таманский полуостров и Крым. Во время наступлений был всегда впереди, лично уничтожил в бою пулемётную точку врага, а также выявил и закидал гранатами немецкую противотанковую пушку. Его заметили и наградили переводом из стрелковой роты во взвод пешей разведки.
        Гвардии младший сержант Дарбашкеев и в разведке показал себя храбрым и отважным. Десятки раз участвовал в поисках в тылу врага. Лично пленил двух артиллерийских офицеров-наблюдателей, командира пехотного батальона и его заместителя, нескольких унтеров и фельдфебелей. За захват особо ценных «языков», уничтожение самоходной пушки и миномётной батареи гитлеровцев был удостоен орденов Славы 2-й и 3-й степени, трёх орденов Отечественной войны 1-й степени. В 1985 году Константин Григорьевич был награждён четвертым орденом Отечественной войны 2-й степени.
        Награждённый орденом Красной Звезды и тремя орденами Отечественной войны, гвардии старшина Зарубин Василий Иванович всю войну прослужил личным ординарцем у генерал-майора Коблова. В наградных документах на все ордена имеется примерно одинаковая формулировка: помогал генералу командовать 14-й Гвардейской кавалерийской дивизией...
(На фото разведчик Дарбашкеев К. 1944 г.)


Рецензии
Мой отец воевал не за награды.
На фронте к наградам относились очень спокойно.
Мой отец много написал наградных и похоронных: он имел отличный почерк и обладал грамотным русским языком.

Григорий Аванесов   22.02.2022 10:33     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Вечная память всем, кто приближал Победу: на фронте или в тылу. Однако в своем рассказе тема немного иная. С уважением,

Алексей Шелемин   24.02.2022 07:34   Заявить о нарушении
Получали ордена, те о которых заботились командиры. У которых были люди, которые могли правильно оформить наградные бумаги.
Обстановка боя не всегда позволяла оформить похоронки.

Григорий Аванесов   24.02.2022 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.