Пять пудов любви в чеховской трактовке

В Московском областном театре драмы и комедии 9-10 ноября 2018 года прошла премьера спектакля «Чайка» по одноимённой комедии Антона Чехова в постановке главного режиссёра театра Веры Анненковой.
Перед премьерой состоялась пресс-конференция для представителей СМИ. На ней директор театра Юрий Педенко, Вера Анненкова, сценограф Сергей Тимонин, композитор Егор Шашин и художник по свету Антон Юдаков рассказали о том, как готовилась постановка этого спектакля. Выступил на пресс-конференции и член Политсовета местного отделения партии «Единая Россия» Григорий Грибанов, который уведомил о том, что данный спектакль поставлен при финансовой поддержке «Единой России» в рамках федерального партийного проекта «Культура малой Родины».
Вера Анненкова поведала журналистам о том, как поэтапно с мая 2018 года шла подготовка к постановке этой удивительной пьесы классика мировой драматургии. Первая читка пьесы состоялась во флигеле дома усадьбы Чехова в Мелихове, где автор в 1895-1896  годах работал над своим бессмертным произведением. Пребывание в подмосковном музее-заповеднике Мелихово и в Таганроге, где родился и жил Чехов, помогло артистам проникнуться духом пьесы, почувствовать колорит того времени, когда она создавалась.
     Автор почему-то назвал свою пьесу комедией, хотя по сути это настоящая драма о неразделённой любви, о взаимном непонимании друг друга, личной неустроенности судеб основных персонажей. Главный герой, молодой драматург Константин Треплев
(его роль исполняет Александр Мишин), в финале пьесы стреляется. Он кончает с собой от неразделённой любви к Нине Заречной (в её роли блеснула Елена Пашкова) и непонимания окружающих его людей. Многие исследователи творчества Чехова до сих пор гадают: почему пьесу с самоубийством главного персонажа автор отнёс к жанру комедии?
Актёры, занятые в пьесе, познакомились и с письмами Чехова, которые помогли им окунуться в атмосферу конца XIX века и глубже проникнуть в драматургический материал. Чехов писал письма своим друзьям в период работы над пьесой, после её завершения и оглушительного провала премьеры «Чайки» в Александринском театре в Петербурге, произошедшей 17 октября 1896 года. Зрители комедию не поняли и освистали. Автор винил в этом бездарного режиссёра Евтихия Карпова и глубоко переживал по поводу провала постановки. По собственному признанию Чехова, после премьеры в Александринке он «вылетел из театра, как бомба».
Театральные рецензенты «Чайки» писали о премьерной постановке в Санкт-Петербурге: «Дикая премьера», «не чайка, а какая-то дичь», «соколом летать ты, чайка, не берись» и т.д. Чехов пребывал в отчаянии (об этом, кстати, свидетельствуют и его письма). И только немногие оценили «новый язык» драматургии Чехова. Известный юрист Анатолий Кони в письме Чехову от 7 ноября 1896 года писал: «Чайка» – произведение, выходящее из ряда по своему замыслу, по новизне мыслей, по вдумчивой наблюдательности над житейскими положениями. Это сама жизнь на сцене, с её трагическими союзами, красноречивым бездумьем и молчаливым страданиям, – жизнь обыденная, всем доступная и почти никем не понимаемая в её внутренней жестокой иронии, – жизнь до того доступная и близкая нам, что подчас забываешь, что сидишь в театре, и способен сам принять участие в происходящей пред тобой беседе…»  Поэт и театральный рецензент Александр Смирнов в статье «Театр душ» после премьеры «Чайки» в Самаре в 1897 году писал: Чехов «центр тяжести в своей драме стремился перенести с внешности вовнутрь, с поступков и событий во внешней жизни во внутренний психический мир…»
Больших усилий стоило Владимиру Немировичу-Данченко уговорить Чехова разрешить постановку «Чайки» в Московском Художественном театре. Её премьера в МХТ состоялась 17 декабря 1898 года. Немирович-Данченко так отзывался о впечатлении публики от этой постановке: «Жизнь развёртывалась в такой откровенной простоте, что зрителям казалось неловко присутствовать: точно они подслушивали за дверью или подсматривали в окошко». Максим Горький в письме к Чехову привёл отзыв одного из зрителей спектакля, который назвал «Чайку» «еретически-гениальной пьесой».
С тех пор чеховская «Чайка» начала своё триумфальное шествие по отечественным и зарубежным театрам. Её сценическая жизнь в театрах Англии и Франции началась ещё при жизни Чехова, умершего в 1904 году в немецком городе Баденвайлере. Кстати, сам Чехов перед своей смертью предполагал, что его будут читать в России ещё лет 10-15, а потом забудут. Как видим, он ошибался и сейчас считается классиком не только отечественной, но и мировой прозы и драматургии. Во Франции к пьесе обращались Саша Питоев, Андре Барсак, Антуан Витез и другие режиссёры. В Лондоне  русский режиссёр Фёдор Комиссаржевский поставил «Чайку» в 1936 году.                В советское время «Чайку» ставили такие известные режиссёры как художественный руководитель Камерного театра Александр Таиров, Юрий Завадский в театре имени Моссовета, Анатолий Эфрос в театре имени Ленинского комсомола, Олег Ефремов в «Современнике» и другие. В 1961 году знаменитый шведский режиссёр Ингмар Бергман  поставил «Чайку» в Стокгольме.
Пьеса Чехова не раз экранизировалась. В 1968 году вышла зарубежная киноверсия «Чайки» в Голливуде в постановке выдающегося американского режиссёра Сидни Люмета. В 1970 году фильм по этой чеховской пьесе поставил режиссёр Юлий Карасик.
     В том же 1970 году на экраны кинотеатров вышел советско-французский художественный фильм Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа». В нём рассказывается как раз о том периоде, когда Чехов создавал «Чайку». В фильме препарирована история любви Чехова к певице и актрисе Лике Мизиновой, которую у него увёл модный в конце XIX века писатель и драматург Игнатий Потапенко. Игнатий увёз Лику в Париж, где, она родила от него дочь, умершую во младенчестве. Роль Чехова в этом фильме с блеском исполнил Николай Гринько, роль Лики Мизиновой великолепно сыграла Марина Влади, в образе Игнатия Потапенко был неподражаем Юрий Яковлев. В этом фильме Чехов произносит фразу: «Что есть жизнь каждого из нас? Так, сюжет для небольшого рассказа…» Кто мы? Так, человекообразные песчинки в тёмном мареве жизни. Мелькнём на земном горизонте лет 60-80 (а то и меньше), и исчезнем бесследно... Кто из современных людей помнит беллетристику Игнатия Потапенко? А Чехов до сих пор остаётся непререкаемой величиной в истории русской и зарубежной классики.       
     «Чайка» не случайно считается наиболее автобиографичной пьесой Чехова. В ней улавливаются волновавшие автора мысли об искусстве, о борьбе с косной рутиной, о поисках новых театральных форм, о муках творчества, о трагизме неразделённой любви. Прототипом образа Нины Заречной в для Чехова стала Лика Мизинова, а Игнатий Потапенко –  прообразом беллетриста Бориса Тригорина. Можно найти некие соответствия в персонаже Константина Треплева с реальными событиями в жизни Исаака Левитана, который дружил с Чеховым и тоже был влюблён в Лику Мизинову и даже совершил попытку самоубийства после того, как она его покинула. Младший брат Чехова Михаил утверждал, что эпизод с застреленной на озере чайкой связан как раз с жизнью Левитана в имении художницы Софьи Кувшинниковой в тверской губернии. 
Поэтому можно только приветствовать смелость и творческую дерзость Веры Анненковой, которая взялась за постановку давно ставшей классической пьесы на сцене Московского областного театра драмы и комедии и в очередной раз попыталась разгадать тайну этого драматургического произведения Чехова. Надо отдать должное режиссёру-постановщику: Вера Анненкова избежала модных в наше время модернистских  интерпретаций классических произведений и максимально придерживалась текста пьесы, её чеховского духа и глубинного смысла. Она доказала, что и в наше время эта драма не потеряла своей актуальности и звучит вполне современно. 
Кстати, сам Чехов иронически отзывался о сюжете пьесы «Чайка»: «Мало действия, пять пудов любви». Вот эти «пять пудов любви» в чеховской трактовке Вера Анненкова старательно и бережно перенесла на сцену. Ей в этом помогали сценограф Сергей Тимонин, художник по костюмам Клёна Родкевич, композитор Егор Шашин (музыкальное оформление спектакля выше всяких похвал) и художник по свету Антон Юдаков.
В премьерном спектакле блеснули своим профессиональным мастерством народный артист России Юрий Грубник (врач Евгений  Дорн), заслуженный артист России Андрей Троицкий (Пётр Сорин), заслуженный артист Московской области Александр Мишин (Константин Треплев),  артисты Игорь Бондаренко (Борис Тригорин), Елена Пашкова (Нина Заречная), Екатерина Крыкова (Ирина Николаевна Аркадина), ОлегМошкаркин (поручик в отставке, управляющий имением у Сорина), Татьяна Максимова (Маша), Дмитрий Егоров (сельский учитель Семён Медведенко) и другие актёры и актрисы. .
О том, как справились со сложной поставленной задачей создатели спектакля и как трепетно отнеслись к драматургическому материалу Чехова актёры и актрисы, воплотившие на сцене образы классика, лучше судить искушённым ногинским зрителям. После окончания премьерного спектакля они долго аплодировали его создателям.   

На снимке: Елена Пашкова в образе Нины Заречной и Игорь Бондаренко в роли Бориса Тригорина.    
Фото Михаила БЕЛОЦЕРКОВСКОГО               
         
 2018


Рецензии