В. Никифоров-Волгин и Православие

          В.А.Никифоров-Волгин – православный писатель из Нарвы.

          "Православная жизнь" - май 2016 года

        Многие писатели создавали художественные произведения о Пасхе, но в памяти всегда остаются наиболее яркие и волнующие тексты. Среди них – рассказы В.А.Никифорова-Волгина «Канун Пасхи», «Светлая Заутреня», «Отдание Пасхи»… Процитирую фрагмент из рассказа «Светлая Заутреня»: «А радость пасхальная все ширилась, как Волга в половодье, про которое не раз отец рассказывал. Весенними деревьями на солнечном поветрии заколыхались высокие хоругви. Стали готовиться к крестному ходу вокруг церкви. Из алтаря вынесли серебряный запрестольный крест, золотое Евангелие, огромный круглый хлеб-артос, заулыбались поднятые иконы, и у всех зажглись красные пасхальные свечи. Наступила тишина. Она была прозрачной и такой легкой, если дунуть на нее, то заколеблется паутинкой».  Давайте  же  вспомним  в  эти  пасхальные дни о В.А.Никифорове-Волгине – талантливом писателе с трагической судьбой.
 
  Василий Акимович Никифоров-Волгин (24.12./06.01.1900/1901 – 14.12.1941) – прозаик, журналист, драматург, представитель культуры русского Зарубежья. В свое время – один из самых читаемых русскоязычных писателей Прибалтики. Православие было основой художественного творчества В.А.Никифорова-Волгина.

В.А.Никифоров родился в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии. Исследователь творчества писателя А.Стрижев пишет: «Родился он (…), «когда Россия еще жила старым укладом, а по селам и деревням и вовсе держались Православия (…). Благоухающие травы, таинственные леса и блескучие воды Волги заронили в чуткую душу будущего слагателя полнозвучных строк неотразимые впечатления; колокольные звоны, благоговейная тишина молящихся в храме, радость и ликование праздничных дней — решительно все это припомнит впоследствии литератор, усаживаясь за письменный стол». Мать будущего писателя была очень религиозной и передала веру в Бога детям. Когда Василий был еще ребенком, семья Никифоровых с четырьмя детьми приехала в Нарву. Мать была единственной кормилицей в семье, зарабатывала стиркой чужого белья. Василий окончил церковно-приходскую школу при Свято-Владимирском братстве. Денег на гимназию в семье не было, и Василию Никифорову приходилось заниматься самостоятельно, сдавая экзамены экстерном. И работать приходилось много: батрачить, заниматься крестьянскими трудами и сапожным ремеслом.
 
В 1920 году В.Никифоров стал одним из организаторов «Союза русской молодежи» в Нарве. В 1926-1927 гг. он вместе с С.Рацевичем редактировал «Новый нарвский листок». С этого времени В.А.Никифоров стал пользоваться псевдонимом «Волгин». Этот псевдоним был взят в честь великой русской реки, на берегах которой прошло раннее детство Василия Никифорова. С 1927 года Никифоров-Волгин начал активную деятельность в составе нарвского спортивно-просветительского общества «Святогор». При этом обществе будет создан религиозно-философский кружок, положивший начало местной организации Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД). Никифоров-Волгин участвовал в съездах этого движения, проходивших в Псково-Печерском и Пюхтицком монастырях.
 
Никифоров-Волгин опубликовал заметки о нарвском Спасо-Преображенском соборе, где он служил псаломщиком (до 1932 года), в газете «Старый Нарвский листок» за 11 мая 1929 года. Статья Никифорова-Волгина называлась «Тайны Нарвского Преображенского собора». При написании статьи автор щедро использовал местные нарвские легенды. Приведу один пример. В.А.Никифоров-Волгин пишет: «Если вы войдете в собор, то по левую сторону от главного входа увидите старинную картину «Тайная вечеря». На этой картине изображен ученик Христа Иуда Искариот. Что поражает нас в этой картине, так это то, что Иуда изображён не уродом, не чудовищем, а человеком с необыкновенно одухотворенным лицом, очень похожим на лицо Христа». А затем автор повествует о том, что в  Нарве жила религиозная семья, глава которой под влиянием ужасов инквизиции и бесчеловечных мер, к которым прибегала католическая церковь, усомнился в последней. За это по доносу родного сына он был схвачен и сожжен на костре, а жена этого несчастного человека, чтобы за¬клеймить навеки позором сына-предателя, заказала одному художнику картину «Тайная вечеря», на которой просила нарисовать сына Иудой. В.Никифоров-Волгин чрезвычайно любил Нарву, писал книгу «Древний город», которая так и не была издана.

Писатель нередко жил в нужде, ютился в трущобах, хотя в это время его уже публиковали в парижских изданиях русской эмиграции. С середины 1930 гг. В.А.Никифоров-Волгин в Таллинне становится домашним учителем и воспитателем внука генерала Ю.Штуббендорфа. Он преуспевает в педагогической деятельности, и одним из его учеников становится Алеша Ридигер – впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Основные книги Никифорова-Волгина – сборники рассказов «Земля-именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938). Это книги, которыми зачитывались русские читатели-эмигранты, оторванные от своей родины. В книгах В.А.Никифорова-Волгина чувствовался духовный «аромат» православных праздников. Читателей поражала глубина религиозных переживаний автора. В своих книгах писатель признавался в любви «лапотной, странной, богомольной» Руси, немыслимой без Православной Церкви и монархии, без национальных традиций и обычаев. Никифоров-Волгин оказался способным передать неповторимую красоту православного богослужения. Герои рассказов Никифорова-Волгина часто достигают умиротворения, просветления души. Среди его персонажей – странники и богомольцы, священнослужители и юродивые, утешающие страдающий народ, очищающие сердца. Это герои, способные отдать жизнь ради веры и претерпеть, казалось бы, невыносимые страдания. Никифорова-Волгина часто сравнивали с православным писателем Иваном Шмелевым, называли современным Лесковым.

В мае 1941 года писатель был арестован органами НКВД, а в августе в Кирове был приговорен к расстрелу. В.А.Никифорова-Волгина расстреляли 14 декабря 1941 года. Формулировка «грехов» была такой: «За издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания». Писателя лишили жизни за его светлые книги, наполненные духом Православия. Его вместе с другими жертвами тайно похоронили на Петелинском кладбище. Реабилитировали В.А.Никифорова-Волгина лишь в 1991 году. С этого времени началось писательское возвращение: книги Никифорова-Волгина начали новый путь к читательским сердцам.


Рецензии