А. Майков и Православие
"Православная жизнь" - июнь 2016 года
4 июня исполняется 195 лет со дня рождения замечательного русского поэта Аполлона Николаевича Майкова. Он также интересен как политический публицист и писатель славянофильского направления мысли. Один из современников напишет о жизни поэта так: «Путешествия, любимые книги, памятники древности, рыбная ловля, стихи, мирные семейные радости, и над всей этой жизнью, как ясный закат, мерцание не бурной, но долговечной славы — такая счастливая доля достается немногим баловням судьбы, особенно в наше время и в нашем Отечестве».
А.Н. Майков родился 23 мая / 4июня 1821 года в дворянской семье, к которой принадлежал русский святой и церковный писатель Нил Сорский (в миру - Нил или Николай Майков). Для семьи Майковых были важны идеи Православия, монархизма и гуманности. Имение отца поэта Никольское, в котором Майков провел раннее детство, и нередко бывал впоследствии, находилось близ Троице-Сергиевой лавры. Впоследствии в автобиографии Майков отмечал: «Нравственная евангельская правда одна с малолетства не была поколеблена, плюс некоторые рыцарские, фамильные предания». Майков и его брат Валериан (будущий литературный критик) получили домашнее образование. Историю словесности им преподавал писатель И.Гончаров. По его воспоминаниям, дом Майковых «кипел жизнию, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства». В семье выпускался рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи», в которых и появились первые стихи будущего поэта. Майков увлекался не только поэзией, но и живописью. В круг майковского общения всегда входили верующие люди: например, Ф.Тютчев, Я.Полонский, Ф.Достоевский, К.Романов (К.Р.), связанные с ним многолетней дружбой. Независимый в суждениях, А.Майков смело высказал свое творческое несогласие августейшему поэту К.Р. по поводу его поэмы «Севастиан-мученик»: «...Последний монолог Себастиана – я решительно против него. Это заключительный аккорд, и он должен быть высотою христианского учения. То, что у Вас говорит Себастиан, - это может говорить и думать перед казнью любой динамитчик. Это угроза скорее в характере ветхозаветного пророка». Для Майкова была важна не только этическая сторона Библии, но и ее историко-культурный потенциал. Он признавался, что «для поэзии, а отчасти для компонирования сюжетов изучил Библию в славянском и отчасти французском переводе». Однажды, проживая на даче у станции Сиверской, Майков стал председателем попечительского совета при местной Петропавловской церкви, неустанно заботясь о постройке новой школы, церкви, богадельни, тратя много времени и денег
Главным делом искусства Майков считал выявление прекрасного. Искусству, утверждал он, нет дела ни до чего низменного, только красота и любовь неподвластны тлению. Долгое время Майков считал самой совершенной эпохой античность. В 1870-х-начале 1880-х годов Майков работает над трагедией «Два мира» о крушении язычества и возникновении христианства, хотя первые проблески интереса к этой теме появляются уже в творчестве поэта начала 1840-ых гг. В тексте майковской трагедии языческое и христианское равноправно значимы. Майков признавался, что «…понять христианский мир (…) в живых осмысленных образах в отдельных личностях, оказалось гораздо труднее, чем сладить с миром языческим». Показательно, что главным героем трагедии оказывается не христианин, а язычник – патриций Деций, аккумулирующий в себе величайшие достижения и антиуспехи культуры Древнего Рима. Вместе с тем в редакции текста 1881 года по сравнению с редакцией 1872 года акценты изменены в сторону увеличения удельного веса христианского начала. Христианская тематика в поэзии Майкова нарастала постепенно, достигнув своего апогея в конце 1880-х – начала 1890-х гг. Поэт благоговейно относился к набожности русского народа и с горячей любовью говорил о его храмах, обителях, святителях, благочестивых князьях и подвижниках русской земли. По выражению Бестужева-Рюмина, Аполлон Майков старался «вознестись к высшему религиозному началу и в нём слиться со своим народом». Аналогично Тютчеву, поэт считал Россию «по природе христианским царством и хранительницей истинного христианского духа». Лирический герой майковского стихотворения «Нива» просит у Господа насущного духовного хлеба для своей Родины: «О Боже! Ты даёшь для родины моей/ Тепло и урожай, дары святого Неба —/Но, хлебом золотя простор её полей, /Ей также, Господи, духовного дай хлеба!»
Духовная лирика Майкова – одна из лучших в русской поэзии. Например, стихотворение «Дорог мне перед иконой»: «Дорог мне перед иконой/В светлой ризе золотой,/Этот ярый воск возжённый./Чьей неведомо рукой./Знаю я: свеча пылает,/Клир торжественно поёт -/Чьё-то горе утихает,/Кто-то слезы тихо льёт,/Светлый ангел упованья./Пролетает над толпой.../Этих свеч знаменованье./Чую трепетной душой:/Это — медный грош вдовицы,/Это — лепта бедняка,/Это... может быть... убийцы./Покаянная тоска.../Это — светлое мгновенье./В диком мраке и глуши,/Память слёз и умиленья./В вечность глянувшей души...» Достоевский об этих стихах писал в письме А.Н. Майкову: "...Бесподобно. И откуда Вы слов таких достали! Это одно из лучших стихотворений Ваших..."
Многие духовные истины, присутствующие в стихотворениях Аполлона Майкова, близки человеку любой эпохи. Например, мысли, выраженные в майковском цикле «Из Апполодора Гностика»: «Из бездны Вечности, из глубины Творенья/ На жгучие твои запросы и сомненья/ Ты, смертный, требуешь ответа в тот же миг,/ И плачешь, и клянёшь ты Небо в озлобленье,/ Что не ответствует на твой душевный крик.../ А Небо на тебя с улыбкою взирает,/ Как на капризного ребенка мать./ С улыбкой — потому, что все, все тайны знает,/ И знает, что тебе ещё их рано знать!» Или: «Не говори, что нет спасенья, Что ты в печалях изнемог: Чем ночь темней, тем ярче звёзды, Чем глубже скорбь, тем ближе Бог...» Давайте и сегодня, например, по пути в храм, вспомним замечательное майковское стихотворение «Когда гоним тоской неутолимой»:«Когда гоним тоской неутолимой,/Войдешь во храм и станешь там в тиши,/Потерянный в толпе необозримой,/Как часть одной страдающей души;/Невольно в ней твое потонет горе,/И чувствуешь, что дух твой вдруг влился/Таинственно в свое родное море,/И заодно с ним рвется в небеса...»...
Свидетельство о публикации №218111600757