А. Васнецов и Православие

               Искреннее творчество Аполлинария Васнецова.

               "Православная жизнь" - август 2016 года


           6 августа исполняется 160 лет со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова – русского художника и искусствоведа. Он известен гораздо меньше своего старшего брата – классика русской живописи Виктора Васнецова, создавшего, например, такие картины, как «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Богатыри» и др. Аполлинарий Михайлович был многим обязан своему брату: по примеру брата он в раннем детстве увлёкся рисованием; именно брат пригласил его в Санкт-Петербург, когда они осиротели, и обучил технике живописи, во всём вдохновлял и помогал...

       А.М.Васнецов родился в семье сельского православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823 – 1870), в селе Рябово, находившемся от губернского города Вятки в 75 верстах.  Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей. Михаил Васильевич был широко образованным человеком, старавшимся дать детям разностороннее образование. Он учил всех своих шестерых сыновей читать, считать, писать, петь, рисовать… Интересно, что талантливой художницей была его мать, бабушка Аполлинария и Виктора Васнецовых. Например, В.М. Васнецов вспоминал: «…Первые настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой наш отец возил «на поклон», чуть только приедем из семинарии... Все под стеклом, в золотых рамах, висели чинно в несколько рядов, заполняя стены гостиной... Мы гордились талантом бабушки».
 
          Рано умерший отец успел дать сыновьям многое. Впоследствии Аполлинарий Васнецов вспоминал: «Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям. Ночью обращал моё внимание на небо, я с детства знал главные созвездия и звёзды; вращение небесного свода и его причины... Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу. Его смерть потрясла меня до глубины души... Вечное, сердечное спасибо отцу». Аполлинарий остался сиротой в возрасте тринадцати лет. Он окончил Вятское духовное училище, а потом стал жить в Санкт-Петербурге и в Москве, в тесном родственном и творческом контакте с близким по духу братом Виктором.
 
        Но Аполлинарий Васнецов никогда не забывал о родном вятском селе. Например, он, нередко писавший рассказы и очерки,  вспомнил «милое Рябово» в своем позднем рассказе «Сельский иконописец»: «Высокая лестница, ведущая в церковь, в долгие летние вечера служила местом, где на заходящем солнышке грелись местные жители – сторож Омельян, пономари Лука и Александр Иванович, Егор Николаевич «в белом холщовом подряснике» и местный иконописец Семён Иванович Копысов. Здесь они просиживали нередко до глубокой ночи, калякая о том о сём, решая житейские дела, интересы прихода, епархии и даже всего Русского государства. Это же радужное солнышко заглядывало через окна в самую церковь, играя на золочёном иконостасе, лампадах и ризах на иконах». Храм родного села, в котором служил отец, был чрезвычайно дорог Аполлинарию Михайловичу. Наверное, А.М.Васнецов огорчился, получив в июне 1914 года весточку от брата Виктора, который писал: «Наш любимый иконостас в холодной церкви линяет и даже лупится. Самое живое впечатление всё-таки от иконостаса и этой линяющей живописи – она та же, и такое же живое художественное впечатление и воспоминание... Я бы даже не прочь помочь средствами для сохранения живописи. (...) Издали церковь и село очень навеяли старину… Мир дорогой, родной!»

        Первой по-настоящему известной картиной Аполлинария Васнецова стала «Родина» , созданная в 1886 году. Здесь он изобразил типичную русскую природу: поля, домики крестьян и сельскую церквушку. А.М.Васнецову удалось одновременно показать и убогость, и значительность жизни крестьян на этих просторах. Художник говорил, что, помимо брата, сильное творческое влияние на него оказали И.Шишкин и А.Куинджи. А.М.Васнецов был одним из художников-передвижников. Позднее он стал участником известного объединения «Мир искусства», одним из организаторов Союза русских художников. В историю русской живописи Аполлинарий Васнецов вошёл, как мастер пейзажа, воспевшего красоту природы Урала и Сибири и как создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю Москву во всей её красе. За свою творческую жизнь А.М.Васнецов создал более 120 произведений, посвящённых древней Москве и другим древнерусским городам. Нередко объектом изображения на картинах Васнецова становились храмы: «Троицкая церковь на Берсеневке», «Симонов монастырь. Облака и золотые купола», «Коломенское. Вид на Дьяково с ходовой паперти церкви Вознесения»...

        В послереволюционное время А.М.Васнецову пришлось очень непросто. Например, в 1918 году его лишили преподавательской деятельности в Московском училище живописи... В 1931 году Аполлинарий Васнецов стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написавшим соответствующее письмо в газету «Известия». В советское время художнику помогло христианское смирение, чувство долга и желание работать. В последние годы жизни прибежищем и спасением для А.М.Васнецова стала старая Москва. Он изучал прошлое столицы, занимался археологическими раскопками, готовил доклады в Комиссии по изучению старой Москвы.

      Виктор Васнецов, подводя итоги своей жизни, сказал: «Я только Русью и жил... Что касается религиозной моей живописи...  я, как православный и искренне верующий Русский, не мог хоть на копеечку свечку  не поставить Господу Богу. Может, свечка эта из грубого воска, но поставлена она от души. В Православной Церкви мы родились, православными дай Бог и помереть». Наверное, подобные слова мог бы произнести и Аполлинарий Васнецов, чрезвычайно близкий своему брату по духу.

        А.М.Васнецов скончался 23 января 1933 года в Москве, в возрасте 76 лет. Он был похоронен на Введенском кладбище. Биограф А.М.Васнецова Вячеслав Филиппов отметил, что художник был беззаветно предан искусству: «Он дал нам пример честной жизни и искреннего творчества». А художник Константин Юон предсказывал: «Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее...».


Рецензии