Ф. Достоевский и Православие-3
"Православная жизнь" - декабрь 2017 года
5 декабря исполняется 205 лет со дня рождения преподобного Амвросия Оптинского (1812-1891) - одного из самых почитаемых старцев, чрезвычайно авторитетного священнослужителя Русской православной церкви, являвшегося духовным наставником многих русских писателей. 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской православной церкви он был прославлен в лике святых.
Амвросий Оптинский (урожденный – Александр Михайлович Гренков) родился в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Отец рано умер, и поэтому Александр с матерью, братьями и сестрами жил в доме деда-священника. Александр Гренков окончил Тамбовское духовное училище и Тамбовскую духовную семинарию. Во время тяжелейшей болезни Александр дал Господу обет принять иночество и выздоровел. Он принял монашество с именем Амвросий в 1842 году, а спустя три года был рукоположен в иеромонахи. Более 20 лет (с осени 1839 года) о. Амвросий помогал старцам Оптиной Пустыни, а в 1860 году и сам принял на себя трудный подвиг старчества. Протоиерей Сергий Четвериков однажды высказал мысль, разделяемую многими: «Старчество придало Оптиной Пустыни особый духовно-светлый облик, пронизало ее духом благожелательной и снисходительной любви, сделало ее привлекательной и бесконечно дорогой для грешных душ, ищущих спасение».
За духовной помощью и наставлениями к старцу Амвросию, которого Господь удостоил дара прозорливости, приезжали люди разных сословий со всей России: дворяне, купцы, крестьяне… Для старца все посетители были равны. Например, однажды крестьянка со слезами просила старца научить ее, чем кормить порученных ей господских индюшек, чтобы они не дохли. Амвросий, расспросив крестьянку, как она их кормит, дал ей соответствующие наставления. Когда старцу сказали, что он напрасно теряет с крестьянкой свое драгоценное время, Амвросий ответил так: «Да ведь в этих индюшках вся ее жизнь, от них зависит ее душевный покой, а душа ее так же драгоценна, как и душа человека с более высокими запросами». Оптина Пустынь притягивала внимание крупных русских писателей 19 века. В разное время Пустынь посетили братья Киреевские, В.А.Жуковсий, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, Ф.М.Достоевский, А.Н.Апухтин, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев... Для многих из них встречи со старцем Амвросием стали незабываемым событием.
Ф.М.Достоевский отправился в Оптину Пустынь вскоре после того, как умер его трехлетний сын Алеша, чтобы облегчить свои тяжёлые душевные страдания, совершить там поминовение сына на сороковой день его смерти и решить для себя сложные метафизические вопросы. Вместе с философом и поэтом В.С.Соловьевым он провел в Оптиной Пустыни несколько июньских дней 1878 года. Достоевскому удалось побеседовать со старцем Амвросием. Видимо, они беседовали о многих проблемах, волновавших Ф.М.Достоевского. Оптина Пустынь не только способствовала духовному успокоению писателя, но и дала мощный творческий импульс. В романе «Братья Карамазовы» нашли отражение впечатления писателя от посещения обители. А духовный облик о.Амвросия повлиял на созданный Достоевским образ кроткого и мудрого старца Зосимы.
О встрече Достоевского со старцем супруга писателя Анна Григорьевна вспоминала так: «Вернулся Федор Михайлович из Оптиной Пустыни как бы умиротворенный и значительно успокоившийся и много рассказывал мне про обычаи Пустыни. (…) С тогдашним знаменитым «старцем» о. Амвросием Федор Михайлович виделся три раза: раз в толпе при народе и два раза наедине, и вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление. Когда Федор Михайлович рассказал «старцу» о постигшем нас несчастии и моем слишком бурно проявившемся горе, то старец спросил его, верующая ли я, и когда Федор Михайлович отвечал утвердительно, то просил его передать мне его благословение, а также те слова, которые потом в романе старец Зосима сказал опечаленной матери...» Вот соответствующий фрагмент из романа Ф.М.Достоевского: «И не утешайся, и не надо тебе утешаться, не утешайся и плачь, только каждый раз, когда плачешь, вспоминай неуклонно, что сыночек твой – есть единый от ангелов Божиих – оттуда на тебя смотрит и видит тебя и на твои слезы радуется, и на них господу Богу указывает. И долго еще тебе сего великого материнского плача будет, но обратится он под конец тебе в тихую радость, и будут горькие слезы твои лишь слезами тихого умиления и сердечного очищения, от грехов спасающего. А младенчика твоего помяну за упокой… (…)». А.Г.Достоевская писала: « Старец Амвросий обещал Феодору Михайловичу «помянуть на молитве Алешу» и «печаль мою», а также «помянуть нас и детей наших за здравии». Федор Михайлович был глубоко тронут беседою со старцем и его обещанием за нас помолиться. (...) Из рассказов Федора Михайловича видно было, каким глубоким сердцеведом и провидцем был этот всеми уважаемый «старец»».
По мнению многих исследователей творчества Ф.М.Достоевского, старец Амвросий – не единственный прототип образа старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы». В частности, среди прообразов называют и Тихона Задонского, Зосиму Тобольского, инока Парфения, оптинского старца Макария... Под влиянием мнения русского религиозного философа К.Н. Леонтьева некоторые литературоведы считают, что старец Амвросий лишь внешне послужил прототипом Зосимы (описание кельи старца, его распорядка дня), но значительная часть мировоззрения Зосимы основана на творениях Тихона Задонского.
Духовный писатель Е.Н.Поселянин в очерке «Отец Амвросий: его советы и предсказания» отметил, резюмируя итоги встреч старца и Ф.М.Достоевского: «О. Амвросий постиг сущность смирившейся души писателя и отозвался о нем: «Это кающийся»». Наверное, многие русские писатели, встречавшиеся со старцем Амвросием, ощущали примерно то же, что и Е.Н.Поселянин, который так написал о старце Амвросии: «Меня поразила его святость, которую я чувствовал не разбирая, в чем она, — и та непостижимая бездна любви, которая, как следствие его святыни, была в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они не состояли».
Свидетельство о публикации №218111600916