Клематисовая эпопея Гл. 1

     (К рассказам о профессиях)

               
                Помещённый материал -- не               
                рекомендации по выращиванию               
                клематисов, а  рассказ о               
                личном опыте по созданию
                небольшой коллекции               
                сортов клематиса со всеми его               
                ошибками и неудачами.

          Вырастить клематисы в своём саду было моей давней мечтой.

          В ботаническом саду, где я работала до ухода на пенсию, клематисы относились к разделу "Лианы" и были в ведении другого сотрудника. Таким образом, опыта по агротехнике клематисов у меня не было.

          Незадолго до моего ухода на пенсию мы получили в садоводческом товариществе земельный участок под сад, и появилась возможность завести у себя любые, какие угодно душе, культуры, в том числе и клематисы.

          Не скоро удалось мне заняться клематисами. На первых порах выписывала у разных производителей посадочный материал в небольших количествах. Успех не приходил долго.

          Помню, что первую посылку саженцев получила ещё из Киргизии, т.е. до развала страны. Всё погибло в первый же после посадки год.

          Шло время, а мечта о клематисах не покидала. Проанализировала весь свой неудачный опыт и пришла к выводам. Первый из них: необходимо выделить под клематисы отдельный участок, а не сажать где попало; спланировать посадки по всем правилам, соответственно расположив ряды по сторонам света. Посадочные места располагать на рекомендуемых для каждого сорта расстояниях. Строго соблюдать правила посадки, особенно глубину заделки узла кущения.

          О последнем следует сказать по-подробнее. Моей основной ошибкой при посадке клематисов была глубокая заделка узла кущения саженца в почву. В результате саженцы не могли пробиться через нашу тяжёлую почву на поверхность и погибали. Существующие рекомендации по глубине заделки рассчитаны на стандартные саженцы, т.е. на двухлетние растения, считая от времени посадки производителем черенков на укоренение, т.е.: 1-ый год -- от посадки черенков до укоренения и до следующей весны; 2-ой год -- доращивание укоренённых черенков в открытом грунте до осени. За это время растения приобретали все требуемые к стандарту качества.

          На практике производители, как правило (во всяком случае, нам) присылали саженцы весной (надо думать, это были  укоренённые черенки прошлого года, а не стандартные саженцы). Такой посадочный материал нельзя высаживать сразу на постоянное место, а нужно доращивать в парнике или на специальных грядах ещё в течение сезона. И только осенью высаживать на постоянное место.

          Очень важное обстоятельство для успеха выращивания клематисов! О нём в имеющейся по клематисам литературе говорится как-то между прочим, и я не обратила на него внимания, в то время как это правило очень важно соблюдать.

          Приведённое обстоятельство имеет большое значение и в определении срока посадки саженцев на постоянное место, о чём будет сказано ниже.

          Фото: Клематис 'Куба'

          Продолжение на стр. http://www.proza.ru/2019/04/06/1108


Рецензии
Став "садоводом" я ощутила горечь потерь, когда погибло моё деревце авокадо, похоже, от избытка полива, по неизвестной причине облетели листочки с бугенвиллии, так что мой кустик, тоже растущий в горшке, болеет с конца осени, хотя, к счастью, не погиб окончательно.
Официальные садовники, хоть и назначили меня собственником не только огороженного участка, но и всей территории вокруг дома, тем не менее, постригли чуть ли не наголо большой куст гибискуса, чарующий меня своими большими ярко-красными цветами. Всё это сильно огорчает меня. Меня интересует, переживали ли Вы, Альбиночка, по поводу Ваших неудач с разными сортами клематисов? Или как врач относились к этой своей работе профессионально, без эмоций?
С уважением и теплом,
Алла.

Алла Валько   04.04.2023 22:23     Заявить о нарушении
Дорогая Алла, какой хороший вопрос Вы мне задаёте! Благодарна Вам от всей-от всей души! О, ответ на него мог бы составить, наверное, целую книгу. Ещё как переживала, просто - до слёз. Особенно именно по работе с клематисами! И об этом почти весь мой рассказ.

Именно в рассказе-эпопее о клематисах я и пишу о том, как проливала слёзы, когда случилась большая неудача (для меня настоящая трагедия в одно злополучное время). И до сих пор с горестными вздохами вспоминаю все свои неудачи при попытке создать в своём саду хотя бы небольшую коллекцию клематисов.

Конечно, многие неудачи объясняются тем, что этими замечательными растениями занялась поздно, когда уже пора было заканчивать мечтать о коллекциях и ограничиться тем, что по силам, т.е. единичными экземплярами.

Да, будучи впечатлительным человеком, переживала во всё время работы с растениями, а трудностей и неудач хватало и в бот. саду и после ухода на пенсию - на своём участке.

Спасибо Вам огромное за интерес к рассказам о моей работе с цветочными растениями. Всего-всего Вам самого доброго,

Альбина Лисовская   04.04.2023 23:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.