ДТП

В этом году18 ноября отмечается Международный день памяти жертв ДТП. Я присутствовал на поминальной панихиде по трагически погибшим, в храме Петра и Февроньи, г. Барабинска, 16 ноября. В памяти всплыли воспоминания собственных дорожно траНспортных происшествий и трагедий с друзьями родными и близкими. С некоторыми из них хочу поделиться с вами. Чужой опыт и ошибки бывают поучительны. Их столько много, что остановлюсь только на личных трагедиях.

Четыре года назад, 9 ноября, «разбился» мой младший брат Николай, в возрасте 60 лет. Последние годы он работал в Нижневартовске. Там же уволился на пенсию. Возвращался домой в Омск, к жене, на автомобиле. Его ошибкой было то, что переоценил свои силы, недооценил сложность дорожной обстановки: сырость, грязь. Главной ошибкой была тактическая. Он поставил себе цель: без отдыха доехать из Нижневартовска до Омска. В тёмное время суток, в два часа ночи, не доехав 60 км до Омска, въехал в впереди идущую фуру.

По работе, ему приходилось производить работы на объектах нефтепроводов. Часто приходилось ходить одними тропами с медведями. Было рискованно и страшно. В шутку говорил, что если придётся встретиться с мишкой, труп будет выглядеть не эстетично. В финале так и случилось.

Некоторые говорят, будто бы, погибая в ДТП, не успеваешь почувствовать боли потому, что раньше происходит разрыв сердца. Я с этим не согласен; тогда бы, не было выживших в ДТП. У погибшего не спросишь, чувствовал боль или нет. Всё происходит мгновенно. По своему опыту знаю, что человек до последнего момента борется за жизнь, в опасной ситуации.

Первый случай был в Омской области, осенью 1969 года. Нас курсантов, в период хлебоуборочных работ, перевозили в открытом кузове грузовика. Водитель или прикуривал, или отвлёкся и съехал на обочину. Следующим манёвром он крутанул руль влево. В результате, кувыркались в разных плоскостях и осях вращения. Благо – это было на равнине Омской области. Мы все высыпались в кювет, при первом опрокидывании.  К счастью, все остались живы. Из тринадцати курсантов, никто из нас серьёзно не пострадал. У некоторых были ушибы, перелом руки, ключицы, сотрясение головного мозга, открытые травмы. Коля Лисовских, Слава Швецов, Мирон Лим – больше всех получили травмы.

Здесь я могу передать свои ощущения и фрагменты памяти. В какой-то момент, я почувствовал, что будет опрокидывание и «побежал», устремился к левому борту. Добежал или нет – уже не помню. Далее память запечатлела, как что-то грохотало сверху по мне, когда я лежал на земле. Дело в том, что в кузове был большой ящик – ларь для перевозки хлеба. Потом снова отключка, неизвестной продолжительности. Когда пришёл в себя, увидел своих товарищей лежащих вокруг. Первое впечатление было удручающее. Встав на ноги, стал подходить к друзьям, осматривал и помогал подняться. Несмотря на благополучный исход, эмоции были на пределе.

Другой раз, 1988 год, зимой, ночью, на БАМовской  дороге, Где-то за Усть-Кутом. Был сам за рулём УАЗика. Хватанул свеже выпавшего снега на бровке и машину, как по накатанной колее, потащило в кювет. Я предпочёл плавно, без резких движений съехать в кювет  и долго потом выбираться, но остаться живым. На БАМе кюветы крутые и глубокие. Мне и моим пассажирам повезло, не очень глубокий оказался. Рано утром бензовозы ехали в Усть-Кут за топливом и помогли выбраться на дорогу.

На портале Стихи.ру, самые первые стихи написаны под впечатлением трагической гибели друзей и брата.

17.11.2018 г.


Рецензии